Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:41, курсовая работа
Главным звеном банковской системы любой страны является центральный банк, деятельность которого во многом связана с деятельностью государства. Центральный банк России – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. Центральный банк занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках. Кроме того, Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать.
Введение
1.Центральный банк страны: теоретические аспекты………………………….....4
Сущность и виды банковской системы……………………………………..4
Государственные банки и банковские системы экономически развитых стран: Банк Англии…………………………………………………………….. 10
2. Особенности функционирования Центрального Банка России………………14
2.1. Правовой статус и организационная структура Банка России……………..14
2.2. Функции Центрального Банка………………………………………………...16
2.3. Денежно-кредитная политика государства…………………………………..27
Заключение.
Список использованной литературы.
2.3. Денежно-кредитная политика ЦБ.
2.3.1. Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитное
Денежно-кредитной политики более быстрая и гибкая по сравнению с фискальной, обладает слабой зависимостью от политического давления, но в то же время она лишь косвенно влияет на коммерческие банки.
Являясь посредником между государством и банковской системой страны, ЦБ призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью определенных инструментов. Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств.
Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.
Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов. Оба эти направления денежно-кредитной политики реализуются с помощью специфических методов.
По форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается отход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.
По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно – стоимости банковских кредитов.
По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.
Основными инструментами
денежно-кредитного регулирования: установление
минимальных резервных
Практически во всех странах
мира коммерческие банки прибегают
к кредитным средствам
Официальная учетная ставка
является ориентиром для рыночных ставок
по кредитам. Устанавливая официальную
учетную ставку, центральный банк
определяет стоимость привлечения
кредитных ресурсов коммерческими
банками. Чем выше уровень официальной
учетной ставки, тем выше стоимость
кредитов рефинансирования центрального
банка. Отсюда следует, что политика
изменения учетной ставки представляет
собой вариант регулирования
качественного параметра
Посредством манипуляций
с официальной учетной ставкой
центральные банки воздействуют
на состояние не только денежного, но
и финансового рынка. Так, рост официальной
учетной ставки влечет за собой повышение
ставок по кредитам и депозитам на
денежном рынке, что, в свою очередь,
обусловливает уменьшение спроса на
ценные бумаги и увеличение их предложения.
Спрос на ценные бумаги падает как
со стороны небанковских учреждений,
поскольку более
Как правило, в законах
о центральном банке
Изменение процентной ставки центрального банка особенно активно используется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов.
Это механизм регулирования общей ликвидности банковской системы.
Одним из наиболее активно применяемых центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования являются резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков.
Минимальные резервы –
это обязательная норма вкладов
коммерческих банков в центральном
банке. Посредством изменения нормы
минимальных резервных
Норма минимальных резервных
требований устанавливается в
Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет один месяц – подобная схема используется в Японии, Франции и других странах; в США расчетный период равняется двухнедельному сроку, в Канаде он составляет два полумесячных периода.
Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер – этот механизм используется в США и Франции. Существуют также возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет один месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды – до одного дня – способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает двух недель.
Политика установления минимальных резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке.
Нормативы обязательных резервов кредитных организаций.
По обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации |
По обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами в иностранной валюте |
|
По обязательствам перед физическими лицами в иностранной валюте |
|
По иным обязательствам
кредитных организаций в | |||||
1 ноября 2009 г. – 31 января 2011 г. |
2,5 | |||||||||
1 февраля 2011 г. – 28 февраля 2011 г |
3,5 4,5 5,5 |
3,0 3,5 4,0 |
3,0 3,5 4,0 | |||||||
1 марта 2011 г. – 31 марта 2011 г. | ||||||||||
1 апреля 2011 г. –25 марта 2011г. |
2.3.4. Рефинансирование кредитно-банковских институтов.
Первоначально политика рефинансирования
банковских институтов центральным
банком использовалась исключительно
для оказания воздействия на состояние
денежно-кредитного обращения. По мере
развития рыночных отношений наряду
с первичным предназначением
рефинансирование все активнее стало
использоваться как инструмент оказания
финансовой помощи коммерческим банкам.
Центральные банки постепенно превратились
в кредиторов последней инстанции
и стали выполнять функции
банка банков. Кредитно-банковские
институты, испытывающие временные
финансовые затруднения, получили возможность
обратиться в центральный банк за
получением ссуд. Кредиты рефинансирования
позволяют им свести до минимума запасы
своих ликвидных средств и
в результате использования заимствований
у центрального банка. В этом смысле
кредиты рефинансирования являются
составной частью механизма защитных
мер, источником временных ресурсов,
необходимых для восполнения
истощенных резервов. Однако доступ к
этим кредитам не является свободным,
а рассматривается как
Как правило, объектом рефинансирования являются банковские институты (в отдельных странах – и небанковские кредитные учреждения). Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В случаях когда деятельность потенциального кредитополучателя вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются лишь после получения заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими право учреждений на обращение в центральный банк за кредитами рефинансирования, как правило, являются не только форма их организации, но и уровень платежеспособности.
Кредиты рефинансирования, предоставляемые ЦБ, различаются в зависимости от:
-формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
-сроков использования (краткосрочные – на 1 или несколько дней – и среднесрочные – на 3-4 месяца);
-методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральными банками через аукционы);
целевого характера (корректирующие и сезонные кредиты).
2.3.5. Проведение валютной политики.
Центральный банк в большинстве стран является проводником государственной валютной политики. Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты.