Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 19:07, курсовая работа
Цель исследования состоит в анализе сущности и роли центрального банка в банковской системе страны и экономике в целом.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- рассмотреть сущность и функции центрального банка;
- определить роль центрального банка в банковской системе и экономике страны;
- проанализировать деятельность Национального банка Республики
Введение ...……………………………………………………………..…………….5
1 Центральные банки и их роль в банковской системе……………….…………...6
1.1 Функции и задачи центральных банков………………………………………..6
1.2 Центральные банки развитых стран ………………….…...………………….11
2 Национальный Банк Республики Беларусь..……………….……………..…….15
3 Актуальные проблемы деятельности центрального банка и пути их решения…………………………………………………………………….……….23
Заключение …………................................................................................................27
Список использованных источников ......................................................................29
банковского сектора в целом
внутренним шокам
банков и системы гарантирования вкладов
системы [8, с. 65].
Еще одной проблемой, решаемой в рамках создания условий для стабильного развития банковской системы, являются системные банковские кризисы.
Единой модели развития банковских кризисов не существует, поскольку причины их возникновения и формы проявления зависят от множества переменных факторов, включая макроэкономическую ситуацию, уязвимость
банков по отношению к потенциальным и фактическим рискам, поведение населения, предприятий и рынков. Поэтому определить исчерпывающим образом комплекс мер антикризисной политики заранее невозможно.
В то же время ряд инструментов антикризисной политики, а также порядок их применения может быть предварительно осмыслен и регламентирован в рамках антикризисного планирования. Антикризисное планирование представляет собой процесс предварительной разработки и регламентации мер антикризисной политики, направленных на устранение системной нестабильности в банковском секторе, а также ликвидацию ее последствий для экономики, являясь важным дополнением к инструментам обеспечения устойчивости банковской системы.
В этой связи основная цель антикризисного планирования— это содействие скорейшей и наименее затратной локализации системной нестабильности в банковском секторе и устранению ее последствий для экономики при одновременном обеспечении защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков. Для достижения данной цели должны быть решены
следующие основные группы задач антикризисного планирования:
— рабочее определение системного банковского кризиса, включая выделение индикаторов, позволяющих идентифицировать его возникновение;
— проработка перечня и порядка применения инструментов регулирования ликвидности и платежеспособности банковской системы в условиях системного банковского кризиса;
— разработка институциональных механизмов координации антикризисной политики и действий центрального банка, правительства, других заинтересованных ведомств в периоды системных банковских кризисов;
— выработка основных принципов работы с общественностью, информирования населения, подходов к освещению ситуации в средствах массовой информации;
— постоянная разработка сценариев возникновения системных банковских кризисов на среднесрочную перспективу и подготовка на этой основе оперативных планов антикризисных мероприятий;
— создание механизмов защиты интересов вкладчиков и других кредиторов экономически несостоятельных банков в условиях системного банковского кризиса, включая систему гарантирования вкладов и предоставление полных безусловных гарантий правительства.
Для управления системными банковскими кризисами и ликвидации их последствий могут использоваться следующие основные инструменты антикризисной политики:
— рефинансирование банков на нестандартных условиях (чрезвычайное финансирование), направленное на восстановление нормальной ситуации с ликвидностью в банковском секторе и поддержание бесперебойной работы платежной системы;
— административные меры, применяемые в случае, если другие, более рыночные инструменты не позволяют взять ситуацию под контроль, включая секьюритизацию депозитов с принудительным увеличением сроков возврата, введение моратория на возврат средств, размещенных во вклады, а также ограничения, направленные на предотвращение оттока средств нерезидентов из банковской системы страны;
— финансовое оздоровление банков, испытывающих проблемы
с платежеспособностью, в том числе через их рекапитализацию и реструктуризацию проблемных активов; реорганизация и ликвидация нежизнеспособных банков;
— меры, направленные на защиту интересов вкладчиков, включая мероприятия, предусмотренные системой гарантирования вкладов, а также полные гарантии правительства, использование которых призвано восстановить доверие к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков, снизить негативные
ожидания участников рынка, прекратить отток средств со счетов в банках.
