Безналичные расчеты в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ безналичных расчетов в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие безналичных расчетов, принципы их организации и правовую основу в российской Федерации.
2. Проанализировать основные формы безналичных расчетов.
3. Изучить методические аспекты организации безналичных расчетов предприятия

Файлы: 1 файл

сама работа.docx

— 97.38 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Методические аспекты  организации безналичных расчетов  предприятия

   В зависимости от назначения и статуса нормативные документы регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные  акты, указы Президента РФ и  постановления Правительства, регламентирующие  прямо или косвенно организацию  и ведение бухгалтерского учета  в организации. К ним относятся:

Гражданский кодекс РФ:

Федеральный закон "О бухгалтерском  учете" № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской  деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных  вести бухгалтерский учет и предоставлять  финансовую отчетность, требования к  составлению первичной документации и учетных регистров.

Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998 года № 416-У "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения ";

2-й уровень: стандарты  (положения) по бухгалтерскому  учету и отчетности. Учетный стандарт  можно определить как свод  основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ.

К ним относятся:

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ , утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;

"Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в  иностранной валюте". ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина  РФ от 10 января 2000 года №2н;

"Бухгалтерская отчетность  организации". ПБУ 4/99 г. Утверждено  приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;

3-й уровень: методические  рекомендации (указания), инструкции, комментарии,  письма Минфина РФ и других  ведомств. Методические рекомендации  и инструкции призваны конкретизировать  учетные стандарты в соответствии  с отраслевыми и иными особенностями.  Они разрабатываются Минфином  РФ и различными ведомствами.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его  применению, утвержденные приказом Минфина  РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Эта инструкция применяется как регулирующая организацию  и ведение бухгалтерского учета  кассовых операций;

Приложение № 2 к Постановлению  Министерства труда и социального  развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85 "Типовая  форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности";

Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н "О формах бухгалтерской  отчетности организаций" - применяется  в части требований по группировке  и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств;

"Порядок ведения кассовых  операций в Российской Федерации", утвержденный решением Совета  директоров Центрального банка  Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом  Банка России от 4 октября 1993 года  № 18 применяется в полном объеме;

Положение о правилах организации  наличного денежного обращения  на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года № 14-П применяется  в части порядка получения  денежных средств в банке и  сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и  других вопросов, касающихся отношений  между организацией и банком в  рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании;

Положение о порядке ведения  кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 9 октября 2002 года № 199-П применяется  в части, касающейся организации  порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям;

Приложение № 13 к Инструкции Центробанка РФ от 16 ноября 1995 года № 31 "По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях банка России" "Признаки платежеспособности банкнот  и монеты Банка России;

Указание Центробанка  РФ от 14 ноября 2001 года № 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными  деньгами в Российской Федерации  между юридическими лицами по одной  сделке, указания Центробанка РФ в  изменение данного указания, а  также разъяснения Центробанка  РФ, Минфина РФ и МНС РФ о порядке  применения указаний Центробанка РФ о пределах расчетов наличными денежными  средствами;

"О введении новых  форматов расчетных документов" Указание от 22 февраля 1999 года  N 502-У о внесении изменений и дополнений в указание банка России от 03 декабря 1997 № 51-У;

Инструкция № 28 о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых  в учреждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 03 октября 1986 года (С изменениями от 21.06.03 года № 1297-У);

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина  РФ от 13 июня 1995 года № 49.

4-й уровень: рабочие  документы по бухгалтерскому  учету самого предприятия. Рабочие  документы самого предприятия  определяют особенности организации  и ведения учета в нем. Основными из них являются:

    • документ по учетной политике предприятия;
    • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
    • графики документооборота;
    • утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
    • утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.[5]

     Бесперебойность  расчетов обеспечивают следующие  основные правила организации  безналичных расчетов:

1. Все предприятия и  организации обязаны хранить  свои средства на счетах в  банках. В кассах предприятий  разрешается оставлять лишь небольшие  суммы наличных денег в пределах  установленных норм.

2. Подавляющая часть безналичных  расчетов должна осуществляться  через банк.

3. Требование платежа  должно выставляться либо перед  отгрузкой товаров, либо вслед  за ней, чтобы не допускалась  задержка платежей.

4. Платежи производятся  со счетов клиентов в банке  лишь с их согласия. Это важное  условие препятствует банку в  распоряжении средствами, принадлежащими  хозяйствующим органам, открывшим  счета в данном банке.

