Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:56, контрольная работа
Понятие банковской тайны является одним из значимых понятий всего банковского законодательства. Банковская тайна имеет давнюю историю своего существования и на протяжении всего этого времени олицетворяет собой противостояние между публичными интересами государства, в лице его органов, и частными интересами кредитных организаций.
В настоящее время эта борьба продолжается.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Содержание и основа банковской тайны………………………………………..5
1.1 Понятие, сущность банковской тайны…………………………………………5
1.2 Значение и понятие банковской тайны для кредитной организации……….. 8
1.3 Правовая и нормативная основа банковской тайны…………………………12
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………………25
Такие требования судебного пристава-исполнителя нельзя признать правомерными.
Указанная информация является банковской тайной, а предоставление подобных сведений судебным приставам-исполнителям законодательными актами, регулирующими правовой режим банковской тайны, не предусмотрено.
В соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном
производстве» сведения о наличии или отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в кредитной организации судебный пристав-исполнитель запрашивает у налоговых органов, которые в трехдневный срок обязаны выдать ему необходимую информацию. При этом судебные приставы-исполнители и налоговые органы руководствуются совместным приказом Министерства юстиции РФ и Министерства РФ по налогам и сборам «О порядке предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей».
Согласно ст. 13 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" при проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно - финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Уголовным кодексом РФ (ст. 287) предусмотрена ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении информации (документов, материалов), а также за предоставление заведомо неполной либо ложной информации Счетной палате РФ. В силу п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
Предоставление налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, неверно сводить только к предоставлению запрашиваемой ими информации. Следует учитывать, что предоставление определенного объема такой информации вменено в обязанность банков: например, банки обязаны сообщать налоговым органам по месту учета налогоплательщиков в пятидневный срок об открытии или закрытии ими счетов (п. 1 ст. 86 НК). Предоставление кредитной организацией налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется налоговой тайной, режим
которой урегулирован ст. 102 Налогового кодекса. Режим налоговой тайны
необходимо рассматривать в корреспонденции с режимом банковской тайны. В
соответствии с Налоговым кодексом налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Исключением являются сведения, перечисленные в п. 1 ст. 102 НК РФ:
1) разглашённые
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства
о налогах и сборах и мерах
ответственности за эти
4) предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимной сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Не вызывает сомнений, что к таким сведениям относятся и те, которые составляют банковскую тайну. Статьей 1351 Налогового кодекса установлена налоговая ответственность за непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по
операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок.
Во всех иных случаях предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам предварительного следствия, а также иным правоохранительным органам является неправомерным.
Перечислим такие случаи, так как они нередко возникают в практике кредитных организаций.
Во-первых, речь идет о ст. 109: УПК РСФСР, согласно которой следователь и орган дознания по поступившим заявлениям и сообщениям могут истребовать необходимые материалы до возбуждения уголовного дела.
Во-вторых, право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них предоставлено полиции (ст. 11 Закона РФ "О милиции"). В-третьих, истребовать документы по возбужденным уголовным делам могут органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК РСФСР. За исключением таможенных органов
и органов налоговой полиции, которые указаны в ст. 26 Закона о банках,
предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, иным органам дознания, в том числе милиции, является неправомерным.
В-четвертых, право требовать от руководителей и других должностных лиц
представления необходимых документов, материалов, статистических и иных
сведений имеют прокуроры (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Предоставление прокурору сведений, составляющих банковскую тайну, правомерно только в связи с возбужденным уголовным делом. Предоставление кредитными организациями органам предварительного следствия информации, составляющей банковскую тайну, гарантируется тайной следствия (ст. 139 ГПК РСФСР).
Заключение
Информация играет особую роль в процессе развития цивилизации. Владение
информационными ресурсами
создает предпосылки
некоторых сведений, изложенных, как правило, в виде документа
(документированной информации)
предоставление
Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации как в целом, так и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из немаловажных мест в юридической литературе.
При этом много внимания уделяется проблемам правового регулирования банковской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм. Даже беглый обзор публикаций в правовой литературе и в прессе позволяет констатировать, что по поводу данной проблемы, как и по ряду других, в настоящее время сложились различные точки зрения.
