Банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом.

Файлы: 1 файл

банковская система.docx

— 24.89 Кб (Скачать файл)

Введение 
 
Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль. И только последние несколько лет вышли на отведенную для них видную роль. 
 
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительную сущность трудно определить однозначно. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. 
 
В последние 2 года российскому банковскому сектору удалось сохранить позитивные тенденции развития и укрепить свою роль в системе финансового посредничества. Отмечался рост банковского сектора страны по всем без исключения ключевым показателям, при чем более высокими темпами, чем за предыдущие годы. Для 2003 года характерно динамичное развитие кредитных операций банковского сектора с экономикой, активное формирование новых сегментов рынка банковских услуг, прежде всего потребительского кредитования.  
 
^ Роль и значение банковской системы для национальной экономики 
 
Для успешного проведения структурной экономической и финансовой реформы ее элементы должны учитывать традиции, обычаи, культуру и историю стран, проводящих реформу. Тем не менее, определенные основные принципы являются общими почти для всех рыночных финансовых систем, и они важны практически всегда. Прежде чем мы обратимся к более конкретным элементам развития рыночной финансовой системы, необходимо усвоить те ценности и понятия, которые лежат в основе функционирования финансовой системы и рыночной экономики. Именно из этих принципов вытекают конкретные элементы структуры финансового рынка и институтов, которые рассматриваются в этой работе. Эти принципы можно разбить на три категории: 
 
1 основные функции банковской и финансовой системы; 
 
2 цели государственной политики, существенные для обеспечения возможности эффективного и надежного выполнения этих функций; 
 
3 приоритеты политики, позволяющие создать основу рыночной финансовой системы. 
 
Основные функции банковской и финансовой системы

            •  
              соединение - в рыночной экономике банковская и финансовая система играет решающую роль в концентрации сбережений общества и распределении данных сбережений на объективно наиболее эффективности прибыльное использование и инвестиции. Этот процесс создает основу экономического развития и повышения уровня жизни.
            •  
              создание процесса объективного и независимого распределения. Способность банковской системы мобилизовывать сбережения путем привлечения депозитов - это только фрагмент картины. Не менее важная способность вернуть депозиты и удачно использовать их.
            •  
              предоставление инструментов гарантированных (обеспеченных) средств платежа. Если необходимо, чтобы банковская система в рыночной экономике выполняла свою главную задачу мобилизации и перераспределения сбережений общества, эта система должна также предоставлять инструменты, с помощью которых можно будет быстро, эффективно и надежно осуществить платежи за товары и услуги.

 
Способность банковской системы мобилизовывать сбережения путем привлечения депозитов - это только фрагмент картины. Не менее важная способность вернуть депозиты и удачно использовать их. Если банк беззаботно выдает кредиты, это повлечет за собой потери, и банк не сможет выполнить свои обязательства перед вкладчиками. Если способность банка выполнить свои обязательства стоит под вопросом, то банк будет подвержен риску оттока депозитов или увеличения требований возврата. Именно этот ключевой риск заставляет банки выдавать кредиты мудро, осознанно и беспристрастно. 
 
Надежность решений о кредитовании важна и в дальнейшем. Даже при высокоразвитых рынках капитала решения банковской системы о кредитовании остаются наиболее важным элементом, определяющим размещение сбережений общества. Эти решения о кредитовании определяют, кто получает кредиты, а кто - нет. Если эта система работает правильно, те, кто получает кредиты, будут наиболее эффективными, конкурентоспособными и прибыльными. 
 
В результате они будут обладать наибольшей способностью производить поток товаров и услуг, которые обеспечат рост экономики и подъем уровня жизни. 
 
Необходимость объективности и беспристрастности в принятии решений о кредитовании является обязательной чертой любой эффективной рыночной банковской системы. Частью из-за очевидных проблем политического давления, но также и по другим причинам, правительство не достаточно хорошо приспособлено для принятия таких решений. Принятие решений о том, кто получит кредиты, а кто - нет, следует оставить за частной инициативой, когда тот, кто принимает решение, делает собственную ставку свое экономическое существование - на решение о кредитовании, которое он принимает. 
 
Финансовая система стран с развитой рыночной экономикой включает различные типы институтов, составляющих ее организационную структуру. Ключевым элементом данной структуры, несомненно, выступают банки, выполняющие функцию посредника на рынке финансовых услуг, которая выражается в аккумулировании временно свободных денежных ресурсов и размещении их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности. 
 
