Банкротство предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности банкротства в условиях рыночного хозяйства. Данная цель достигается посредством выполнения ряда поставленных задач согласно логике данного курсового исследования:
Изложение истории развития института несостоятельности (банкротства) в России;
Анализ российского законодательство о несостоятельности (банкротстве);
Описание методических основ банкротства предприятий;
Выявление сущности банкротства в условиях рыночного хозяйства на основе определения сущности и соотношения терминов "банкротство" и "несостоятельность".

Содержание работы

Введение ...................................................................................................3
1. История развития института несостоятельности
(банкротства) в России ..........................................................................7
2. Российское законодательство о несостоятельности
(банкротстве) ..........................................................................................14
3. Методические основы банкротства предприятий .......................19
4. Выявление сущности банкротства в условиях рыночного хозяйства на основе определения сущности и соотношения терминов "банкротство" и "несостоятельность" ..........................................................30
Заключение ..............................................................................................39
Литература .....................................................

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия. Курсовая работа. Банкротство предприятий..doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

2) основной тенденцией  законодательства о несостоятельности  (банкротстве) является развитие  его по схеме: общий закон  - специальный закон - другие нормативные акты.

К числу общих  законов прежде всего следует  отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Специальные законы - это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов  естественных монополий топливно-энергетического комплекса".

Необходимо  отметить, что законодательство о  несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые  по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;

3) одним из  направлений реформирования современного  законодательства о несостоятельности  (банкротстве) является внесение  в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что "наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений"5.

 

3. Методические основы  банкротства предприятий

 

C 3 декабря 2002 г. вступил в силу Федеральный  закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ). Он содержит много существенных новшеств в правовом регулировании. Применение нового порядка к процедурам оздоровления и банкротства предприятий имеет огромное значение для повышения их финансовой устойчивости и снижения риска коррумпированного банкротства. Особенно это важно для стратегических федеральных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, так как в этом году осуществляется их приватизация.

 

3.1 Порядок  обращения в суд

 

Для возбуждения  дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора или по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам перед бюджетом (налогам, сборам, таможенным платежам) принимаются требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда. В свою очередь, требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей в бюджет принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. При этом право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора или уполномоченного органа по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику (п. 2 ст. 7 Закона N 127-ФЗ). В свою очередь, право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Прежде чем  возбудить процедуру о признании  предприятия банкротом, заинтересованный кредитор должен сначала в суде подтвердить  правоту своих требований, дождаться  вступления в законную силу судебного  акта, обратиться в службу судебных приставов и только после этого возбудить процедуру банкротства. Тем самым существенно усилены гарантии прав должника от действий недобросовестных кредиторов, поскольку теперь процессу банкротства предшествует судебный процесс, проверяющий обоснованность претензий кредитора. В том случае, если претензии кредитора обоснованны, у должника имеется достаточно времени, чтобы их выполнить, например, заключив мировое соглашение в ходе судебного процесса о взыскании долга.

В таблице приведены  размеры денежного требования к должнику (задолженности должника перед кредитором), при наличии которой возможно возбуждение дела о банкротстве.

 

Размер денежных требований к должнику            

Юридическому  лицу              

Не менее 100 000 руб.         

Физическому лицу               

Не менее 10 000 руб.          


 

3.2 Арбитражные  управляющие

 

В процессе банкротства  огромное значение имеет фигура арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий  назначается арбитражным судом  и осуществляет в отношении должника организационные и управленческие функции в рамках процедуры банкротства.

При осуществлении  наблюдения им является временный управляющий, при финансовом оздоровлении - арбитражный  управляющий, при внешнем управлении - внешний управляющий, при конкурсном производстве - конкурсный управляющий.

В Законе N 127-ФЗ введены новые нормы в отношении  арбитражных управляющих:

1) дополнительные  профессиональные требования;

2) меры ответственности  за нарушение норм Закона N 127-ФЗ;

3) обязательное  страхование ответственности;

4) в процесс  банкротства введены саморегулируемые  организации арбитражных управляющих.

 

3.3 Обязательное  страхование ответственности арбитражного  управляющего

 

Договор страхования  ответственности арбитражного управляющего должен быть заключен на срок не менее  одного года с обязательным последующим  возобновлением на тот же срок. Согласно п. 8 ст.20 Закона N 127-ФЗ минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем 3 000 000 руб. в год. Кроме того, арбитражный управляющий в течение 10 дней с даты его утверждения арбитражным судом должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. К таким лицам относятся в первую очередь должник, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы. Размер ответственности арбитражного управляющего, подлежащей страхованию, определяется в зависимости от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую введению процедуры банкротства. Размеры страхования ответственности арбитражного управляющего приведены в таблице.

 

 

Таблица 1

Размеры страхования  ответственности арбитражного управляющего

 

Балансовая    
стоимость     
активов      
предприятия-   
должника   

Размер ответственности           

От 100 млн руб.   
до 300 млн руб. 

