Денежная система РБ, ее элементы, развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и анализа нормативно-правовой базы Республики Беларусь изучить денежную систему Республики Беларусь, ее элементы и развитие. Проанализировать проблемы и перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 166.19 Кб (Скачать файл)

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на НБ, осуществляется в соответствии с основными направлениями  денежно-кредитной политики, которая  разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Основное влияние  на денежно-кредитную сферу оказывают  операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством  этих операций осуществляется поддержка  ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в  экономике страны.

Основными инструментами и методами денежного регулирования являются: процентные ставки по операциям банков Беларуси; резервные требования; операции на открытом рынке; выпуск от своего имени облигаций, рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения.

Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является белорусский рубль. Введение на территории Республики Беларусь других денежных единиц запрещено. Соотношение  между рублем и золотом или  другими драгоценными металлами  Законом не установлено. Официальный  курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Национальным Банком РБ (НБ) и публикуется в печати. В связи с тем, что белорусской  денежная единица – белорусский  рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его  масштаб цен отсутствует. Официальный  масштаб цен рубля устанавливается  государством.

Исключительным  правом эмиссии наличных денег, организации  их обращения и изъятия на территории Республики Беларусь обладает Национальный Банк Беларуси. Он отвечает за состояние  денежного обращения с целью  поддержания нормальной экономической  деятельности в стране.

Видами  денег, имеющими законную платежную  силу, являются банкноты и металлические  монеты, которые обеспечиваются всеми  активами Банка Беларуси, в том  числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных  учреждений, находящимися на счетах Национального  банка Беларуси. На территории Беларуси функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных  учреждениях). Национальный банк, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание  равновесия в сфере денежного  обращения.

Несмотря  на то, что налично-денежный оборот во всех странах, Республика Беларусь не исключение, составляет меньшую  часть, он имеет большое значение. Именно этот оборот обслуживает получение  и расходование большей части  денежных доходов населения. Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот  наличных денег. Примерная схема  движения наличных денег приводится на рисунке 2.1 

Рисунок 2.1 ─ Движение наличных денег

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [22, с. 8]

 

В Республике Беларусь налично-денежный оборот осуществляется в соответствии с Инструкцией  об организации наличного денежного  обращения в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Национального  Банка Республики Беларусь от 30.11.2012 № 112 [16].

Налично-денежный оборот Республики Беларусь обслуживает  денежно – товарные и нетоварные отношения. Наличный денежный оборот в  условиях перехода РБ к рыночной модели экономики обслуживает не только рыночные, но и распределительные  отношения в хозяйстве. Это, прежде всего, финансовые отношения, связанные  с существованием федерального и  местного бюджетов; кредитные отношения, связанные с предоставлением  центральным банком кредитов правительству, а также льготных кредитов коммерческим банкам.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, которые решает наличный денежный оборот, обслуживая систему рыночных отношений, что и определяет его  роль:

денежный  оборот, перераспределяя деньги между  своими частями, обеспечивает свободный  перелив капитала из одной сферы  рыночных отношений в другую, тем  самым осуществляя их взаимосвязь;

в денежном обороте создаются новые деньги, обеспечивающие удовлетворение потребности  в них всех сфер рыночных отношений.

В условиях рыночной модели экономики особенности  наличного денежного оборота  следующие:

обслуживает преимущественно рыночные отношения  в хозяйстве и только в незначительной части - распределительные отношения;

служит объектом прогнозного планирования государством, коммерческими банками, юридическими и физическими лицами;

функционирует в условиях существования различных  форм собственности;

децентрализован - его исходный и завершающий этапы  рассредоточены в разных коммерческих и государственных банках;

безналичный и налично-денежный обороты тесно  связаны друг с другом — налично-денежный оборот совершается только на базе безналичного оборота [10, с.174].

В наличном обороте денежная база в широком  смысле включает в себя: наличные деньги в обращении, в том числе в  кассах коммерческих банков; средства в фонде обязательных резервов; средства на корреспондентских счетах коммерческих банков в Центральном Банке РБ.

Денежная  база в узком смысле включает в  себя только наличные деньги, в том  числе и в кассах коммерческих банков, и средства фонда обязательных резервов в Центральном Банке  РБ.

Сводный прогноз наличного денежного  оборота по республике в целом  составляется Национальным банком РБ. Приём, выдача, хранение денежной наличности банками осуществляется в порядке, установленном нормативными документами  по эмиссионно-кассовым операциям в  Национальном банке РБ и кассовым операциям в коммерческих банках РБ, правилами организации наличного  денежного оборота.

Оборот  наличных денег основан на принципах, предполагающих, что субъекты хозяйствования всех форм собственности обязаны  хранить свои денежные средства на открытых счетах в учреждениях банков; наличные деньги, необходимые для  выплаты заработной платы или  осуществления других платежей, субъекты хозяйствования получают из касс банков; субъекты хозяйствования могут иметь  в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов и использовать часть выручки на собственные  нужды в пределах норм, установленных  учреждениями банков, а все наличные деньги сверх установленных лимитов  остатка касс должны быть сданы в  обслуживающие учреждения банков.

Государство должно постоянно изучать действие этих факторов и воздействовать на них в направлении уменьшения наличных денег в сфере обращения. Динамика денежных агрегатов в январе – октябре 2013 г. формировалась под влиянием экономических условий. В таблице 2.1 приведем динамику широкой денежной массы и ее составляющих за 2013 год.

 

Таблица 2.1 - Динамика широкой денежной массы и ее составляющих за 2013 год

Показатели

Сумма на 01.01.2013, млрд р.

Сумма на 01.07.2013, млрд р.

Сумма на 01.10.2013, млрд р.

