Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:55, реферат
До Первой мировой войны Франция, сильно отстав от других крупных капиталистических стран по развитию промышленности интенсивно осуществляла накопление ссудных капиталов. С 1890 по 1912 г. сумма депозитов крупнейших депозитных банков страны возросла в 4 раза. Франция экспортировала за границу (в значительной мере в Россию) преимущественно не промышленный, а ссудный капитал.
Характер французского капитализма как ростовщического определил ту особенность французской банковской системы, что в ее деятельности большое место заняли операции, связанные с выпуском и размещением государственных займов. Французские банки активно участвовали в выпуске не только внутренних, французских займов, но и внешних займов других государств.
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ. Центральный банк Франции (Банк Франции)
Центральный банк Франции (Банк Франции)
До Первой мировой войны Франция, сильно отстав от других крупных капиталистических стран по развитию промышленности интенсивно осуществляла накопление ссудных капиталов. С 1890 по 1912 г. сумма депозитов крупнейших депозитных банков страны возросла в 4 раза. Франция экспортировала за границу (в значительной мере в Россию) преимущественно не промышленный, а ссудный капитал.
Характер французского капитализма как ростовщического определил ту особенность французской банковской системы, что в ее деятельности большое место заняли операции, связанные с выпуском и размещением государственных займов. Французские банки активно участвовали в выпуске не только внутренних, французских займов, но и внешних займов других государств.
С 20-х гг. Франция стала интенсивно развиваться в промышленном отношении и отошла от прежних «ростовщических» традиций. В частности, после Второй мировой войны по темпам промышленного развития она была впереди ряда других капиталистических стран. Французские банки, не прекращая своих заграничных операций, стали широко внедряться в промышленность собственной страны, а некоторые из них вошла в число 50 крупнейших банков капиталистического мира.
Основными звеньями банковской системы Франции являются: 1) Банк Франции; 2) депозитные банки; 3) инвестиционные банки, именуемые «деловыми банками»; 4) банки среднесрочного и долгосрочного кредита.
Роль центрального эмиссионного банка страны играет Банк Франции («Банк де Франс»). Он был учрежден в 1800 г. в качестве частной акционерной компании с капиталом в 30 млн фр., в 1803 г. получил монопольное право банкнотной эмиссии в Париже, а в 1848 г. — во всей Франции, поглотив и превратив в свои филиалы 9 провинциальных эмиссионных банков.
Первоначально Банк Франции управлялся «регентским советом» в составе 15 «регентов» (директоров), избиравшихся общим собранием из числа крупнейших акционеров. По закону 1936 г. регентский совет был заменен Генеральным советом в составе 20 директоров, из которых два избирались акционерами, а остальные назначались правительством и должны были представлять как государственные органы (министерство финансов), так и объединения промышленников, профессиональные союзы и другие организации.
После Второй мировой войны по закону от 2 декабря 1945 г. Банк Франции был национализирован, причем его бывшие собственники получили крупную компенсацию: акции, оцененные по высокому курсу, были обменены на 3%-ные государственные облигации. Акционерный капитал банка в сумме 250 млн фр. целиком находится в руках государства. Управляющий банком и два его заместителя назначаются советом министров. Генеральный совет банка состоит из управляющего, его заместителей и 12 членов (советников), из которых 7 назначаются министром финансов; 4 директорских поста занимают генеральные директора или президенты государственных кредитных институтов.
При банке имеется учетный комитет, который включает представителей крупного парижского бизнеса. В своей денежно-кредитной политике Банк Франции руководствуется установками министерства финансов и Национального кредитного совета — специального государственного органа для регулирования кредита в стране.
В качестве единственного эмиссионного банка страны Банк Франции выпускает в обращение банкноты, причем с 1939 г. его эмиссия не ограничена какими-либо заранее установленными контингентами.
Банк Франции является местом хранения золотовалютных резервов страны. Он выполняет также функцию банка государства. Прямое кредитование банком государства осуществляется в размерах, определяемых договоренностью между управляющим банка и министром экономики и финансов. Косвенное кредитование банком государства скрывается под рубрикой «учетного портфеля», в составе которого видное место занимают казначейские векселя. Банк Франции также покупает государственные ценные бумаги и предоставляет под них ссуды. Свободные денежные средства казначейства находятся на его текущем счете в этом банке. Важной стороной деятельности банка являются осуществление валютного контроля и регулирование кредита путем маневрирования процентными ставками и нормами обязательных резервов.
