Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности банкротства в условиях рыночного хозяйства. Данная цель достигается посредством выполнения ряда поставленных задач согласно логике данного курсового исследования:
Изложение истории развития института несостоятельности (банкротства) в России;
Анализ российского законодательство о несостоятельности (банкротстве);
Описание методических основ банкротства предприятий;
Выявление сущности банкротства в условиях рыночного хозяйства на основе определения сущности и соотношения терминов "банкротство" и "несостоятельность".
Введение ...................................................................................................3
1. История развития института несостоятельности
(банкротства) в России ..........................................................................7
2. Российское законодательство о несостоятельности
(банкротстве) ..........................................................................................14
3. Методические основы банкротства предприятий .......................19
4. Выявление сущности банкротства в условиях рыночного хозяйства на основе определения сущности и соотношения терминов "банкротство" и "несостоятельность" ..........................................................30
Заключение ..............................................................................................39
Литература .....................................................
2) основной тенденцией
законодательства о
К числу общих
законов прежде всего следует
отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный
кодекс РФ (далее - АПК РФ). В соответствии
со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности
(банкротстве) рассматриваются арбитражным су
Специальные законы
- это Закон о банкротстве 2002 г.,
Федеральный закон "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций",
Федеральный закон "Об особенностях
несостоятельности (банкротстве) субъектов
естественных монополий топливно-
Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;
3) одним из
направлений реформирования
3. Методические основы банкротства предприятий
C 3 декабря 2002
г. вступил в силу Федеральный
закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве
3.1 Порядок обращения в суд
Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора или по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам перед бюджетом (налогам, сборам, таможенным платежам) принимаются требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда. В свою очередь, требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей в бюджет принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. При этом право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора или уполномоченного органа по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику (п. 2 ст. 7 Закона N 127-ФЗ). В свою очередь, право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Прежде чем
возбудить процедуру о
В таблице приведены размеры денежного требования к должнику (задолженности должника перед кредитором), при наличии которой возможно возбуждение дела о банкротстве.
Размер денежных требований к должнику | |
Юридическому лицу |
Не менее 100 000 руб. |
Физическому лицу |
Не менее 10 000 руб. |
3.2 Арбитражные управляющие
В процессе банкротства огромное значение имеет фигура арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий назначается арбитражным судом и осуществляет в отношении должника организационные и управленческие функции в рамках процедуры банкротства.
При осуществлении наблюдения им является временный управляющий, при финансовом оздоровлении - арбитражный управляющий, при внешнем управлении - внешний управляющий, при конкурсном производстве - конкурсный управляющий.
В Законе N 127-ФЗ
введены новые нормы в
1) дополнительные профессиональные требования;
2) меры ответственности за нарушение норм Закона N 127-ФЗ;
3) обязательное страхование ответственности;
4) в процесс
банкротства введены
3.3 Обязательное
страхование ответственности
Договор страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть заключен на срок не менее одного года с обязательным последующим возобновлением на тот же срок. Согласно п. 8 ст.20 Закона N 127-ФЗ минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем 3 000 000 руб. в год. Кроме того, арбитражный управляющий в течение 10 дней с даты его утверждения арбитражным судом должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. К таким лицам относятся в первую очередь должник, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы. Размер ответственности арбитражного управляющего, подлежащей страхованию, определяется в зависимости от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую введению процедуры банкротства. Размеры страхования ответственности арбитражного управляющего приведены в таблице.
Таблица 1
Размеры страхования ответственности арбитражного управляющего
Балансовая |
Размер ответственности |
От 100 млн руб. |
3% от балансовой стоимости
активов, |
От 300 млн руб. |
6 млн руб. + 2% от балансовой
стоимости |
Свыше 1 млрд руб. |
20 млн руб. + 1% от балансовой
стоимости |
3.4 Обязанности организации-должника
Инициатором рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде могут выступать должник, конкурсный кредитор, а также уполномоченные органы. При этом Закон N 127-ФЗ различает случаи, когда должник вправе обратиться с таким заявлением в арбитражный суд, и случаи, когда данное право превращается в обязанность. Должник вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 8 Закона N 127-ФЗ).
Пример 1. Основным видом деятельности ООО "Транс-экспресс" является перевозка пассажиров маршрутными такси. В результате проверки соблюдения лицензионных требований и условий действие лицензии ООО "Транс-экспресс" на перевозку пассажиров было приостановлено лицензирующим органом.
Лицензирующий орган обратился в суд с заявлением о прекращении действия лицензии по причине неудовлетворительного технического состояния транспортных средств, недостаточной квалификации водителей и т.п. Ввиду приостановления действия лицензии ООО "Транс-экспресс" не смогло погасить задолженность перед поставщиком горюче-смазочных материалов, оплатить ремонт автомобилей, а также приостановило выплаты текущих налоговых платежей. Не дожидаясь решения суда о прекращении действия лицензии, учредителями ООО "Транс-экспресс" было принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.
Вместе с тем в ст. 9 Закона N 127-ФЗ установлен ряд случаев, когда руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд. К ним относятся, в частности, следующие случаи:
1) удовлетворение
требований одного или
2) органом должника,
уполномоченным на принятие
3) обращение
взыскания на имущество
При этом в Законе N 127-ФЗ даны временные ограничения на срок подачи заявления должника - не позднее месяца с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Пример 2. Основным видом деятельности ООО "Лесной ряд" является производство пиломатериалов в арендованном цехе. При этом уставный капитал ООО "Лесной ряд" оплачен имуществом (деревообрабатывающим станком). В собственности общества также имеются еще три станка и грузовой автомобиль "КамАЗ".
В результате маркетинговых просчетов ООО "Лесной ряд" не смогло своевременно реализовать большой объем готовой продукции и как следствие погасить заем в размере 2 000 000 руб., взятый у организации-контрагента. Заимодавец обратился в суд, который взыскал с ООО "Лесной ряд" сумму займа, а также проценты. Судебным приставом-исполнителем было обращено взыскание на имущество ООО "Лесной ряд", из-за чего станки и автомобиль были реализованы на торгах. Вследствие утраты производственной базы деятельность ООО "Лесной ряд" стала невозможной, и учредителями фирмы было принято решение о подаче заявления о признании ООО "Лесной ряд" банкротом.
Невыполнение обязанности по подаче заявления должника чревато рядом негативных последствий, предусмотренных в ст.10 Закона N 127-ФЗ. В частности, неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены в ст.9 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых этим Законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления.
В п.5 ст.10 Закона N 127-ФЗ предусмотрено применение административной и уголовной ответственности в отношении руководителя и членов органов управления должника при нарушении ими норм, установленных в ст.10 данного Закона.
Теперь рассмотрим основные моменты в правовом регулировании процедур банкротства организаций: наблюдении, финансовом оздоровлении, внешнем управлении, конкурсном производстве и мировом соглашении.
3.5 Наблюдение
Наблюдение
устанавливает в отношении
Так, органы управления должника
могут совершать только с письменного
согласия временного управляющего сделки
(несколько взаимосвязанных
- если они связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
- если они
связаны с получением и
Кроме того, органы управления должника не вправе принимать управленческие решения, перечисленные в п.3 ст.64 Закона N 127-ФЗ. Перечень таких решений является закрытым и включает решения: