Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:40, реферат
Содержание банковской тайны в действующем законодательстве регулируется нормами двух законодательных актов: ст. 857 Гражданского кодекса РФ и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках).
Согласно п. 1 ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Одновременно с этим ст. 26 Закона о банках предоставляет право кредитной организации включать в состав банковской тайны иные сведения, если это не противоречит федеральному закону.
Введение ..2
1§. Содержание банковской тайны. 3
2§. О предоставлении кредитной организацией государственным органам
сведений, составляющих банковскую тайну 7
Заключение. 14
Список нормативно- правовых актов и использованной литературы. 15
Согласно ст. 13 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" при проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно - финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Уголовным кодексом РФ (ст. 287) предусмотрена ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении информации (документов, материалов), а также за предоставление заведомо неполной либо ложной информации Счетной палате РФ.
В силу п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
Предоставление налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, неверно сводить только к предоставлению запрашиваемой ими информации. Следует учитывать, что предоставление определенного объема такой информации вменено в обязанность банков: например, банки обязаны сообщать налоговым органам по месту учета налогоплательщиков в пятидневный срок об открытии или закрытии ими счетов (п. 1 ст. 86 НК). Предоставление кредитной организацией налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется налоговой тайной, режим которой урегулирован ст. 102 Налогового кодекса. Режим налоговой тайны необходимо рассматривать в корреспонденции с режимом банковской тайны. В соответствии с Налоговым кодексом налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Исключением являются сведения, перечисленные в п. 1 ст. 102 НК РФ: 1) разглашённые налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимной сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Не вызывает сомнений, что к таким сведениям относятся и те, которые составляют банковскую тайну.
Статьей 135 Налогового кодекса установлена налоговая ответственность за непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок.
По Закону
РФ "О федеральных органах
Спорной представляется также правомерность использования органами налоговой полиции полномочия, закрепленного п. 2 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым указанные органы имеют право при исполнении служебных обязанностей пользоваться правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов.
Вместе с тем полномочия органов налоговой полиции закреплены в ст. 36 Налогового кодекса. Хотя перечень этих полномочий не носит исчерпывающего характера, стоит согласиться с мнением о том, что нормы, закрепляющие полномочия органов налоговой полиции по самостоятельному осуществлению налоговых проверок и применению налоговых санкций, а также иные полномочия налоговых органов, предоставленные органам налоговой полиции Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции", противоречат нормам Налогового кодекса и должны быть приведены в соответствие с ним путем внесения изменений в названный Закон.
Исходя
из функций органов налоговой
полиции, которые состоят в
В иных случаях сведения, составляющие банковскую тайну, истребуются органами налоговой полиции через налоговые органы. Это предусмотрено нормой п. 3 ст. 36 Налогового кодекса, в силу которой органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия решения.
Таким образом, в ст. 26 Закона о банках нужно внести изменения, исключив органы налоговой полиции из перечня государственных органов, которым выдаются справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Органам предварительного следствия информация, составляющая банковскую тайну, предоставляется при наличии двух условий: во-первых, только по возбужденным уголовным делам, находящимся в их производстве, и, во-вторых, с согласия прокурора. Согласно ст. 125 УПК РСФСР органами предварительного следствия являются следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции.
Во всех иных случаях предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам предварительного следствия, а также иным правоохранительным органам является неправомерным.
Перечислим такие случаи, так как они нередко возникают в практике кредитных организаций.
Во-первых, речь идет о ст. 109: УПК РСФСР, согласно которой следователь и орган дознания по поступившим заявлениям и сообщениям могут истребовать необходимые материалы до возбуждения уголовного дела.
Во-вторых, право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них предоставлено полиции (ст. 11 Закона РФ "О полиции").
В-третьих, истребовать документы по возбужденным уголовным делам могут органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК РСФСР. За исключением таможенных органов и органов налоговой полиции, которые указаны в ст. 26 Закона о банках, предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, иным органам дознания, в том числе милиции, является неправомерным.
В-четвертых, право требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений имеют прокуроры (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Предоставление прокурору сведений, составляющих банковскую тайну, правомерно только в связи с возбужденным уголовным делом.
Предоставление кредитными организациями органам предварительного следствия информации, составляющей банковскую тайну, гарантируется тайной следствия (ст. 139 ГПК РСФСР).
В законодательстве о банковской тайне, к сожалению, больше вопросов, чем ответов. Например, « кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов».
Между тем,
ни у кого не вызывает сомнений, что
институт банковской тайны не маловажен
для нормального
Чем выше уровень защиты данной информации, тем соответственно выше авторитет кредитной организации и круг ее потенциальных клиентов. Знаменитые швейцарские банки славятся безусловной сохранностью сведений о вкладах и операциях клиентов, что является немаловажным условием обеспечения стабильности их работы и, наверное, благосостояния этого небольшого европейского государства.
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном Референдуме 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российский Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – Москва : Проспект, КноРус, 2012 г.
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990. № 395-1
Научно и учебная литература:
1 О.М. Олейник. Основы банковского права. Курс лекций. – М.: Юристъ , 2000. - С. 218-219.
2 Олейник О. Правовые проблемы банковской тайны // Хозяйство и право, 2000. - № 6 - С. 13-14; Никулин А. Ю. Проблематика правового регулирования банковской тайны // Деньги и кредит, 2005. - № 7 - С. 23-28.
3 Сарбаш С. В. Договор банковского счета: проблемы доктрины и судебной практики. — М.: Статут, 1999. - С. 143.
4Гражданское право. Ч. 2. Обязательственное право / Под ред. В. В. Залесского. — М.: Проспект, КноРус, 2012. – 544 с.
5 Агарков М. М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. — М.: Изд-во ВЕК, 1994. - С. 152.
6 Олейник О. Правовые проблемы банковской тайны // Хозяйство и право, 2000. - № 7 - С.23-28.
7 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Рук. авт. колл. и отв. ред. — доктор юрид. наук, проф. О. Н. Садиков. — М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", издательская группа ИНФРД-М-НОРМА, 1996. - С. 430
8 Куршаков Д. Банковская тайна // Закон, 1998. - № 2 - С. 18-19.
9 Яни П.С. Правоохранительные органы и предприниматель. – Приложение к журналу «Юридический бюллетень предпринимателя». – М.: АО «Бизнес- школа». – 2003. - С. 12-13.
10 Рассказова Н.Ю. Еще раз об аресте денежных средств на счетах и обращении на них взыскания // Бизнес и банки, 1999. - № 28 - С. 2-3; Ахидова И. Банковская тайна и аналогия закона // Хозяйство и право, 2006. - № 10 - С. 18-18.