В странах с переходной экономикой, к числу которых относится и Россия, развитие рыночных отношений порождает серьезные структурные изменения финансовых систем (в том числе банковских) как главного механизма финансово-кредитных отношений в государстве. Это выражается в возникновении новых, ранее не существовавших кредитных институтов, в модификации взаимоотношений кредитных институтов разного уровня, в изменении пропорций, специализации и динамики развития различных видов финансово-кредитных институтов. Специфика вышеобозначенных процессов определяется тем, что государства с переходной экономикой, с одной стороны, стараются учитывать национальные и исторические особенности формирования внутренней экономической системы, а с другой - пытаются ориентироваться на имеющийся опыт и примеры международного сотрудничества. 
^

Понятие банковской системы.

 
Если в стране в достаточном  количестве имеются действующие  банки, кредитные учреждения, а также  все те экономические организации, которые выполняют отдельные  банковские операции, то можно говорить о наличии банковской системы. Помимо них, в банковскую систему входят также специализированные организации, не осуществляющие банковских операций, но обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений: расчетно-кассовые и клиринговые центры, фирмы по аудиту банков, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами банков, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и информацией, специалистами и т. д. При этом банки и кредитные учреждения в разнообразных формах и регулярно взаимодействуют со своими клиентами—субъектами экономики, с центральным банком, другими органами государственной власти и управления, друг с другом и со вспомогательными организациями. 
 
Считается, что в рыночно развитых странах - Великобритании, Швейцарии, Японии, Германии, США и др.—банковские системы возникли и созрели давно, находясь в разные периоды ближе или дальше от своего идеального состояния. 
 
Банковская система в качестве составной органической части входит в большую систему—экономическую систему страны. Это значит, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. 
 
В жизни банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системой, системой ценообразования, с политикой цен и доходов, с условиями внешнеэкономической деятельности. Это означает, что успех социально-экономических преобразований в стране во многом зависит от функционирования банковской системы, от умелой синхронизации ее усилий с действием других звеньев общественно-хозяйственного механизма. 
 
Банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Один уровень, или ярус, первый, верхний,— это центральный банк. Другой уровень, или ярус, второй, нижний, базовый,—коммерческие банки и кредитные учреждения. При этом центральные банки являются главным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы. Особое место и .роль центрального, банка в финансовой системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений. Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означает начало формирования двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк. 
 
Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений. С одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения финансовыми средствами, и это обеспечивается элементами нижнего уровня—коммерческими банками. С другой стороны, этим отношениям необходимо определенное регулирование, контроль и целенаправленное воздействие, что требует особого, института в виде центрального банка. Создание центральных банков с функцией регулирования кредитно-денежных отношений позволило эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства. 
 
В разных странах на центральный банк могут возлагаться различные функции, однако он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства. Центральный банк — это прежде всего посредник, осуществляющий связь между государством и остальной экономикой через банки.

_______________________________________________-

 

