Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 20:54, курсовая работа
Объект исследования – банковские операции и услуги.
Предмет исследования – банковская система Республики Беларусь, зарубежные банки.
Цель работы - раскрыть суть деятельности банков, изучить тенденции развития банковского сектора и выявить направления его совершенствования.
Введение……………………………………………………………………….4
1 Банковские операции………………………………………………………..6
1.1 Понятие банковских операций. Виды банковских операций..…….…...6
1.2 Активные банковские операции…………………………………….……7
1.3 Пассивные банковские операции…….………………………………….13
1.4 Посреднические банковские операции и другие……………………….14
2 Банковские услуги……………………………………………….…………19
2.1 Понятие банковской услуги…………………...…………………………19
2.2 Электронные банковские услуги………………………………………...20
2.3 Розничные банковские электронные услуги……………………………21
3 Совершенствование деятельности банков………………………………. 23
3.1 Тенденции развития банковской деятельности………………………...23
3.2 Приоритеты развития банковского бизнеса, новые виды
банковских услуг, оказываемых с использованием современных информационных технологий……..…………….…………………………..23
3.3 Перспективы развития банковских услуг в Республике Беларусь……25
Заключение……………………………………………………...……………27
Список использованных источников…..…………………………………...29
Приложение А Кредитование банками отраслей экономики
и населения……………………...........................................30
Приложение Б Основные показатели по государственным ценным
бумагам (облигации для юридических и физических
лиц)………………………………………………………… 31
Приложение С Источники формирования ресурсной базы банков …… .32
По мнению западных специалистов, в недалеком будущем банковские учреждения ожидают революционные изменения. Развитие телекоммуникаций и средств вычислительной техники позволит миллионам служащих работать дома. Уменьшится необходимость в административных зданиях и служебных помещениях. Дом станет для служащего тем рабочим местом, где будет обрабатываться информация.
Первый шаг на этом пути уже сделан. В октябре 1995 г. в США открылся первый в мире виртуальный банк (Security First Network Bank). Адрес этого банка http://www.sfnb.com. Клиенты банка расположены в 45 штатах США. Они взаимодействуют с банком через сеть Интернет, оперируют с чековыми и депозитными счетами, ведут электронные бюджеты, виртуальную торговлю ценными бумагами, операции с кредитными карточками, ипотечное кредитование и выдачу потребительских ссуд. Его глобальная цель – полный комплекс интерактивных банковских услуг в режиме реального времени круглосуточно. В Европе первым виртуальным банком был банк First Direct. В 1998 г. он уже имел около 750 тыс. клиентов [13, с.15].
3.3 Перспективы развития банковских услуг
в Республике Беларусь
Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 гг. предусматривается дальнейшее развитие и рост банковских услуг. Рост кредитов к номинальному валовому внутреннему продукту к 2010 г. составит не менее чем на 40-42%; валовые кредиты банков в белорусских рублях и иностранной валюте за 2006-2010 гг. должны увеличиться в 2,7 раза.
Рост депозитов предприятий и населения за 2006-2010 гг. увеличится в 2 раза.
Особое внимание уделяется развитию в Республике Беларусь ипотечного кредитования.
Концепция развитии розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 г. определяет условия, цели и направления развития данного сегмента отечественного банковского рынка. Стратегическими целями развития рынка розничных банковских услуг в Республики Беларусь до 2010 г. являются:
достижение уровня обслуживания, позволяющего максимально удовлетворять потребности физических лиц в банковских услугах;
приближение параметров розничных банковских услуг в республике к уровню развитых стран.
Для достижения поставленных целей деятельность банков должна вестись по следующим направлениям:
стандартизация и автоматизация процесса оказания розничных банковских услуг;
внедрение современных стратегий продаж;
развитие и оптимизация филиальной сети;
расширение спектра розничных банковских услуг и повышение их качества.