Выбор конкретного набора и условий применения инструментов антикризисной политики зависит от уникальных характеристик системного банковского кризиса, а также от его вида. Часть из перечисленных инструментов, например, такие, как чрезвычайное финансирование или использование полных гарантий правительства, направлены в большей степени
на решение проблем с ликвидностью, предотвращение оттока средств со счетов в банках, обеспечение нормального функционирования платежной системы. Инструменты, связанные с реструктуризацией банковской системы, поддержкой экономически состоятельных и выводом с рынка несостоятельных кредитных организаций, а также защитой интересов кредиторов банков, решают в основном проблемы с платежеспособностью.
Что касается Республики Беларусь, то в силу небольших размеров страны, низкой капитализации страхового и фондового рынков представляется целесообразным функции надзора всех финансовых рынков сосредоточить в Национальном банке и параллельно как систему контроля и координации создать Комиссию по финансовой стабильности и развитию финансовых рынков под руководством поочередно вице-премьера, заместителя главы Администрации, глав Минфина и центробанка (похожая модель реализована в Венгрии) [7, с. 13].
Заключение
В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы и резюме.
Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного особыми полномочиями. В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.
Степень независимости центральных банков неодинакова – от максимально независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в полной зависимости от правительства. Однако в любом случае роль Центрального Банка в развитии рыночной экономики неоспорима – она выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
Таким образом, центральный банк играет ключевую роль в платежной и банковской системе любого государства.
Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь, действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Вопрос определения роли и места центральных банков в механизме
обеспечения финансовой стабильности представляется актуальным. Обеспечение устойчивости финансовых систем, предотвращение финансовых, валютных и банковских кризисов, снижение их негативных последствий для экономики всегда являлись предметом заботы органов финансового регулирования и надзора, важнейшим приоритетом государственной экономической политики в любой стране мира.
Решение проблем в сфере мониторинга и обеспечения финансовой стабильности видится в:
функционирования банков
банковского сектора в целом
внутренним шокам
банков и системы гарантирования вкладов
системы.
Список использованных источников
2000 г., № 411-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13 июля 2012 г., № 416-З // ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 17.04.2013.
банка: учеб. / Г.Г. Фетисов – М.: КНОРУС, 2008. – 432 с.
методы и механизмы монетарной политики / А.С. Бриштелев. - Издательский центр БГУ, 2007. – 208с.
Г. Н. Белоглазовой. - М.: Высшее образование, 2009. – 392 с.
планирования в центральном банке / Д. Криворотов // Банковский вестник – 2009. – № 4. – C. 14-20.
центрального банка/ П. Каллаур // Банковский вестник – 2010. – № 1. – C. 5-10.
стабильности / М. Ковалев // Банковский вестник – 2013. – № 7. – C. 3-13.
Н.Кузьмич // Банковский вестник – 2013. – № 1. – C. 56-65.
Румянцева [и др.]; под общ. ред. Г.И. Кравцовой. — Минск : БГЭУ, 2012. — 639 с.
[Электронный ресурс]. — 2000-2013. — Режим доступа: http://www.nbrb.by/. — Дата доступа: 18.04.2013.
операции: учеб. / Е.Ф. Жуков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Вуз.учеб., 2009. – 491с.
О.И.Румянцева. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 464с.
пособие / С.С. Ткачук. – Минск: БГЭУ, 2006. – 295с.
М.: ИНФРА-М, 2009. – 528с.
Минск: Мисанта, 2008. – 512с.
Щенин. – М.: Кнорус, 2010. – 400с.
Воронин [и др.]. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 522с.
доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. — Дата доступа: 19.04.2013.
Приложение А
Таблица А – Баланс центрального банка.
Примечание
- Источник: собственная разработка на
основе [18]
Приложение Б
Рисунок Б - Организационная структура Национального банка Республики Беларусь.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10]
Информация о работе Центральный банк, его функции и роль в банковской системе и экономике