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА  
Банковское законодательство  
В период развития рыночной экономики республики одним из основных моментов в реализации принятой экономической политики государства стала реформа законодательства Кыргызской Республики. Разгосударствление государственной собственности, развитие различных видов частных предприятий, в связи с этим появление новых имущественных и неимущественных отношений способствовало принятию необходимых изменений во всех отраслях законодательства республики 
Банковское законодательство - это комплексная отрасль права. Комплексный характер означает, что оно включает нормы различных отраслей права (конституционного, административного и гражданского права). Вместе с тем, многогранность самой банковской деятельности дает основания включать в состав банковского законодательства также нормативные акты, содержащие нормы уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и иных отраслей права.  
Высшим источником банковского законодательства в Кыргызской Республике является Конституция Кыргызской Республики. Согласно Конституции Кыргызской Республики (пункт 3 статьи 73) Правительство и Национальный банк Кыргызской Республики обеспечивают проведение единой денежно-кредитной и валютной политики на территории республики. Конституцией Кыргызской Республики (статья 6) также зафиксировано, что денежной единицей Кыргызской Республики является сом, при этом Национальным банк Кыргызской Республики обладает исключительным правом эмиссии денежных знаков в обращение. Основными специальными Законами, регулирующими банковскую деятельность являются Законы Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике".  
Закон Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" закрепил правовой статус Национального банка, принципы его организации, цель деятельности, основные задачи, функции и операции, принципы взаимодействия с органами государственной власти, вопросы отчетности информирования о проводимой политике Национального банка, вопросы формирования капитала банка и создания резервов. 
Закон Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" разграничил понятия депозита и вклада, установил структуру банковской системы республики, определил основные вопросы, связанные с созданием и деятельностью коммерческих банков, взаимодействия банков с органами государственной власти. Отдельной главой выделены вопросы лицензирования банковских операций, устанавливается перечень документов необходимых для получении банковской лицензии, основания для отказа в выдаче лицензии или отзыва лицензии, порядок открытия филиалов и представительств банка. В специальный раздел определены вопросы, связанные с принципами корпоративного управления в коммерческих банках, распределения обязанностей между органами управления и регламент принятия решений, ведение реестра акционеров банка. Регламентированы вопросы осуществления банковского надзора, полномочия и обязанности банковских инспекторов и порядок применения тех или иных санкций, вопросы банковской тайны и запрещения использования счетов в преступных целях, случаи предоставления банками информации третьим лицам, наложения арестов и обращения взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в банке, вопросы антимонопольных правил, принципы обеспечения стабильности деятельности банка и предупреждения возможных рисков, связанных с осуществлением банковской деятельности, вопросы страхования депозитов, организации учета и отчетности в банке, публикации основных показателей деятельности банка и др. 
Деятельность коммерческих банков, регулируется и другими Законами Кыргызской Республики, среди которых необходимо выделить Законы "Об операциях в иностранной валюте", "О хозяйственных товариществах и обществах", "О залоге", "О рынке ценных бумаг", "О банкротстве (несостоятельности)" и другие. 
Особое место в правовой основе деятельности банков занимают нормативные акты Национального Банка. 
В настоящее время законопроектные работы по развитию банковского законодательства направлены в первую очередь на создание системы защиты депозитов, развитие новых банковских инструментов, совершенствование действующего законодательства направленного на создание правовой базы, отвечающей условиям рыночной экономики. 
На следующих этапах развития банковского законодательства республики видится необходимым продолжить работу по формированию законодательных основ, связанных с банковской деятельностью путем подготовки таких проектов Законов как "О защите депозитов", "О присоединении Кыргызской Республики к Конвенции, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях", "Об аккредитивах", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем", "О банковской тайне" и другие. 
Важным является также развитие правовых основ для создания и развития платежной системы республики, работы различных видом платежных инструментов, а также реализации положений Закона Кыргызской Республики"Об электронных платежах" от 6 ноября 1999 года, направленного на закрепление правового статуса осуществления платежей в электронной форме. 
Программа экономических реформ в Кыргызстане включает также создание нормативной базы для небанковских финансовых учреждений и дальнейшего формирования рынка капитала, совершенствование деятельности инвестиционных фондов и улучшение их регулирования. На сегодняшнем этапе уже принят Закон Кыргызской Республики "О кредитных союзах" от 28 октября 1999 года, которым определяется правовая база для создания и функционирования кредитных союзов, являющихся некоммерческими финансово-кредитными организациями, создаваемыми в целях оказания помощи своим участникам (членам) путем слияния личных сбережений участников кредитного союза и их использования для взаимного кредитования по приемлемым процентным ставкам, а также оказания финансовых услуг.

Список КБ по состоянию  на 1 ноября 2000 года. 
1 АКБ "Курулуш"  
2 АКБ "Инсан"  
3 АКБ "Кыргызстан"  
4 АК Российско-Кыргызский "Аманбанк"  
5 АКБ "Эридан"  
6 АООТ "Кайрат Банк"  
7 АООТ Банк "Бакай" 15 АК "АзияУниверсалБанк" 
8 АКБ "Дос-Кредо" 16 Демир Кыргыз Интернэшнл банк  
9 АКБ "Кыргызкредит" 17 Инвестиционный АКБ "Иссык-Кульинвест" 
10 АКБ "Крамдсбанк" 18 АК "Кыргызэнергобанк"  
11 АКБ "Банк Азии" 19 филиал Центрально-Азиатского банка сотрудничества и развития 
12 АК "Автобанк" 20 АООТ Расчетно-сберегательная Компания 
13 АК "Экобанк" 21 АК промышленнo-строительный банк "Кыргызпростройбанк" 
14 АКБ "Толубай" 22 Филиал Национального банка Пакистана 
23 Инвестиционный АКБ "Акылинвест" (банк находится в процессе консервации).


Информация о работе Банковская система