Изменение (+,-), млрд р.

Темп роста, %

Наличные  деньги в обращении (М0)

11307,3

13837,3

13920,9

2613,6

123,1

Переводные  рублевые депозиты

23130,9

25041,6

24412,2

1281,3

105,5

физических  лиц

9081,9

12551,7

11069,5

1987,6

121,9

юридических лиц

14049,0

12490,0

13342,7

-706,3

94,97

Активная  рублевая денежная масса (М1)

34438,2

38878,9

37836,3

3398,1

109,9

Срочные рублевые депозиты

31163,6

38743,4

38652,8

7489,2

124,0

физических  лиц

15195,6

22901,2

22538,4

7342,8

148,3

юридических лиц

15967,9

15842,2

16114,4

146,5

100,9

Денежная  масса в национальном определении  – М2

65601,8

77622,3

76489,1

10887,3

116,6

Ценные  бумаги, выпущенные банками (вне банковского  оборота) в национальной валюте

3637,7

3101,4

2618,2

-1019,5

71,9

Рублевая  денежная масса (М2*)

68669,5

80723,7

79707,4

14037,9

116,1

Депозиты  в иностранной валюте

88231,1

90557,8

99303,8

11072,7

112,5

Ценные  бумаги, выпущенные банками (вне банковского  оборота) в иностранной валюте

4039,2

3994,6

4721,5

682,3

116,9

Депозиты  в драгоценных металлах

354,0

289,3

337,5

-16,5

95,3

Широкая денежная масса (М3)

161293,8

175565,4

183470,2

122176,4

113,7


Примечание  – Источник: собственная разработка на основе Приложения А

 

Денежная  масса в белорусских рублях (агрегат М2*) в октябре 2013 г. увеличилась на 10887,3 млрд. рублей, или на 16,6 процентов.

Увеличение  рублевой денежной массы с начала 2013 года сложилось за счет роста наличных денег в обращении, переводных депозитов физических лиц, срочных депозитов и ценных бумаг, выпущенных банками, при снижении переводных депозитов юридических лиц.

Наличные деньги в обороте за 9 месяцев 2013 год увеличились на 23,1 процента и по состоянию на 1 октября 2013 года составляют 2613,6 млрд. рублей.

Наибольшими темпами выросли срочные рублевые депозиты и по состоянию на 1 октября 2013 года составили 38652,8 млрд. рублей, что  на 24% больше чем по состоянию на 1 января 2013 года.

         Рост широкой денежной массы  за прошедшие 9 месяцев 2013 года  составил 122176,4 млрд. рублей (13,7%). Рост широкой денежной массы был обусловлен ростом рублевой и валютной составляющей.

Поддержанию уровня золотовалютных резервов способствовало положительное сальдо покупки-продажи  Национальным банком иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Действия  Национального банка Республики Беларусь в 2013 году направлены на поддержание монетарной стабильности в стране и формирование условий для сбалансированного развития экономики. Приоритетом денежно-кредитной политики установлена ценовая стабильность.

Для достижения данной цели проводилась жесткая  монетарная политика: поддерживались высокие процентные ставки, рефинансирование банков осуществлялось только на рыночных условиях и в ограниченных объемах, увеличивались нормативы фонда  обязательного резервирования.

Процентная  политика Национального банка выступала  в качестве основного антиинфляционного  инструмента. Значение ставки рефинансирования при ее постепенном снижении в  течение года на 1 октября 2013 года – 23,5. Это сформировало динамику реальных процентных ставок на рынке кредитов и депозитов на устойчиво положительном уровне и обеспечило высокую доходность и сохранность сбережений.

Дефицит денежной массы в обращении и  устойчиво высокие расходы государства  приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины  роста налично-денежного оборота  многообразны. К ним можно отнести:

экономический кризис;

кризис  неплатежей;

кризис  наличности;

плохая  организация системы межбанковских  расчетов;

замедление  расчетов;

сознательное  сокращение прибыли и доходов  предприятий с целью ухода  от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Одной из основных проблем организации наличного  и безналичного оборота в любой  стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в  обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении  покупательской способности, в разорении  неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств  всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как  для государства в целом, так  и для отдельного субъекта. Кроме  этого, инфляция лишает банки возможности  привлекать долгосрочные депозиты, поэтому  для осуществления безналичного оборота во всевозрастающих размерах должны использовать собственный капитал.

Причины углубляющегося кризиса наличного  и безналичного обращения во многом кроются в сохраняющейся неблагоприятной  общеэкономической обстановке в  стране, которая усугубляется острым кризисом неплатежей.

Дефицит денежной массы в наличной и безналичной формах, кризис неплатежей и другие негативные факторы в  экономике привели к острой необходимости  создания оптимальных условий для  развития денежного оборота в  Республике Беларусь. К таким мерам  можно отнести:

совершенствование законодательной  базы в сфере денежно–кредитной  политики;

усиление стимулов инвестиционной активности;

совершенствование налоговой системы;

снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;

внедрение и совершенствование  электронного денежного обращения;

развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;

усиление контроля над законностью  наличного и безналичного оборота  для предотвращения возможных противоправных действий и другие.

Конечно, внедрение таких мер  требует значительных затрат и должно проходить поэтапно. Таким образом, можно сделать вывод, что юридическая  основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом  предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования. В настоящее время денежно-кредитная система нашей страны относится к типу среднеразвитых и характеризуется относительно небольшим финансовым потенциалом. для наращивания финансового потенциала и повышения степени устойчивости денежно-кредитной республики Беларусь необходимо осуществление институциональных преобразований во всей экономике.

Информация о работе Денежная система РБ, ее элементы, развитие