Банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 93.34 Кб (Скачать файл)

     Коммерческие  банки в свою очередь выполняют  следующие функции в экономической  системе:

- посредничество в кредите, которое осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц;

- стимулирование накоплений в хозяйстве;

- посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами. 

     1.3 Основные факторы,  влияющие на развитие  банковской системы

       На  процесс развития банковской системы  влияет совокупность факторов как внешних  по отношению к банковской системе, так и внутренних.

К внешним  факторам следует отнести макро факторы, или факторы среды. Эта группа факторов представляет собой вероятностную совокупность взаимоувязанных и взаимообусловленных факторов, которые с определенной степенью условности можно разделить на пять основных групп: экономические, политические, правовые, социальные и форс-мажорные. Совокупность экономических факторов отражает состояние экономики, выраженное в интенсивности и способах установления экономических отношений с участием банков.

     К экономическим факторам следует  отнести принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной  политики, сложившуюся систему налогообложения, результаты проведения экономических  реформ, формирующие общие условия  функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте, как  правило, увеличивается число субъектов  хозяйствования, растут экономические  связи, что влечет за собой соответствующий  рост спроса на банковские услуги как со стороны предприятий и организаций, так и со стороны населения.

     В случае кризисного развития наблюдаются  противоположные процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие  деятельность отдельных банков, снижая их надежность и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как  чрезмерный налоговый пресс на прибыль  банков, отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижение уровня доходов населения.

     К политическим факторам относятся те решения органов власти и управления на федеральном, региональном и местном  уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы: Центральным банком, банками, кредитными организациями, банковскими  ассоциациями. Это в первую очередь:

- принципы денежно-кредитной политики;

- заявленные принципы формирования бюджета и его про порций;

- основные направления совершенствования налогообложения;

- реализуемые на практике Принципы развития национального хозяйства и его отдельных отраслей, отношение к предпринимательству, к банковской деятельности, к ответственности государства и бизнеса перед обществом.

     В мировой практике страны ранжируются  по критерию политического риска. Чем  выше этот показатель, тем менее  стабильна социально-экономическая  ситуация в стране. Странам с высоким  рейтингом политического риска, сокращается либо полностью прекращается кредитная поддержка со стороны  международных банковских институтов, а также со стороны отдельных  стран, располагающих свободными денежными  средствами.

     Формы и методы правового регулирования  хозяйственной деятельности в целом  и банковской в частности оказывают  существенное влияние на функционирование банковской системы. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки правового  регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает  влияние на развитие банковской системы  особыми правилами регулирования  тех или иных банковских операций или сделок, разрешая их или запрещая. Так, напри мер, в некоторых странах банкам запрещается выполнять определенные операции с ценными бумагами, вкладывать свои средства в капиталы других предприятий. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием и торгово-посреднической деятельностью. В ряде стран центральные банки могут заниматься обслуживанием хозяйства, в других их основная функция - эмиссионная.

     Экономические, правовые и политические факторы  во многом определяют комплекс социально-психологических  факторов. К социально-психологическим  факторам относятся: уверенность большинства  населения в правильности проводимых экономических преобразований, в  стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, в хороших  перспективах для экономики в  целом и ее отдельных отраслей. Все вышеперечисленное в совокупности формирует уровень доверия к  банковской системе, готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов.

Форс-мажорные обстоятельства, являющиеся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых  событий, которые приводят к сбоям  в платежных системах, могут быть разделены на:

- природные  (наводнения, землетрясения, ураганы), которые тех нически затрудняют функционирование банковской системы;

- политические (закрытие границ, введение международных  запретов на экономические отношения  с другими государствами, военные  конфликты), которые приводят к  необходимости существенного пересмотра  условий взаимодействия банков  и их клиентов;

- экономические  (отказ государства от выполнения  своих финансовых обязательств, изменение правил расчетов, изменение  системы налогообложения, введение ограничений на экспортно-импортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов, вызванным общей неопределенностью хозяйственной деятельности. При этом как бы долго ни готовились реформы: налоговая, бюджетная, расчетов и т. п., форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему не меняется, поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не представляется возможным. Переход банков на новый план счетов, введение в действие Налогового кодекса (ч.1) вызвали множество трудностей в работе специалистов, в функционировании банков и банковской системы в целом.