Банк Франции, имеющий 258 контор, служит «банком банков», что выражается в сосредоточении у него банковских резервов и в предоставлении им кредитов банкам. Согласно декрету от 9 января 1967 г. введена система обязательных банковских резервов: банки должны были держать на своем счете в Банке Франции 4У2% общей суммы своих текущих счетов и 2% суммы срочных депозитов.
В дальнейшем эти нормы неоднократно изменялись в зависимости от того, проводилась ли экспансионистская или рестрикционная кредитная политика. С 21 июля 1972 г. норма обязательных резервов составляет: по текущим счетам резидентов — 10%, иностранцев — 12, по сберегательным вкладам резидентов — 5, иностранцев — 6%.
Новое и специфическое явление в банковской системе Франции (в других странах этого не существует) — введение с апреля 1971 г. норм обязательных резервов для коммерческих банков и финансовых обществ, которые они должны держать в Банке Франции против предоставленных ими кредитов. Первоначально эта норма была установлена очень незначительной — 0,25%, но затем неоднократно повышалась и в апреле 1972 г. достигла 4% для ранее выданных кредитов и 15% для прироста кредитов с апреля 1972 г. Согласно постановлению Национального совета по кредиту от 16 октября 1972 г. управляющему Банком Франции предоставлено право повысить с 15 до 50% норму обязательных резервов для суммы кредитов, выданных коммерческими банками и финансовыми обществами после 15 апреля 1972 г.
По степени развития государственного регулирования в банковской сфере Франция занимает первое место.
Это выразилось, во-первых, в превращении после Второй мировой войны ряда банков в государственную собственность: подверглись национализации не только Банк Франции, но и четыре крупнейших депозитных банка, слившиеся впоследствии в три. К государственным кредитным учреждениям относятся также Депозитно-сохранная касса, сберегательные кассы, Французский банк внешней торговли и др.
Во-вторых, государство участвует в капитале ряда банков. Такого рода кредитные учреждения можно считать «полугосударственными». Удельный вес государственного и полугосударственного сектора в сводном балансе кредитных учреждений Франции составляет около 80%.
В-третьих, государственное регулирование банковского дела осуществляется как через Банк Франции, так и через Национальный кредитный совет, президентом которого является министр финансов, а вице-президентом — управляющий Банком Франции. В совет, состоящий из 46 членов, входят 8 представителей различных министерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства, утверждаются министром финансов. Национальный кредитный совет наделен правом контроля над кредитом и банками (определение условий кредита, минимальных обязательных банковских резервов и т.д.). Кроме того, существует банковская контрольная комиссия в составе 6 членов, являющихся главным образом представителями правительственных органов.
Государство проводит кредитную политику, регулируя учетные ставки, нормы банковских резервов и т. д. Государственный контроль и регулирование распределения кредитных ресурсов играют важную роль в осуществлении во Франции государственного программирования экономики.
В-четвертых, банки принимают активное участие в финансировании государства через учет казначейских векселей и покупку государственных ценных бумаг. Здесь банковский кредит срастается с государственным бюджетом и активно содействует мобилизации средств, которые тратятся государством на оплату заказов и своих расходов.
Государственная система Германии
Управление кредитными учреждениями
В Германии управление кредитными учреждениями осуществляют два самостоятельных ведомства — Федеральный банк и Ведомство по надзору за кредитным делом. Между ними законодательно распределено исполнение функций управления.
Центральный банк
Федеральный банк (Bundesbank) (Центральный банк Федеративной Республики Германии) состоит из центрального управления во Франкфурте-на-Майне, девяти центральных банков земель в качестве главных управлений и 182 отделений, которые Федеральный банк имеет в наиболее крупных населенных пунктах. Численность персонала в системе Федерального банка — около 18 000 человек. Компетенция и задачи Федерального банка определены специальным Законом о Федеральном банке от 26 июля 1957 года (Bundesbankgesetz )(далее — ЗФБ) (Немецкий Федеральный банк. Денежная политика Федерального банка. Октябрь 1995 года.)
Немецкий Федеральный банк — федеральное юридическое лицо публичного права. Основной капитал банка, полностью принадлежащий Федерации как носителю суверенитета валюты, составляет 290 млн. немецких марок. Однако прав, которые нарушали бы независимость Федерального банка. Федерация не имеет.
Как и все центральные банки других стран. Немецкий Федеральный банк регулирует с помощью валютно-денежных полномочий, данных ему законом, денежный оборот и кредитное обеспечение экономики с целью сохранения стабильности валюты, а также заботится о банковском исполнении системы расчетов в стране и с заграницей (ст. 3 ЗФБ). В своем распоряжении он имеет целый ряд валютно-политических инструментов, применяемых банком самостоятельно, без вмешательства других ведомств.
