Безналичные расчёты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения, т.к. в настоящее время Россия находится в уникальной экономической ситуации, когда быстрое и глобальное реформирование платежной системы совпало по времени со всемирным процессом автоматизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности. Изменения происходят и в функционировании банков: повышается самостоятельность и роль банков; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания, идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций, специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений, постоянно разрабатываются новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа развития.

Содержание работы

Введение
1. Содержание и организация системы безналичных расчетов в РФ
1.1. Сущность и значение безналичных расчетов в экономике
1.2. Принципы и механизмы безналичных расчетов
1.3. Современные формы безналичных расчетов в РФ
2. Особенности применения видов безналичных расчетов в РФ
2.1. Совершение безналичных расчетов с использованием платежного поручения
2.2. Характеристика инкассовой формы расчетов
2.3. Особенности аккредитивной формы расчетов
2.4 Расчёты чеками
3. Перспективы развития безналичной системы расчетов в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая безналичные расчёты населения,перспективы их развития.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность  отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (по письменному распоряжению плательщика) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.

Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без  согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Использование аккредитивной формы  расчетов предусматривается в основном договоре между плательщиком и поставщиком, где, в частности, оговариваются конкретные условия расчетов по аккредитиву, срок действия, вид и способ исполнения, наименование банков плательщика и поставщика, перечень документов, против которых проводится оплата и другое.

Для получения денежных средств  по аккредитиву поставщик после  отгрузки товаров представляет в исполняющий банк реестры счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. Указанные документы должны быть представлены в пределах срока действия аккредитива. Исполняющий банк обязан проверить соответствие представленных документов условиям аккредитива, правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и печати получателя средств заявленным в карточке с образцами подписей и оттиска печати. При нарушении хотя бы одного из условий аккредитива выплаты по нему не проводятся.

При выплате по аккредитиву сумма, указанная в реестре счетов поставщика, зачисляется на его счет. Выплаты по аккредитиву наличными деньгами не допускаются [6, с.98]. Схема документооборота превращается в таком случае в следующую (схема 2):

Схема 2.

Здесь при осуществлении операций по аккредитиву участвуют:

  • F1 – покупатель (плательщик, аккредитиводатель);
  • F2 – поставщик (бенефициар по аккредитиву);
  • B1 – банк-эмитент, открывающий аккредитив;
  • B2 – банк поставщика (банк-корреспондент по месту нахождения бенефициара).

Отношения, складывающиеся в процессе выставления и исполнения аккредитива:

1 – обращение F1 в банк В1  с просьбой об открытии аккредитива; депонирование соответствующих денежных сумм;

2 – аккредитивная телеграмма  или почтовый аккредитив;

3 – извещение об открытии  аккредитива;

4 – товар;

5 – реестр счетов, товарно-транспортные  документы; зачисление средств  на счет в В2;

6 – реестр счетов, товарно-транспортные документы; списание суммы со счета депонированных средств в В1.

Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается  в договоре между поставщиком и покупателем (основном договоре), в котором рекомендуется отражать следующее:

- наименование банка-эмитента;

- наименование банка, обслуживающего  получателя средств;

- наименование получателя средств;

- сумма аккредитива;

- вид аккредитива;

- способ извещения получателя  средств об открытии аккредитива;

- способ извещения плательщика  о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;

- полный перечень и точная  характеристика документов, представляемых  получателем средств;

- условие оплаты (с акцептом  или без акцепта);

- ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.

     Аккредитивная форма  расчетов предпочтительна для  поставщика: она гарантирует ему оплату при исполнении им своих обязательств по поставке и защищает его от ненадежных и недобросовестных плательщиков, поставщик имеет возможность сразу после отгрузки материальных ценностей, выполнения работ получить деньги.  Для покупателя-плательщика, наоборот, эта форма расчетов невыгодна, поскольку фактически это предоплата и его денежные средства всегда замораживаются, а иногда и на длительный срок (если по условиям договора, например, аккредитив должен быть открыт до начала изготовления заказа).

2.4  Расчёты чеками

Чек – ценная бумага, содержащая ничем  не обусловленное распоряжение чекодателя банку провести платеж указанной  в нем суммы чекодателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя [10, с.527].

В соответствии с Гражданским кодексом РФ чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование «чек», включенное  в текст документа;

- поручение плательщику выплатить  чекодателю определенную денежную сумму;

- наименование плательщика и  указание счета, с которого  должен быть произведен платеж;

- указание валюты платежа;

- указание даты и места составления  чека;

- подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.

Отсутствие в документе какого-либо из реквизитов лишает его юридической силы. Наличие в чеке дополнительных условий не влияют на его действительность.

Чек оплачивается банком за счет средств  чекодателя: либо находящихся на счете, либо депонированных на отдельном счете. В отечественной банковской практике преимущественно используется вариант с предварительным депонированием средств. Депозит создается на основании представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета и зачислении ее на отдельный лицевой счет в банке «Расчетные чеки». Депонирование средств может осуществляться также за счет ссуды банка.

Вместе с чеками банк выдает клиенту  идентификационную карточку (чековую книжку) в одном экземпляре независимо от количества чеков и идентифицирует чекодателя по каждому чеку. Карточка содержит наименование банка и его адрес, номер карточки, имя хозяйствующего субъекта или гражданина, подпись, номер счета и паспортные данные чекодателя. На оборотной стороне указываются условия, при которых гарантируется оплата чека. Такими условиями являются следующие:

  • чек может быть выписан на сумму, не превышающую указанный лимит;
  • подпись чекодателя должна соответствовать образцу подписи на карточке;
  • идентификация чекодателя осуществляется путем сравнения его паспортных данных с данными, указанными в чековой карточке;
  • чек должен быть оплачен в полной сумме, на которую он выписан, без какой-либо комиссии.

