1.Банковская
система.
К началу 2004 в Туркменистане
насчитывалось 12 банков. По оценкам экспертов
банковской рейтинговой структуры Standard
& Poor's, доля государства в банковской
сфере составляла свыше 96%; совокупные
активы банковской системы – 3,327 млн. долл.,
совокупный объем депозитов в системе
превышал 500 млн. долл.; совокупная чистая
прибыль банковской системы страны достигала
23 млн. долл.
Ведущее место занимает
Центральный банк Туркменистана, имеющий
право эмиссии денег.
Туркменистан отличается
от других стран СНГ высокой степенью
рыночной концентрации в банковском
секторе, где два крупнейших госбанк.
Государственный банк внешнеэкономической
деятельности и Дайханбанк владеют примерно
80% всех активов банковской системы.
Туркменистан (равно
как Россия, Узбекистан и Беларусь)
неохотно идет на приватизацию крупных
банков с государственным участием.
Преобладание государственной собственности
на банки дает правительству возможность
влиять на процесс принятия кредитных
решений, что оказывает пагубное
воздействие на качество активов
и эффективность функционирования
банковской системы.
В стране активно действуют
турецкие банки – Kocbank и T.C.Ziraat Bankasi A.S.,
имеющие стабильные рейтинги по коэффициентам
Standard & Poor's. Есть отделения иранских
и пакистанских банков.
В деятельности банковского
сектора Туркменистана находит
отражение высокая степень зависимости
роста экономики страны от экспорта
газа. В результате национальное хозяйство
Туркмении, отличающееся слабо диверсифицированной
промышленностью и основанное в
значительной степени на добыче минерального
сырья и сельском хозяйстве, подвергается
отраслевым рискам и зависит от фактора
цикличности.
Денежная
система.
Денежная единица Туркменистана
– манат, была введена 1 ноября 1993 Тогда
же начался обмен российских рублей на
манаты по курсу 500 рублей за 1 манат. Официальный
обменный курс национальной валюты определяется
Центральным банком страны и неизменно
составляет 1$ = 5,2 манат. Реальный курс
маната регулируется «черным рынком»,
где он составлял в начале 2005 примерно
24,5 манат за 1 долл. Информация о размерах
денежной массы в стране, а тем более избыточной
бумажно-денежной эмиссии, отсутствует.
Бумажные денежные знаки
Туркменистана напечатаны в Великобритании.
Первая партия поступила в страну
из Лондона 7 мая 1993. Вывоз более 50 манатов
из республики был запрещен.
В первые годы своего существования
туркменский манат подвергся значительному
обесцениванию. Если при введении в обращение
в ноябре 1993 его официальный обменный
курс был равен 500 российским рублям за
1 манат и 1,99 маната за $1, то к середине
1996 биржевой курс снизился до уровня 55–59
манат за 100 российских рублей и 2400–2450
манат за $1.
Одновременно с банкнотами
в 1993 были введены в обращение иразменные монеты 1, 5, 10, 20 и 50 тенге
(1 манат = 100 тенге).
Монеты 1, 5 и 10 тенге изготовлены
из стали, плакированной медью (красного
цвета), 20 и 50 тенге – из стали, плакированной
никелем (белого цвета).
Однако из-за высоких
темпов роста инфляции хождение монет
потеряло практический смысл.
Законодательство Туркменистана
о банковской деятельности
1. Законодательство Туркменистана о банковской
деятельности основывается на Конституции
Туркменистана и состоит из настоящего
Закона, Закона Туркменистана «О Центральном
банке Туркменистана» и других нормативных
правовых актов Туркменистана.
2. Если международным договором Туркменистана
установлены иные правила, чем содержащиеся
в настоящем Законе, то применяются правила
международного договора.
