Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:04, реферат
Банк - это финансовая организация, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу. Банки выпускают, хранят, предоставляют в кредит, покупают и продают, обменивают деньги и ценные бумаги, контролируют движение денежных средств, обращение денег и ценных бумаг, оказывают услуги по платежам и расчетам.
Определения 3
Обозначения и сокращения 4
Введение 5
История развития Автоматизированных банковских систем 7
Цели внедрения автоматизированных банковских систем 13
Функции автоматизированных банковских систем 16
Внедрение АБС 18
Автоматизация работы с пластиковыми картами 24
Описание модуля карточного обслуживания. 28
Исследования области автоматизации банковских операций 43
Заключение 47
Список использованной литературы. 48
С точки зрения автоматизации для поддержки карточного бизнеса двумя важнейшими направлениями являются программная поддержка и телекоммуникации.
Программное обеспечение для автоматизации работы с пластиковыми картами весьма разнообразно как по типам, так и по разновидностям и функциональному наполнению. Можно выделить следующие основные типы программного обеспечения.
Авторизационные системы. Перед совершением операции по пластиковой карте (вне зависимости от источника операции - банкомат, POS-терминал и т.п.) необходимо получить разрешение на операцию - авторизацию. Для этого операция должна соответствовать целому раду условий, которые и проверяются авторизационными системами. Это могут быть и достаточность средств, и просроченность (валидность) карты, и проверки, связанные с обеспечением безопасности, и многое другое.
Авторизацию по поручению
точки приема карты запрашивает
банк-эквайрер. Ответ предоставляется
эмитентом карты и представляет
собой положительный код
Ввиду их критичности авторизационные системы должны соответствовать целому ряду критериев, в том числе должны быть лицензированы платежной системой, поэтому, как правило, авторизационные системы - зарубежного производства. Их поддержка и сопровождение осуществляются компанией-поставщиком. В качестве примера можно привести систему BASE 24.
Описанные функции вместе
с функциями маршрутизации
Бэк-офисные и бухгалтерские системы направлены на поддержку комплекса операций с банковскими картами и, как правило, не функционируют в онлайн-режиме, и не связаны с терминальными устройствами. Их основными функциями являются:
- операционный и бухгалтерский учет;
- формирование выписок и их рассылка клиентам;
- осуществление начислений (проценты, комиссии и т.п.);
- проведение взаиморасчетов;
- клиринг;
- межбанковские расчеты;
- расчеты с платежными системами;
- ведение счетов и т.п.
Такие системы часто
разрабатываются
Системы поддержки карточного бизнеса предназначены для ведения и обработки информации о клиентах банка, карточных продуктах, их доходности и объеме операций и предоставляемых услуг.
Иногда бэк-офисные системы и системы поддержки карточного бизнеса могут совмещаться в одном комплексе. Такие системы в отличие от авторизационного ПО часто разрабатываются самостоятельно. Основная причина этого в том, что пластиковый бизнес весьма индивидуален, особенно в части организации его поддержки, операционного и бухгалтерского учета, расчетов с банками и платежными системами.
Перечисленные выше группы программного обеспечения информационных систем не исчерпывают весь список, который мог бы быть продолжен системами поддержки выпуска карт, контроля терминальных устройств и т.д.
Основные требованиях к программному обеспечению для автоматизации операций с банковскими картами:
Следует отметить, что особо критичной областью поддержки операций с пластиковыми картами являются телекоммуникации. Основным протоколом связи для таких операций служит Х25. Основная специфика обеспечения связи всех элементов состоит в том, что должна достигаться их надежность и максимально быстрое восстановление связи при ее сбое. Это приводит к тому, что даже для небольшого банка необходимо отслеживать в круглосуточном режиме связь с множеством устройств. Иногда для этого требуется поддержка специальным программным обеспечением.
Описание модуля карточного обслуживания.
Смоделируем ситуацию, когда клиент заключает договор для корпоративной карты. Для корпоративной карты в модуле "Карточное обслуживание" находится отдельный счет, который по закрытию дня консолидируется в модуле "Расчетное обслуживание" вместе со всеми остальными карточными счетами этого Клиента (если таковые есть).
Рисунок 2
Текущий счет используется для пополнений клиентом, погашение ссудной задолженности, авторизации. При образовании отрицательного сальдо по текущему счету, отрицательное сальдо закрывается со ссудного счета.
При пополнении текущего
счета проверяется наличие
Ссудный - для выставления
кредитной линии и учета
Депозитный - для хранения депозита (вклада) Клиента. Проценты по депозиту могут быть переведены на текущий счет.
С текущего счета, например через карту можно перевести деньги на депозит и обратно.
Депозитный счет может
служить обеспечением предоставляемой
кредитной линии. Решение об использовании
депозита для погашения ссудной
задолженности принимается
Рассмотрим платежную систему банка, как отдельную, конкретную замкнутую систему со своими внутренними (локальные) и внешними (например, "VISA") процессами. В данном проекте, любые карты, выданные нашими банками и обслуживающиеся у наших поставщиков услуг, являются локальными картами, а любые карты, обслуживающиеся у нас, но выданные в других платежных системах, рассматриваются на примере работы карточки "VISA". Мы также рассматриваем отдельно работу обслуживания карточек, выданных нашими банками, в других платежных системах на примере платежной системы "VISA".
За стандарт сообщений
в Системе принимается
Управление участниками.
Порядок взаиморасчета с участником (двойные проводки или лучше, рапорта).
Управление продуктами.
Описание продукта.
|
Управление клиентами
Управление картами
Выпуск карт.
Управление статусами.
Управление лимитами.
Начисление обслуживания за карту.
Управление счетами
Внутренний баланс системы.
Ведение счетов.
Ведение процентных схем.
Взаимодействие счетов.
Обработка сообщений и операций
Обработка авторизаций
Блокировка сумм по счету.
Исправление блокировок.
Гашение авторизации
транзакцией.
Конвертация
Обработка транзакций.
Обработка транзакций.
Обработка исправлений транзакций.
Конвертация.
Начисление обслуживания транзакций.
Интерфейс с модулем "Расчетное обслуживание".
Прием пополнений.
Формирование итоговых документов по внутреннему балансу.
Подготовка транзакций для отправки в Банковский ОперДень.
Разное.
Управления лимитами
Управления держателями
Разделить блок сообщений и операций на блок операций и блок сообщений
Обработка договоров о приобретении карточек.
Выпуск карточек.
Ведение счетов Держателей карточек.
Выпуск стейтментов.
Выпуск отчетов.
Тип карточного продукта характеризуется финансовой схемой и допустимыми транзакциями.
Дебетовая карточка - индивидуальная или корпоративная, доступ осуществляется к текущему счету (ам) или к текущим счетам юр. лица, лимит устанавливается в пределах остатка по счету (ам) или в определенной сумме, согласно указанию владельца счета.
Дополнительная дебетовая карточка с общим или раздельным лимитом - индивидуальная или корпоративная, доступ осуществляется к тем же счетам, что у основных дебетовых карточек.
Расчетная карточка - индивидуальная или корпоративная, доступ осуществляется к ссудному счету физ. лица или юр. лица, лимит определяется в пределах установленного расходного месячного лимита.
Дополнительная расчетная карточка с общим или раздельным лимитом - индивидуальная или корпоративная, доступ осуществляется к тем же счетам, что у основных расчетных карточек.