     При последующем документообороте  владелец чековой книжки (чекодержатель) при приобретении товаров, работ, услуг на основании счета поставщика выписывает расчетный чек и вручает его поставщику. Поставщик (чекодатель) предъявляет полученный чек в свой банк на инкассо для взыскания платежа.

Банк чекодателя (инкассирующий  банк) пересылает указанный чек в банк-плательщик. Банк-плательщик обязан удостовериться, всеми доступными ему способами, в подлинности чека, а также в том, что его предъявитель является уполномоченным по нему лицом. Убытки, возникшие вследствие оплаты подложного, похищенного или утраченного чека возлагаются на банк-плательщик или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены. После проверки подлинности чека банк-плательщик списывает сумму платежа со счета «Расчетные чеки» и через систему межбанковских расчетов пересылает ее в банк поставщика для зачисления на расчетный счет поставщика.

Положение о безналичных расчетах в РФ предусматривает возможность  использования в безналичных  расчетов чеков, выпускаемых кредитными организациями. Форма данного чека определяется кредитной организацией самостоятельно, но при этом чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом РФ, а также может иметь дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности. Сфера обращения чеков кредитных организаций ограничена: они не могут применяться для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России, могут использоваться лишь во взаимоотношениях банков и его клиентов, а также в межбанковских расчетах при наличии прямых корреспондентских отношений с другими банками.

Порядок и условия использования  чеков кредитных организаций  определяются внутрибанковскими правилами, которые, в частности, должны предусматривать форму чека, перечни его реквизитов и участников расчетов, срок предъявления к оплате, условия оплаты, правила ведения расчетов и операций по чекообороту, бухгалтерское оформление операций, порядок архивирования чеков [11, с.284].

Документооборот при чековой операции может быть представлен следующей схемой (схема 3):

Схема 3.

Напомним обозначения, которыми мы уже пользовались: F1 – покупатель; F2 – поставщик; B1 – банк покупателя; B2 – банк поставщика;

В данном случае имеем следующие  отношения:

1 – заявление F1 на получение  чековой книжки в банке В1  и депонирование соответствующих денежных сумм;

2 – выдача чековой книжки F1;

3 – получение товара;

4 – выписка чека;

5 – сдача чека; банк поставщика B2 производит зачисление денег  на счет F2;

6 – документы на списание  средств; B1 производит списание суммы  чека из депонированных средств.

      Не допускаются   расчеты чеками между физическими  лицами. Чек  имеет  хождение  только  на территории  Российской  Федерации. Для  расчетов  через   учреждения  Банка  России применяются   только  чеки,  имеющие   на   лицевой  стороне обозначение "РОССИЯ" и  две  параллельные  линии на лицевой стороне  чека, обозначающие общую кроссировку. Чек является ценной бумагой. Бланки чеков изготавливаются по единому  образцу и являются бланками строгой отчетности.  Чек должен быть  предъявлен  к оплате в учреждение банка в течение 10 дней, не считая дня его выдачи. Плательщик несет строгую ответственность за правильное использование  чеков  в  отношении  объекта  оплаты, срока  выписки и правильности оформления чека, использования суммы лимита.

Расчеты чеками значительно  ускоряют  документооборот, создают  наилучшие условия для проверки качества получаемой продукции или оказания услуг.

В то  же  время  расчеты  отдельными чеками имеют неудобство,  заключающееся в том, что по условиям данной формы расчетов  стоимость  полученных  товарно-материальных  ценностей или услуг должна совпадать с суммой чека.  При получении  продукции  может  оказаться,  что  часть ее не соответствует требованиям получателя или,  наоборот,  появилась продукция,  нужная  потребителю,  а сумма чека не позволяет уменьшить или увеличить ее размер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития  безналичной системы расчетов  в РФ

 

Безналичные расчеты являются завершающей  стадией выполнения хозяйственных договоров, представляют одну из форм хозяйственной самостоятельности хозрасчетных предприятий. Предприятия материально заинтересованы в нормальном и бесперебойном ходе реализации произведенной продукции, неотъемлемой составной частью которой являются безналичные расчеты.

Безналичные расчеты нашли широкое применение в процессе развития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчетами с использованием наличных денег. Электронные деньги - это очень гибкий инструмент, позволяющий расширить сферу применения наличных денег.

Только с использованием электронных расчетов возможно:

1) Развивать рынок микроплатежей  - так необходимый для информационного бизнеса в современных условиях.

2) За счет быстрого  оборота электронных денег сокращаются  темпы роста инфляции.

3) Стоимость транзакций  с использованием электронных денег значительно дешевле стоимости транзакций традиционных денег.

4) Обработка и учет  электронных денег проще, и  их использование может серьезно изменить структуру банков и сократить их персонал.

5) Электронные деньги, в отличие от чековых и кредитных систем, позволяют поддерживать анонимность транзакций (в той или иной степени), так как не требуют при их использовании удостоверения личности плательщика и его кредитоспособности.

6) Организация денежных  расчетов с использованием электронных безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения.

7) Широкому применению  электронных безналичных расчетов  способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченным причинам, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Информация о работе Безналичные расчёты