Банковские
операции и другие сделки кредитных учреждений
1. К банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических
и юридических лиц во вклады (депозиты);
2) размещение привлечённых средств, в
том числе за пределами Туркменистана,
от своего имени и за свой счёт на условиях
возвратности, платности и срочности;
3) открытие и ведение банковских счетов
физических и юридических лиц, в том числе
в драгоценных металлах;
4) привлечение во вклады (депозиты) и размещение
драгоценных металлов;
5) осуществление расчётного и (или) кассового
обслуживания юридических и физических
лиц, в том числе банков-корреспондентов;
6) осуществление переводов денежных средств
по поручениям физических лиц без открытия
банковских счетов;
7) купля-продажа иностранной валюты в
наличной и безналичной формах;
8) выдача банковских гарантий;
9) доверительное управление денежными
средствами и иным имуществом по договору
с юридическими и физическими лицами;
10) инкассирование платёжно-расчётных
документов;
11) выпуск в обращение банковских пластиковых
карточек и (или) эквайринг;
12) операции с ценными бумагами, с финансовыми
инструментами, в том числе производными;
13) прочие банковские операции.
2. Порядок проведения операций, указанных
в части первой настоящей статьи, устанавливается
актами Центрального банка Туркменистана
и внутренними актами кредитного учреждения
в соответствии с законодательством Туркменистана.
3. Кредитные учреждения, кроме банковских
операций, предусмотренных частью первой
настоящей статьи, вправе осуществлять
следующие операции и сделки в соответствии
с законодательством Туркменистана:
1) выдача поручительств;
2) проведение факторинговых и форфейтинговых
операций;
3) лизинговые операции;
4) купля-продажа драгоценных металлов
и (или) драгоценных камней в случаях, предусмотренных
законодательством Туркменистана;
5) предоставление в аренду юридическим
и физическим лицам специальных помещений
или находящихся в них сейфов для хранения
документов и ценностей;
6) предоставление услуг в качестве финансового
агента и управляющего инвестициями;
7) предоставление услуг в качестве советника
или финансового консультанта;
8) предоставление информационных услуг;
9) иные операции и сделки, не противоречащие
законодательству Туркменистана.
4. Ставки комиссионных вознаграждений,
тарифы за оказание банковских услуг устанавливаются
кредитными учреждениями самостоятельно
в соответствии с законодательством Туркменистана.
5. Кредитным учреждениям запрещается
заниматься производственной, торговой
(кроме реализации юбилейных, памятных
и нумизматических монет), страховой деятельностью
(кроме страхования рисков по банковским
операциям).
3. Взаимоотношения кредитного учреждения
и государства
1. Кредитное учреждение не отвечает по
обязательствам государства, и государство
не несёт ответственность по обязательствам
кредитного учреждения, за исключением
случаев, когда ими были приняты на себя
такие обязательства в соответствии с
законодательством Туркменистана.
2. Кредитные учреждения не зависимы от
органов государственной власти и управления,
местных органов власти при принятии ими
решений, связанных с текущей банковской
деятельностью.
Объединения
(ассоциации) кредитных учреждений
1. Кредитные учреждения для защиты и представления
интересов своих членов, координации их
деятельности, развития международных
связей и решения иных совместных задач
кредитных учреждений могут создавать
объединения (ассоциации), не преследующие
цели извлечения прибыли.
Создание и регистрация объединений (ассоциаций)
кредитных учреждений осуществляются
в соответствии с законодательством Туркменистана.
2. Объединениям (ассоциациям) кредитных
учреждений запрещается осуществлять
банковские операции и сделки.
2. Основные
правила деятельности кредитных учреждений
1. Кредитное учреждение осуществляет
свою деятельность в соответствии с законодательством
Туркменистана, актами и лицензией Центрального
банка Туркменистана, а также своими внутренними
актами.
2. Кредитное учреждение обязано:
1) поддерживать достаточность капитала
и его ликвидность;
2) создавать резервы для покрытия возможных
потерь по активам в соответствии с нормативными
правовыми актами Центрального банка
Туркменистана;
3) осуществлять эффективное управление
рисками.
3. Правила данной главы распространяются
и на деятельность филиалов иностранных
банков, зарегистрированных на территории
Туркменистана.