Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:08, контрольная работа
Денежная реформа предусматривают не только внедрение в обращение новой денежной единицы, но и структурную перестройку действующей системы денежно-валютных и кредитных отношений. Она способствуют развитию отношений, характерных для рыночной экономики, а также повышают роль денег в развитии народного хозяйства. Разработка и реализация денежной системы в экономике государства это один из важнейших показателей интенсивного развития и уровня роста в целом.
Для успешного проведения денежной реформы необходимы определенные политические и экономические предпосылки, позволяющие кардинально улучшить процессы в экономике страны, функционирование финансовой и банковской систем.
Введение
3
Исторический очерк денежной реформы 1961 года
4 – 6
Деноминация рубля в 1961 году
7 – 8
Отрицательные стороны денежной реформы 1961 года
9 – 13
Заключение
14
Список литературы
15
В результате почти всю магазинные продукты люди брать перестали, и стали ходить на рынок. Все были довольны: и заведующие магазинами, и спекулянт, и торговое начальство, у которого было всё нормально в отчётах, и с которым заведующие магазинами, естественно, делились. Единственным недовольным оказался народ, об интересах которого подумали в самую последнюю очередь.
Уход продуктов из магазина на подорожавший рынок больно ударил по благосостоянию народа. Если в 1960 году при средней зарплате в 783 рубля человек мог купить 1044 килограмма картофеля, то в 1961 при средней зарплате в 81,3 рубля лишь 246 килограмм. Можно было, конечно, отстояв двухчасовую очередь, приобрести дешевую магазинную картошку, которой на зарплату можно было накупить 813 кг, но в результате домой приносили одну гниль, и после очистки оставались в убытке. [5]
Рост цен не ограничился январским скачком, а продолжался и в последующие годы. Цены на картофель на рынках крупных городов страны в 1962 году составили 123% к уровню 1961 года, в 1963 году - 122% к 1962 году, а в первом полугодии 1964 году - 114% к первому полугодию 1963 году. [7]
Особенно тяжелым было положение в регионах. Если в Москве и Ленинграде положение в магазинах хоть как-то контролировалось, то в областных и районных центрах многие виды продуктов полностью исчезли из государственной торговли. Не спешили сдавать продукцию государству и колхозники, ведь закупочные цены тоже поменялись в соотношении 1:10, а не 100:444, как следовало бы поменять, исходя из золотого и валютного паритета. Большую часть продукции они тоже стали вывозить на рынок. [7]
Ответом на это стало укрупнение колхозов, и массовое превращение колхозов в совхозы Последние, в отличие от колхозов, не могли вывозить продукцию на рынок, а были обязаны всё сдавать государству. Однако вместо ожидаемого улучшения продовольственного снабжения такие меры, наоборот, привели к продовольственному кризису 1963-1964 годов, в результате которого стране пришлось закупать продовольствие за границей. Одним из последствий этого кризиса и стало снятие Хрущева, вслед за которым последовали те самые косыгинские реформы. [7]
В 1962 году, чтобы хоть как-то компенсировать отток продуктов на рынок, было решено повысить розничные цены в государственной торговле. Решение о повышении цен на мясомолочные продукты было оформлено постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 31 мая 1962 года. Однако это повышение цен еще больше повысило цены на базарах.
В результате тогдашние цены
для тогдашних зарплат
Лишь в ходе косыгинских реформ базарные и магазинные цены удалось немного выровнять, а в позднебрежневские времена в некоторых местах на рынках не разрешалось поднимать цены выше определенного администрацией максимума. Нарушители лишались права торговли. Так было положено начало падению экономического могущества СССР, и через 30 лет после хрущёвской реформы Советский Союз прекратил своё существование.
Возникаем логический вопрос: почему же партия и правительство пошли на такую реформу, при которой рубль стал фактически дутым?
Дело в том, что в послевоенный период в СССР произошел огромный рост добычи нефти - с 19,436 млн. тонн в 1945 году до 148 млн. тонн в 1960 году. И именно тогда, в 1960 году, обнародуется решение о широкомасштабном экспорте нефти. [5]
В первые послевоенные годы экспорт нефтепродуктов из СССР был незначителен; а сырая нефть до 1948 года не вывозилась вообще. В 1950 году доля нефтепродуктов в валютной выручке составляла 3,9%. Но в 1955 году эта доля поднялась до 9,6% и в дальнейшем продолжила свой рост. Однако нефть в те времена стоила довольно дёшево - 2,88 доллара за баррель. По курсу 1:4, установленному в 1950 году, это составляло 11 рублей 52 копейки. [5]
Себестоимость же добычи одного барреля и его транспортировки до пункта назначения составляла в среднем 9 рублей 61 копейку. При таком положении дел экспорт был практически нерентабельным. Рентабельным он мог бы стать в случае, если за доллар будут давать больше рублей. После же проведения реформы за баррель нефтяники получали в долларах почти столько же - 2.89 доллара, но в рублях эта сумма уже составляла 2 рубля 60 копеек при той же 96-копеечной себестоимости барреля. [5]
Таким образом, денежная реформа
1961 года вовсе не была простой деноминацией,
такой как во Франции. В отличие
от французской деноминации, во время
которой де Голль готовил почву
для возвращения во Францию золота,
украденного у французов
Эти две беды и стали впоследствии одними из главных факторов, погубивших в итоге Советский Союз. Единственным приятным моментом реформы было то, что обмену не подвергались медные (бронзовые) монеты более ранних выпусков, так как себестоимость чеканки однокопеечной монеты составляла 16 копеек.
Заключение
Денежная реформа представляет собой упорядочение денежной системы изменения стоимости или замены обращающейся денежной единицы, проводимое государством для восстановления равновесия между денежной и товарной массой. Денежная реформа позволяет быстро стабилизировать денежное обращение стран после войн, революций и других катаклизм.
Необходимость проведения денежной реформы в стране обуславливается экономическими причинами, связанными с расстройством денежной, финансовой систем, подрывом доверия к национальной валюте, использованием параллельной валюты (чаще иностранной), завышенным курсом национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
Экономические причины обычно порождаются экономическими кризисами, направлением политики государства и центрального банка. Так же политическими причинами, связанными с изменением политического устройства или созданием нового государства, созданием наднациональных денежных единиц или объединением национальных денежных единиц.
Список литературы