Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:39, курсовая работа
В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:
1) Определить, что включает в себя понятие «банковская конкуренция»;
2) Оценить состояние банков в Республике Беларусь;
3) Выявить проблемы банковской конкуренции в Республике Беларусь и найти пути их решения.
Введение5
1.Современные особенности и закономерности развития банковской конкуренции7
1.1. Понятие банковской конкуренции, её возникновение и развитие7
1.2. Особенности банковской конкуренции9
1.3. Виды банковской конкуренции12
1.4. Уровни банковской конкуренции и формы банковских объединений14
2.Аналитический обзор банковской конкуренции в Республике Беларусь17
2.1. Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции17
2.2. Рейтинг белорусских банков20
3.Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их решения24
Заключение27
Список использованных источников28
Приложение А30
Приложение Б31
Приложение В34
Приложение Г37
1.3 Виды банковской конкуренции
В экономике выделяют четыре основных вида банковской конкуренции:
Конкуренция продавцов - это соперничество между продавцами за наиболее выгодные условия сбыта товаров (в данном случае - банковских услуг). Конкуренция покупателей - это соревнование между покупателями за доступ к этим товарам. Обе эти формы могут существовать рядом друг с другом, находясь в определённом сочетании. Так, на рынке продавца, где продавцы обладают значительными возможностями в определённой степени диктовать покупателям свои условия (вследствие ненасыщенности рынка, его монополизации и т.д.), преобладает конкуренция покупателей. Напротив, на рынке покупателя, где покупатели обладают большей рыночной силой, чем продавцы (из-за перенасыщения рынка товарами, а также действия некоторых других факторов), основной формой является конкуренция продавцов [6, c.211].
Внутриотраслевая конкуренция - это
конкуренция между фирмами
Ценовая конкуренция осуществляется путём изменения (как правило, снижения) цен. Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара (надёжность, долговечность, безопасность, полезный эффект, издержки потребления, внешний вид, сервисное обслуживание и др.) и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта) [6, c. 213-214].
Совершенная конкуренция - это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные товары, находящиеся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами. Несовершенная конкуренция - это конкуренция, ограниченная вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы вне конкуренции, иными словами условия конкуренции неравны [6, c. 216].
В реальной жизни несовершенная
конкуренция встречается
В современных условиях банковские рынки нашей страны, как, впрочем, и западные, тяготеют к модели дифференцированной олигополии. Примечательно, что, по мнению зарубежных специалистов, такая рыночная структура является наилучшей с точки зрения здоровой конкуренции.
1.4 Уровни банковской конкуренции и формы банковских объединений
Банковская конкуренция - понятие достаточно условное, так как конкурируют на банковском рынке не только банки. Даже в финансовом секторе этого рынка можно выделить три уровня конкурентной борьбы.
Основной уровень - конкуренция между коммерческими банками, которые традиционно делятся на универсальные и специализированные. Раньше между этими видами существовала чёткая грань. Во-первых, это было связано с тем, что для ряда операций устанавливались законодательные ограничения. Во-вторых, прибыли банков от отдельных специализированных операций иногда были настолько велики, что деятельность в других сферах становилась необязательной [7, c. 177].
Необходимо отметить, что в банковском деле свободная конкуренция неизбежно вызывает определенную концентрацию. Одни банки поглощаются более могущественными конкурентами, другие, фактически попадают под власть более сильных конкурентов. Число банков сокращается, но вместе с тем увеличиваются их размеры, возрастает объём операций. В каждой стране выделяются немногие крупнейшие банки, на счетах которых собираются огромные суммы свободных средств, ищущих прибыльного применения.
Конкуренция наблюдается
как между отдельными банками, так
и между крупнейшими союзами
банковского капитала. У последних
всё более усиливается
Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. Банковские объединения - это банки-гиганты, которым отведена большая роль в банковском деле [7, c. 179].
Существуют несколько форм банковских объединений:
В конкурентной борьбе крупные банки имеют особые преимущества перед мелкими. Во-первых, они обладают большими возможностями для привлечения вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать свои средства в крупные, более солидные и устойчивые банки. Во-вторых, крупные банки обычно обладают сетью филиалов, расположенных во многих городах, чего не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по ведению операций относительно меньше вследствие большего масштаба этих операций. Это позволяет крупным банкам взимать меньшую плату с клиентов за выполнение для них расчётных и кредитных операций.