Основной результат развития розничных банковских услуг для банковской системы будет состоять в увеличении числа клиентов, объемов привлекаемых ресурсов, улучшении их структуры, росте возможностей банков по проведению активных и посреднических операций [13, с.17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе рассмотрения данной темы были сформулированы следующие выводы:
1) банковские операции – это комплекс взаимосвязанных действий (сделок) банков и клиентов, производимых от имени банка, с учетом исключительного права банков на эти операции [4, с.312];
2) банковские операции могут быть активными, пассивными, посредническими и другими;
3) пассивные банковские операции – это операции по мобилизации денежных средств, а также по формированию собственного капитала банка. Благодаря проведению пассивных операций, банки аккумулируют временно свободные денежные средства клиентов, которые потом используют для проведения своих активных операций;
4) активные банковские операции – это операции по предоставлению денежных средств банками с целью получения прибыли и поддержания ликвидности. Структура активных операций и их объем зависят от объема привлеченных ресурсов, а доходы от активных операций увеличивают ресурсную базу банка;
5) посредническими банковскими операциями являются операции, содействующие осуществлению банковской деятельности, финансовому обороту (трастовые операции, инкассовые операции, посредничество при купле-продаже ценных бумаг и т.д.);
6) другие операции – это операции, сопутствующие деятельности банков (хранение ценностей, справочные услуги, нумизматические операции и т.д.). Эти операции направлены на улучшение обслуживания клиентуры, ее расширение, повышение прибыльности ликвидности банка;
7) под банковской услугой понимается деятельность банка, осуществляемая по поручению клиента с целью удовлетворения его потребностей в банковском обслуживании (в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, покупке-продаже валюты и т.д.). Услуга обычно ассоциируется с конечным результатом. Это результат полезной деятельности, направленной на удовлетворение определенных потребностей субъектов хозяйствования, населения;
8) банковские электронные услуги – это те услуги банков, которые оказываются с применением средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
9) банки предполагают сделать упор на следующих направлениях:
усовершенствованные сетевые технологии, включая скоростные протоколы передачи данных;
интеллектуальное программное обеспечение;
компрессия данных, что позволит банкам повысить эффективность вывода больших объемов информации;
электронная почта;
архитектура клиент/сервер усилит распространение новейших технологий по рабочим местам, предлагая возможность интегрировать голос, цифровые данные (в том числе изображения) при передаче через локальные и глобальные сети;
интегрированные сети позволят вести обмен приложениями между рабочими местами в сетях любой протяженности;
использование сети Интернет;
10) стратегическими целями развития рынка розничных банковских услуг в Республики Беларусь до 2010 г. являются:
достижение уровня обслуживания, позволяющего максимально удовлетворять потребности физических лиц в банковских услугах;
приближение параметров розничных банковских услуг в республике к уровню развитых стран.
Для достижения поставленных целей деятельность банков должна вестись по следующим направлениям:
стандартизация и автоматизация процесса оказания розничных банковских услуг;
внедрение современных стратегий продаж;
развитие и оптимизация филиальной сети;
расширение спектра розничных банковских услуг и повышение их качества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Вестник Ассоциации Белорусских банков. №17-18 (517-518). 2009.
2 Вестник Ассоциации Белорусских банков. №27 (575). 2010.
3 Вестник Ассоциации Белорусских банков. №30 (578). 2010.
4 Деньги, кредит, банки: учеб./ Под общ. ред. Г.И.Кравцовой. – Мн., 2007.
5 Исследование состояния и перспектив развития банковской отрасли в Республике Беларусь, развития информационных технологий в современном банке и оценка удовлетворенности банков уровнем решения задач в области автоматизации// Вестник Ассоциации белорусских банков. 2009. №8 (508). С.16-27.
6 Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы// Банк. вест. – 2002. №17.
7 Концепция развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года// Банк. вест. – 2004. №24.
8 Левкович А. Тенденции развития Белорусского рынка лизинговых услуг.// Вестник Ассоциации белорусских банков. 2010. №25 (573). С.9-14.
9 Маманович П.А. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие. – Мн.: Соврем. шк., 2006.
10 М.Завгородняя. Тенденции развития банковской деятельности.// Мировая экономика и международные отношения. 2003. №10. С.17-20.
11 Международное регулирование внешнеэкономической деятельности/ Д.П. Александров, А.В.Бобков, С.А.Васьковский и др.; под ред. В.С.Каменкова. – М.: Изд-во деловой и учебн. лит-ры. – Мн.: Дикта, 2005. – 800 с.
12 М.Ковалев. Современные тенденции развития банковского дела.// Вестник Ассоциации белорусских банков. 2005. №12 (320). С.26-35.
13 Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 400 с.
14 Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2010.
15 Теплякова Н.А. Банковские операции: ответы на экзаменационные вопросы. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 128 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1 – Кредитование банками отраслей экономики и населения (на конец года; млрд.руб.)
| 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Остатки задолженности по выданным кредитам, всего | 9107,4 | 12496,5 | 19699,6 | 29029,8 | 44830,8 | 63724,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
краткосрочные кредиты | 4737,2 | 6064,0 | 9050,4 | 7041,7 | 12172,0 | 17837,7 |
в процентах к итогу | 52,0 | 48,5 | 45,9 | 24,3 | 27,2 | 28,0 |
долгосрочные кредиты | 4370,2 | 6432,5 | 10649,2 | 21988,1 | 32658,8 | 45886,6 |
в процентах к итогу | 48,0 | 51,5 | 54,1 | 75,7 | 72,8 | 72,0 |
Примечание – Источник [14, с.511].
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1 – Основные показатели по государственным ценным бумагам (облигации для юридических и физических лиц), млрд.руб.
| 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Объем выпуска | 1667,2 | 2136,6 | 3310,9 | 3225,2 | 3427,9 | 93,6 |
Объем размещения | 1188,6 | 1827,8 | 2248,3 | 2132,2 | 3192,9 | 93,6 |
Объем погашения | 844,9 | 875,0 | 1167,9 | 1741,1 | 1452,7 | 3452,9 |