Понятие "банковская тайна" является одним из видов правовых режимов информации, обладающей ограниченным доступом. Этот режим соотносится с такими режимами, как режимы коммерческой, религиозной, медицинской, следственной и судебной тайны.
Подчиняясь общим правилам, режим банковской тайны обладает специальными правилами и процедурами, регламентированными на законодательном уровне.
Кроме этого, необходимо иметь в виду и характер складывающихся правоотношений по поводу банковской тайны. Это необходимо для того, чтобы найти адекватные правовые нормы, реализация которых приведет к желаемому состоянию правового регулирования. Существует три вида правоотношений: между банком и клиентом, между клиентом и государством, между государством и банком.
В настоящее время население России начинает все больше доверять свои сбережения банкам, но одной из составляющих банковской деятельности является сохранение банковской тайны. К сожалению, на практике возникает множество вопросов, связанных с этим правовым явлением.
Банковская тайна - защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиентах и корреспондентах, разглашение которых может нарушить их право на неприкосновенность частной жизни.
Институт банковской тайны, как и все банковское законодательство, носит
комплексно-правовой характер и связан с конституционным, административным, гражданским и уголовным правом, но наибольшая часть правоотношений регулируется нормами гражданского законодательства. Первый вопрос, возникающий при изучении того или иного правового явления, заключается в определении исследуемого понятия. В настоящее время в науке не сложилось четкого определения банковской тайны, нет его и в законодательстве. Большинство ученых считает, что тайна - особый правовой режим информации с ограниченным доступом. Существует и проблема
соотношения банковской тайны с другими видами тайн.
Правовое регулирование банковской тайны в настоящее время осуществляется
нормами ст. 857 Гражданского кодекса РФ, утвержденного
Федеральным законом
от 26.01.1996 N 14-ФЗ, ст. 183 Уголовного кодекса
РФ, утвержденного Федеральным
закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее -
Федеральный закон N 395-1), а также рядом инструкций Банка России и налоговых органов Российской Федерации.
Надо полагать, что наиболее правильным было бы установление возможности
получения сведений, составляющих банковскую тайну, только по решению суда, как в Швейцарии, Люксембурге, Германии и других зарубежных странах. Это повысило бы доверие к российским банкам и способствовало бы прекращению оттока капиталов за рубеж. Однако данная мера требует внесения изменений и в процессуальное законодательство, которое в настоящее время практически не регламентирует порядок получения и использования конфиденциальной информации. Возрастающее значение приобретает и проблема обеспечения банковской тайны при проведении операций через телекоммуникационные средства.
Список литературы
1. Сарбаш С. В. Договор банковского счета: проблемы доктрины судебной практики. — М.: Статус
2. Под общей редакцией академика Б. Н. Топорнина. — М.: Юрист,
Правовые проблемы банковской тайны - Хозяйство и право.
3.Ахидова И. Банковская тайна и аналогия закона- Хозяйство и право. 2010.
4. Гизатуллин Ф. Банк клиента не выдаст? Нормативное регулирование и понятие банковской тайны -Бизнес-адвокат, 2004, N 7.
5. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
6. Налоговый кодекс РФ.
7. Викулин А.Ю. Банковская тайна как объект правового регулирования. -
Государство и право. - М., 2003.
8. Гончаров Д. О банковской и коммерческой тайне. -Законность. 2010
9. Куршаков Д. Банковская тайна.- Закон, 2004, 2.
10. Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. - М.: Юристъ, 2004.
11. Скобликов П. Коммерческая и банковская тайна: проблемы правового регулирования. - Российская юстиция. - М., 2010
[1] - ст. 857, Гражданский кодекс РФ
[2] - п. 1 ст. 857 Гражданский кодекс РФ
[3] - п. 3 ст. 857 Гражданский кодекс РФ
[4] - Сарбаш С. В. Указ. соч., с. 149.
[5] - «Банковское право Российской Федерации. Общая часть» Под общ. ред. акад. Б. Н. Топорнина. — М.: Юрист, с. 249.
[6] - Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»