Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:00, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения, т.к. в настоящее время Россия находится в уникальной экономической ситуации, когда быстрое и глобальное реформирование платежной системы совпало по времени со всемирным процессом автоматизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности. Изменения происходят и в функционировании банков: повышается самостоятельность и роль банков; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания, идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций, специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений, постоянно разрабатываются новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа развития.
Введение
1. Содержание и организация системы безналичных расчетов в РФ
1.1. Сущность и значение безналичных расчетов в экономике
1.2. Принципы и механизмы безналичных расчетов
1.3. Современные формы безналичных расчетов в РФ
2. Особенности применения видов безналичных расчетов в РФ
2.1. Совершение безналичных расчетов с использованием платежного поручения
2.2. Характеристика инкассовой формы расчетов
2.3. Особенности аккредитивной формы расчетов
2.4 Расчёты чеками
3. Перспективы развития безналичной системы расчетов в РФ
Заключение
Список литературы
Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (по письменному распоряжению плательщика) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.
Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Использование аккредитивной формы расчетов предусматривается в основном договоре между плательщиком и поставщиком, где, в частности, оговариваются конкретные условия расчетов по аккредитиву, срок действия, вид и способ исполнения, наименование банков плательщика и поставщика, перечень документов, против которых проводится оплата и другое.
Для получения денежных средств по аккредитиву поставщик после отгрузки товаров представляет в исполняющий банк реестры счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. Указанные документы должны быть представлены в пределах срока действия аккредитива. Исполняющий банк обязан проверить соответствие представленных документов условиям аккредитива, правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и печати получателя средств заявленным в карточке с образцами подписей и оттиска печати. При нарушении хотя бы одного из условий аккредитива выплаты по нему не проводятся.
При выплате по аккредитиву сумма, указанная в реестре счетов поставщика, зачисляется на его счет. Выплаты по аккредитиву наличными деньгами не допускаются [6, с.98]. Схема документооборота превращается в таком случае в следующую (схема 2):
Схема 2.
Здесь при осуществлении операций по аккредитиву участвуют:
Отношения, складывающиеся в процессе выставления и исполнения аккредитива:
1 – обращение F1 в банк В1 с просьбой об открытии аккредитива; депонирование соответствующих денежных сумм;
2 – аккредитивная телеграмма или почтовый аккредитив;
3 – извещение об открытии аккредитива;
4 – товар;
5 – реестр счетов, товарно-транспортные документы; зачисление средств на счет в В2;
6 – реестр счетов, товарно-транспортные документы; списание суммы со счета депонированных средств в В1.
Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем (основном договоре), в котором рекомендуется отражать следующее:
- наименование банка-эмитента;
- наименование банка,
- наименование получателя
- сумма аккредитива;
- вид аккредитива;
- способ извещения получателя
средств об открытии
- способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;
- полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств;
- условие оплаты (с акцептом или без акцепта);
- ответственность за
Аккредитивная форма расчетов предпочтительна для поставщика: она гарантирует ему оплату при исполнении им своих обязательств по поставке и защищает его от ненадежных и недобросовестных плательщиков, поставщик имеет возможность сразу после отгрузки материальных ценностей, выполнения работ получить деньги. Для покупателя-плательщика, наоборот, эта форма расчетов невыгодна, поскольку фактически это предоплата и его денежные средства всегда замораживаются, а иногда и на длительный срок (если по условиям договора, например, аккредитив должен быть открыт до начала изготовления заказа).
2.4 Расчёты чеками
Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку провести платеж указанной в нем суммы чекодателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя [10, с.527].
В соответствии с Гражданским кодексом РФ чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование «чек»,
- поручение плательщику
- наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
- указание валюты платежа;
- указание даты и места
- подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.
Отсутствие в документе какого-
Чек оплачивается банком за счет средств чекодателя: либо находящихся на счете, либо депонированных на отдельном счете. В отечественной банковской практике преимущественно используется вариант с предварительным депонированием средств. Депозит создается на основании представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета и зачислении ее на отдельный лицевой счет в банке «Расчетные чеки». Депонирование средств может осуществляться также за счет ссуды банка.