     Под внутренними факторами, влияющими  на результаты функционирования банковской системы как единого целого, следует  понимать совокупность факторов, которые  формируются субъектами банковской системы: Центральным банком, коммерческими  банками, банковскими ассоциациями. Внутренние факторы поддаются влиянию  со стороны субъектов банковской системы и определяются следующими основными моментами:

- ролью и авторитетом Центрального банка в банковской системе;

- компетенцией руководителей банков и квалификацией банковских работников;

- уровнем межбанковской конкуренции и ее характером;

- степенью осознания банковским сообществом своей роли в экономике и целей развития банковской системы;

- сложившимися банковскими правилами и обычаями. 
 
 

     2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ  БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ  РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

     2.1 Мероприятия Банка  России по совершенствованию  банковской системы  и банковского  надзора на период 2009-2012 годов

     Прогнозируемые  Банком России макроэкономические условия  в 2009-2012 годах будут способствовать динамичному развитию банковской системы. Повысится ее эффективность и  вклад в развитие экономики в  целом. Одновременно первостепенное значение будет, как и ранее, придаваться  устойчивости банковской системы. Решению данных задач призваны способствовать мероприятия, направленные на улучшение правовой среды, инвестиционного и делового климата, повышение эффективности функционирования системы страхования вкладов, расширение доступа кредитных организаций к финансовым ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентоспособности и устойчивости банковской системы, совершенствование регулирования и надзора в банковской сфере, которые найдут свое отражение в разрабатываемой Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2012 года.

    Российский  рынок банковских услуг будет  развиваться в условиях обостряющейся  конкуренции, в том числе вследствие роста участия иностранного капитала и расширения региональной сети крупнейших российских банков, что стимулирует  общее повышение качества банковского  обслуживания и внедрения современных  банковских технологий.

    Сохранение  инвестиционной привлекательности  банковского сектора позволит повысить уровень его капитализации, прежде всего за счет реализации вновь выпускаемых  акций, приобретаемых российскими  и зарубежными инвесторами. Указанным  целям будет также способствовать осуществление мер по улучшению  законодательных условий привлечения  капитала в банковский сектор путем  публичного размещения акций, в том  числе в части отмены обязательности регистрации отчета об итогах выпуска  акций, отмены ограничения объема выпуска  облигаций уставным капиталом.

    В 2009-2012 годах деятельность Банка России в сфере банковского регулирования  и надзора в соответствии с  Федеральным за коном «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» будет направлена на поддержание  стабильности банковской системы России и защиту интересов вкладчиков и  кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

    Банк  России продолжит работу после дующим направлениям: 4

- обеспечение  открытости деятельности кредитных  организаций, в том числе прозрачности  структуры собственности акционеров (участников);

- упрощение  и удешевление процедур реорганизации,  включая присоединение кредитных  организаций, создание дополни  тельных условий для информирования  широкого круга лиц о реорганизационных  процедурах;

- оптимизация  условий для развития сети  банковского обслуживания населения,  субъектов среднего и малого  бизнеса;

- обеспечение  противодействия допуску к участию  в управлении кредитными организациями  лиц, не обладающих необходимыми  профессиональными качествами или  имеющих сомнительную деловую  репутацию, включая создание механизма  оценки деловой репутации руководителей  и владельцев кредитных организаций;

- рационализация  механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.

   Предстоит завершить реализацию подходов, предложенных документом Базельского комитета по банковскому надзору «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы. Уточненная версия» (Базель II) в части упрощенного стандартизированного метода оценки достаточности собственных средств (капитала) банков, предусмотренных первым компонентом «Минимальные требования к капиталу» Базеля II. Будет проведена оценка наличия необходимых условий для реализации усовершенствованных подходов к оценке достаточности собственных средств (капитала) банков, предусмотренных первым компонентом Базеля II. Внедрение соответствующих надзорных требований будет способствовать приближению пруденциальной оценки достаточности капитала российских банков к международно-признанным стандартам в этой области в формате, наиболее приемлемом для российского банковского сектора на текущем этапе его развития. Будет проведена работа по подготовке нормативных актов Банка России, реализующих рекомендации второго компонента «Надзорный процесс» Базеля II. Предполагается разработать нормативные документы Банка России по определению минимальных требований к внутренним процедурам банков по оценке достаточности собственных средств (капитала), оценке качества внутренних процедур банков по определению степени достаточности собственных средств (капитала), оценке достаточности собственных средств (капитала) на уровне группы.

     Кроме того, с учетом задачи развития риск-ориентированного надзора планируется обеспечить:

- совершенствование  подходов к управлению риском  ликвидности, ориентированных на  использование концепции денежных  потоков и оценку состояния  систем управления рисками ликвидности в кредитных организациях, уровня и характера риска ликвидности в российском банковском секторе;

Информация о работе Банковская система