В борьбе с банками-аутсайдерами
банковские объединения прибегают
к различным методам
Наряду с соперничеством
между коммерческими банками
в современных условиях всё более
серьёзную конкуренцию они
Помимо этих трёх уровней, на некоторых из них можно выделить два подуровня:
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции
Банковский маркетинг – это рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту банковских услуг [9].
Целью банковского маркетинга является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом.
В Республике Беларусь маркетинг в банках развивается как инструмент стратегического планирования деятельности банка, как способ продвижения банковских продуктов и услуг, а также способ рекламы банка для привлечения большего числа клиентов.
Рынок финансовых услуг в Беларуси, можно сказать, в XXI в. начал ориентироваться на неоднородную целевую аудиторию. Появились конкретные сегменты, на которые банк направляет свою деятельность. Таким образом, банки развивают стратегические направления для корпоративных клиентов, для малого бизнеса, для физических лиц, для финансовых учреждений.
Почти все банки Беларуси основной доход зарабатывают на кредитовании и депозитах. В этом сегменте наблюдается широкий охват потребителей: кредиты для всех желающих («Просто Кредит» от Приорбанка, вклады «Столичный» (Банк Москва-Минск), «Капитал», «Накопительный» от Беларусбанка, кредит на потребительские цели от Белинвестбанка), также банки Республики Беларусь предоставляют свои услуги пенсионерам (вклад «Пенсионный» от Беларусбанка, специальные виды социальных вкладов от БПС-Банка, Белинвестбанка, Банка ВТБ (Беларусь). В Республике Беларусь существуют и льготные кредиты для студентов на оплату обучения, льготные кредиты для молодых семей на строительство, реконструкцию или приобретение жилья, а также на приобретение домашнего имущества, и товаров первой необходимости (в основном, этими видами кредитов занимается ОАО «АСБ Беларусбанк»).
В нынешнее время, так называемое, информационными технологиями банки стали использовать Интернет в своих целях. Существуют такие виды услуг как: телефонный WAP-банкинг (удаленное управление счетом через мобильный телефон), SMS-информирование (клиент получает информацию о состоянии расчетных счетов, а также выписку по счетам за требуемый период) [10]. В рамках интернет-банкинга также осуществляется оплата за товары в интернет-магазинах, используя электронные деньги EasyPay (Белгазпромбанк), белорусские webmoney – WMB (Технобанк).
Для информационного обеспечения своей деятельности 27 банков из 32 используют сайты. Что удобно для клиента в плане оперативного получения информации о деятельности банка. Названия статей, размещаемых на сайтах, носят рекламный характер: «Длинные» деньги – дешёвые кредиты», «Белагропромбанк - банк подарков!» (Белагропромбанк), «Банк ВТБ (Беларусь): купить квартиру? С нами это просто!». Оформление банковских сайтов функциональное: чаще всего выбран один или два доминирующих цвета: оранжевый (Белагропромбанк), зеленый (Белинвестбанк, Беларусбанк), голубой (Банк ВТБ (Беларусь)), желтый (Приорбанк), зеленый и красный (Банк Москва-Минск).
Что касается глобальных проектов в сфере оказания услуг физическим лицам, то это:
1) поддержание социальных
программ для населения (
2) программы развития
розничного бизнеса (по
Основой продвижения рынка банковских услуг являются реклама, телевидение, газеты, журналы, информационные буклеты, Интернет. Банки усиливают и позиционируют восприятие своего бренда в основном через рекламные игры и акции («Счастье прикатило» (розыгрыш среди вкладчиков автомобиля) – Белагропромбанк; «Международная карточка Visa Еlectron всего за 1 доллар» или «Кружка каждому вкладчику» – Паритетбанк).
Классическими способами
рекламы является продвижение банков
в печатной продукции (буклетах, газетах),
а также на радио и телевидении.
Рекламные блоки в СМИ часто
дублируются на биллбордах и плакатах
в метро, что делает продвижение
продуктов максимально
В маркетинге считается, что современный банковский рынок – это место, где встречаются и подвергаются конкурентной проверке предлагаемые банковские продукты и услуги, системы планирования, способности специалистов делать правильные выводы из всех потоков информации и в соответствии с ними принимать тщательно обдуманные и экономически обоснованные решения [9].
Изучив информацию по каждому банку мною была составлена таблица по имеющимся технологиям в каждом банке Республики Беларусь. Данные отражены в приложении А.
По итогам III квартала 2012 года совокупные активы банковской системы составили 303 108 701,5млн.р. За период апрель-июнь 2012 года прирост составил 8,1%, что в более чем 2 раза превышает прирост активов во II квартале по сравнению с I кварталом. Данные отражены в приложении Б).