Вместе с чеками банк выдает клиенту идентификационную карточку (чековую книжку) в одном экземпляре независимо от количества чеков и идентифицирует чекодателя по каждому чеку. Карточка содержит наименование банка и его адрес, номер карточки, имя хозяйствующего субъекта или гражданина, подпись, номер счета и паспортные данные чекодателя. На оборотной стороне указываются условия, при которых гарантируется оплата чека. Такими условиями являются следующие:
При последующем
Банк чекодателя (инкассирующий банк) пересылает указанный чек в банк-плательщик. Банк-плательщик обязан удостовериться, всеми доступными ему способами, в подлинности чека, а также в том, что его предъявитель является уполномоченным по нему лицом. Убытки, возникшие вследствие оплаты подложного, похищенного или утраченного чека возлагаются на банк-плательщик или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены. После проверки подлинности чека банк-плательщик списывает сумму платежа со счета «Расчетные чеки» и через систему межбанковских расчетов пересылает ее в банк поставщика для зачисления на расчетный счет поставщика.
Положение о безналичных расчетах в РФ предусматривает возможность использования в безналичных расчетов чеков, выпускаемых кредитными организациями. Форма данного чека определяется кредитной организацией самостоятельно, но при этом чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом РФ, а также может иметь дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности. Сфера обращения чеков кредитных организаций ограничена: они не могут применяться для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России, могут использоваться лишь во взаимоотношениях банков и его клиентов, а также в межбанковских расчетах при наличии прямых корреспондентских отношений с другими банками.
Порядок и условия использования чеков кредитных организаций определяются внутрибанковскими правилами, которые, в частности, должны предусматривать форму чека, перечни его реквизитов и участников расчетов, срок предъявления к оплате, условия оплаты, правила ведения расчетов и операций по чекообороту, бухгалтерское оформление операций, порядок архивирования чеков [11, с.284].
Документооборот при чековой операции может быть представлен следующей схемой (схема 3):
Схема 3.
Напомним обозначения, которыми мы уже пользовались: F1 – покупатель; F2 – поставщик; B1 – банк покупателя; B2 – банк поставщика;
В данном случае имеем следующие отношения:
1 – заявление F1 на получение чековой книжки в банке В1 и депонирование соответствующих денежных сумм;
2 – выдача чековой книжки F1;
3 – получение товара;
4 – выписка чека;
5 – сдача чека; банк поставщика B2 производит зачисление денег на счет F2;
6 – документы на списание средств; B1 производит списание суммы чека из депонированных средств.
Не допускаются
расчеты чеками между
Расчеты чеками значительно ускоряют документооборот, создают наилучшие условия для проверки качества получаемой продукции или оказания услуг.
В то же время расчеты отдельными чеками имеют неудобство, заключающееся в том, что по условиям данной формы расчетов стоимость полученных товарно-материальных ценностей или услуг должна совпадать с суммой чека. При получении продукции может оказаться, что часть ее не соответствует требованиям получателя или, наоборот, появилась продукция, нужная потребителю, а сумма чека не позволяет уменьшить или увеличить ее размер.
3. Перспективы развития безналичной системы расчетов в РФ
Безналичные расчеты являются завершающей стадией выполнения хозяйственных договоров, представляют одну из форм хозяйственной самостоятельности хозрасчетных предприятий. Предприятия материально заинтересованы в нормальном и бесперебойном ходе реализации произведенной продукции, неотъемлемой составной частью которой являются безналичные расчеты.
Безналичные расчеты нашли широкое применение в процессе развития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчетами с использованием наличных денег. Электронные деньги - это очень гибкий инструмент, позволяющий расширить сферу применения наличных денег.
Только с использованием электронных расчетов возможно:
1) Развивать рынок микроплатежей
- так необходимый для информацио
2) За счет быстрого
оборота электронных денег
3) Стоимость транзакций с использованием электронных денег значительно дешевле стоимости транзакций традиционных денег.
4) Обработка и учет электронных денег проще, и их использование может серьезно изменить структуру банков и сократить их персонал.
5) Электронные деньги, в отличие от чековых и кредитных систем, позволяют поддерживать анонимность транзакций (в той или иной степени), так как не требуют при их использовании удостоверения личности плательщика и его кредитоспособности.
6) Организация денежных
расчетов с использованием элек
7) Широкому применению
электронных безналичных