В органы управления Федеральным банком входят Совет Центральных банков, Совет директоров и Правления Центральных банков земель (ст. 5 ЗФБ).
Верховный орган Федерального банка — Совет Центральных банков — определяет денежную и кредитную политику банка. Он выпускает общие директивы для ведения дел и административного управления банком и разграничивает в рамках закона компетенцию Совета директоров и Правлений Центральных банков земель, а в отдельных случаях может давать им прямые распоряжения. В его состав входят Президент и вице-президент Федерального банка, члены Совета директоров и президенты Центральных банков земель. Председательствует на заседаниях Президент, а во время его отсутствия вице-президент Федерального банка. Таким образом, закон обеспечивает представительство всех экономических регионов страны в высшем органе Федерального банка. Благодаря тому, что этот орган в основном принимает решения простым большинством голосов (ст. 6 ЗФБ), решения Совета Центральных банков учитывают интересы не только центра, но и всех регионов страны.
Совет директоров — центральный исполнительный орган Федерального банка, отвечающий за выполнение решений Совета Центральных банков. Он осуществляет деловое и административное управление банками, за исключением тех вопросов, которые находятся в компетенции Правлений Центральных банков земель. К компетенции Совета директоров, в частности, отнесены:
операции с Федерацией и ее специальными фондами;
операции с кредитными институтами, выполняющими задачи федерального значения;
валютные операции и операции за границей;
сделки на открытом рынке.
В состав Совета директоров входят Президент и вице-президент Федерального банка, члены Совета директоров (не более шести человек). Они должны быть известными специалистами в сфере банковского дела. Президент (или в его отсутствие вице-президент) является, таким образом, председателем и Совета Центральных банков, и Совета директоров. Членов Совета директоров предлагает на должности Федеральное правительство после слушания кандидатов на Совете Центральных банков и назначает Президент ФРГ сроком на восемь лет, во как минимум на два года. До истечения этого срока их нельзя отозвать; как исключение возможна личная инициатива или инициатива Совета Центральных банков (ст. 7 ЗФБ).
Центральный банк земель возглавляет правление, состоящее из Президента к вице-президента. В состав более крупных Центральных банков земель входит дополнительно еще один член правления. Члены правления, как и члены Совета директоров, должны иметь высокую профессиональную квалификацию. Назначение Президентов, являющихся по Закону одновременно членами Совета Центральных банков, протекает так же, как и назначение членов Совета директоров. Однако здесь право предложения принадлежит не Федеральному правительству, а бундесрату (палате парламента).
Бундесрат, со своей стороны, обязан согласно законодательству каждой земли следовать предложениям компетентного органа, как правило, правительства земли. Таким образом. Закон о Федеральном банке исключает главенствующую роль Федерального правительства при назначении членов Совета Центральных банков, что отражает федерализм выбора руководящих органов Федерального банка.
Задача Центральных банков земель — совершение сделок и административное управление в своем регионе. В частности, в их компетенцию входит заключение под свою ответственность сделок с администрациями земли и кредитными институтами своего региона, если они вне компетенции Совета директоров (ст. 8 ЗФБ).
При каждом Центральном банке земли создан совещательный орган — Совет, который обсуждает с Президентом Центрального банка земли вопросы валютной и кредитной политики, а с Правлением банка — пути решения задач, входящих в компетенцию банка. В состав Совета входят 14 человек, обладающих особыми знаниями в области кредитного дела. Не более половины из них выбирают из кредитных институтов земли, остальных — из сферы промышленности, торговли, системы страхования, свободных профессий, сельского хозяйства, а также из наемных работников.
Центральным банкам земель подчинены филиалы, которые Немецкий Федеральный банк имеет в крупных населенных пунктах страны (ст. 10 ЗФВ).
Немецкий Федеральный банк известен как самый независимый центральный банк в мире (Тосунян Г. А. Опыт построения и правового регулирования банковских систем: Россия, Германия, Франция, США. — М., 1994). Правда, Федеральный банк обязан поддерживать общую экономическую политику Федерального правительства, но только при условии выполнения своих задач. При Исполнении своих полномочий Федеральный банк не зависит от указаний Федерального правительства (ст. 12 ЗФВ).
Закон о Федеральном банке не содержит каких-либо предписаний на случай значительного расхождения мнений и возникновения напряженности между Федеральным правительством и Федеральным банком, однако устанавливает правила, призывающие обе стороны к сотрудничеству и взаимным консультациям.