3% от балансовой стоимости  активов,            
превышающей 100 млн руб.                     

От 300 млн руб.   
до 1 млрд руб.  

6 млн руб. + 2% от балансовой  стоимости        
активов, превышающей 300 млн руб.            

Свыше 1 млрд руб.

20 млн руб. + 1% от балансовой  стоимости       
активов, превышающей 1 млрд руб.             


 

3.4 Обязанности организации-должника

 

Инициатором рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном  суде могут выступать должник, конкурсный кредитор, а также уполномоченные органы. При этом Закон N 127-ФЗ различает  случаи, когда должник вправе обратиться с таким заявлением в арбитражный суд, и случаи, когда данное право превращается в обязанность. Должник вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 8 Закона N 127-ФЗ).

 

Пример 1. Основным видом деятельности ООО "Транс-экспресс" является перевозка пассажиров маршрутными  такси. В результате проверки соблюдения лицензионных требований и условий действие лицензии ООО "Транс-экспресс" на перевозку пассажиров было приостановлено лицензирующим органом.

Лицензирующий орган обратился в суд с  заявлением о прекращении действия лицензии по причине неудовлетворительного технического состояния транспортных средств, недостаточной квалификации водителей и т.п. Ввиду приостановления действия лицензии ООО "Транс-экспресс" не смогло погасить задолженность перед поставщиком горюче-смазочных материалов, оплатить ремонт автомобилей, а также приостановило выплаты текущих налоговых платежей. Не дожидаясь решения суда о прекращении действия лицензии, учредителями ООО "Транс-экспресс" было принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.

 

Вместе с  тем в ст. 9 Закона N 127-ФЗ установлен ряд случаев, когда руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд. К ним относятся, в частности, следующие случаи:

1) удовлетворение  требований одного или нескольких  кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, а также обязанности по уплате платежей в бюджет в полном объеме перед другими кредиторами;

2) органом должника, уполномоченным на принятие решения  о ликвидации должника, принято  решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

3) обращение  взыскания на имущество должника  существенно осложнит или сделает  невозможным хозяйственную деятельность  должника.

При этом в Законе N 127-ФЗ даны временные ограничения  на срок подачи заявления должника - не позднее месяца с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

 

Пример 2. Основным видом деятельности ООО "Лесной ряд" является производство пиломатериалов в арендованном цехе. При этом уставный капитал ООО "Лесной ряд" оплачен  имуществом (деревообрабатывающим станком). В собственности общества также имеются еще три станка и грузовой автомобиль "КамАЗ".

В результате маркетинговых  просчетов ООО "Лесной ряд" не смогло своевременно реализовать большой  объем готовой продукции и  как следствие погасить заем в  размере 2 000 000 руб., взятый у организации-контрагента. Заимодавец обратился в суд, который взыскал с ООО "Лесной ряд" сумму займа, а также проценты. Судебным приставом-исполнителем было обращено взыскание на имущество ООО "Лесной ряд", из-за чего станки и автомобиль были реализованы на торгах. Вследствие утраты производственной базы деятельность ООО "Лесной ряд" стала невозможной, и учредителями фирмы было принято решение о подаче заявления о признании ООО "Лесной ряд" банкротом.

 

Невыполнение  обязанности по подаче заявления должника чревато рядом негативных последствий, предусмотренных в ст.10 Закона N 127-ФЗ. В частности, неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены в ст.9 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых этим Законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления.

В п.5 ст.10 Закона N 127-ФЗ предусмотрено  применение административной и уголовной  ответственности в отношении руководителя и членов органов управления должника при нарушении ими норм, установленных в ст.10 данного Закона.

Теперь рассмотрим основные моменты в правовом регулировании  процедур банкротства организаций: наблюдении, финансовом оздоровлении, внешнем управлении, конкурсном производстве и мировом соглашении.

 

 

3.5 Наблюдение

 

Наблюдение  устанавливает в отношении должника ряд дополнительных обязанностей и  ограничений. В ходе наблюдения полномочия руководителя организации-должника, иных органов управления должника осуществляются с учетом ограничений, установленных в ст.64 Закона N 127-ФЗ.

Так, органы управления должника могут совершать только с письменного  согласия временного управляющего сделки (несколько взаимосвязанных между  собой сделок):

- если они связаны с  приобретением или отчуждением  имущества должника, балансовая  стоимость которого составляет  более 5 процентов балансовой  стоимости активов должника на  дату введения наблюдения;

- если они  связаны с получением и выдачей  займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом должника.

Кроме того, органы управления должника не вправе принимать  управленческие решения, перечисленные  в п.3 ст.64 Закона N 127-ФЗ. Перечень таких решений является закрытым и включает решения:

Информация о работе Банкротство предприятий