5. Установлено несколько  форм расчетов и видов платежей, которые предприятия могут выбирать  по своему усмотрению.

Таким образом безналичные  расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты  при четкой работе банков позволяют  лучше регулировать платежный оборот и в конечном счете ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОБОСНОВАНИЕ ФОРМ И  УСЛОВИЙ В СИСТЕМЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ  РАСЧЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

В экономике роль безналичных  расчетов для организации состоит  в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению  кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.

Большая часть расчетов на предприятии ведется безналичным путем.

Рассмотрим безналичные  расчеты на примере ТПП «Лангепаснефтегаз».

Предприятие работает на территории Нижневартовского и Сургутского районов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. В составе ТПП — 12 лицензионных участков, в том числе на поисковом этапе находится лицензионный участок Северо-Егурьяхский-2. В пределах лицензионных участков находятся 12 месторождений нефти.

В состав предприятия входят: 9 цехов добычи нефти и газа, Цех  подготовки и перекачки нефти, Цех  сбора и транспортировки газа, Участок обеспечения производства материально-техническими ресурсами, Управление по переработке попутного  нефтяного газа. В коллективе ТПП  трудятся более 1600 человек.

Высокотехнологичное производство, наращивание объемов добычи нефти  и газа, снижение себестоимости добычи, активная экологическая деятельность, политика социального партнерства  с муниципалитетом — эти задачи всегда были и будут оставаться приоритетными для «Лангепаснефтегаза».

В таблице 3.1 представлена структура  денежного обращения предприятия

Таблица 3.1

Структура наличного и  безналичного денежного обращения 

   

Безналичные деньги

Наличные деньги

Дата

Денежные средства в обороте,тыс. руб.

Тыс. Руб.

%

Тыс.Руб.

%

1.01.2009

67456,9

37775,86

56

29681,04

44

1.01.2010

89463,5

57346,1

64,1

32117,4

35,9

1.01.2011

98590,9

73943,2

75

24647,7

25


 

За анализируемый период доля расчетов, проводимых безналичным  путем, менялась от 56% до 75%. В свою очередь доля расчетов, проводимых в наличной форме, изменялась от 44% до 25%, что свидетельствует об удобстве проведения расчетов безналичным путем .

В таблице 3.2 представлено распределение  количества всех безналичных расчетов по их видам.

Таблица 3.2

Доля вида безналичного расчета  в общем числе безналичных  расчетов

Вид расчета

% от общего количества  безналичных расчетов

Расчёты платёжными поручениями

40%

Расчёты по аккредитивам

2%

Расчёты чеками

10%

Расчёты по инкассо

3%

Расчёты платёжными требованиями

35%


Таким образом, можно сделать  вывод, что большая часть безналичных  расчетов приходится на расчеты платежными поручениями 40% и расчеты платежными требованиями 35%. Наименьшая доля приходится на расчеты по инкассо 3%.

В целом безналичные расчеты способствую более быстрому поступлению платежей, удобство оплаты из любой точки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Организация денежных расчетов  с использованием безналичных  денег гораздо предпочтительнее  платежей наличными деньгами. Поскольку  в первом случае достигается  значительная экономия на издержках  обращения в виде дополнительных  затрат на печать, хранение, перевозку,  пересчет огромного количества  денежных знаков, которые потребовались  бы при расчетах наличными  деньгами. В то же время безналичные  расчеты при четкой работе  банков позволяют лучше регулировать  платежный оборот и в конечном счете ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по выше отмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

        Дальнейшее  развитие и совершенствованию  банковских технологий в России, в частности, внедрение пластиковых  карточек повсюду должно совершенствовать  сокращение использования наличности  и ускорения и повышения   надежности безналичных расчетов. Помимо того пластиковые карточки, как одна из наиболее новых  и надежных форм безналичных  платежей,   позволяют банкам  аккумулировать средства держателей  карточек, затрудняют злоумышленникам  пути завладения  чужими денежными  средствами, выступают  в ряде  случаев как средство кредитования.

За анализируемый период  в ТПП «Лангепаснефтегаз»доля расчетов, проводимых безналичным путем, менялась от 56% до 75%. В свою очередь доля расчетов, проводимых в наличной форме, изменялась от 44% до 25%, что свидетельствует об удобстве проведения расчетов безналичным путем .

Информация о работе Безналичные расчеты в РФ