Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 20:25, курсовая работа
Цель работы достигается с помощью решения следующих задач:
определение понятия и рассмотрение целей денежно-кредитного регулирования;
анализ механизма действия основных инструментов денежно-кредитной политики;
установление влияния вида денежно-кредитной политики на достижение экономических целей;
оценка эффективности денежно-кредитного регулирования;
рассмотрение основных направлений денежно-кредитного регулирования на современном этапе;
выявление и обоснование основных путей совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Введение ...…………………………………………………………………………...4
1 Сущность, виды, цели и задачи денежно-кредитной политики………………...6
2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………...12
3 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь………...19
Заключение …………................................................................................................26
Список использованных источников ......................................................................28
Процентная политика Национального банка выступала в качестве основного антиинфляционного инструмента. Процентная ставка была направлена на достижение положительного уровня процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков. Была поставлена задача снижения ставки рефинансирования к концу 2012 года до 20 – 23% годовых [14, c. 32]. Значение ставки рефинансирования при ее постепенном снижении в течение года осталось достаточно высоким – 30% годовых (см. таблицу 1, приложение А.). Это сформировало динамику реальных процентных ставок на рынке кредитов и депозитов на устойчиво положительном уровне и обеспечило высокую доходность и сохранность сбережений. Срочные вклады (депозиты) населения в белорусских рублях с начала 2012 года увеличились на Br5,8 трлн., в иностранной валюте - на $1,9 млрд [13, c. 10].
Также в 2012 году Национальным банком Республики Беларусь были увеличены нормативы обязательных резервов: по средствам юридических лиц в национальной валюте – с 7,5 до 10,0%, по привлеченным средствам в иностранной валюте – с 7,5 до 10,0, а затем до 12,0% [12].
На рисунке 4 наглядно изобразим динамику нормативов отчислений банков в обязательные резервы Национального банка Республики Беларусь.
Рисунок 4 - Динамика нормативов отчислений банков в обязательные резервы Национального банка Республики Беларусь
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [12, таблица 3.3]
Сохранена стабильная ситуация на валютном рынке, чему способствовало улучшение состояния внешней торговли. Поступление валютной выручки в страну выросло с $41,8 млрд. до $46,7 млрд [13, c. 11].
По итогам января-августа 2012 года Беларусь демонстрировала положительное сальдо внешней торговли товарами на уровне $1,6281 млрд, но концу года этот показатель стал неутешителен. Главная причина случившегося — резкое падение экспорта товаров. Если в начале 2012 года Беларусь экспортировала товаров на $3,515 млрд, то в начале 2013-го объем экспорта снизился на 15%, или на $515,8 млн [13, c. 12].
На протяжении 2012 года в рамках нового курсового механизма участникам валютного рынка было предоставлено больше возможностей по формированию курса белорусского рубля. Национальный банк, выступая то в роли покупателя, то в роли продавца иностранной валюты, лишь сглаживал резкие колебания обменного курса. За 2012 год обменный курс белорусского рубля снизился к доллару на 2,6%, к евро - на 5%, к российскому рублю - на 8% (см. таблицу 2, приложение Б).
В 2012 году Национальный банк реализовывал меры, направленные на постепенное доведение золотовалютных резервов государства до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны. Золотовалютные резервы Беларуси увеличились по итогам года на $179 млн. и на 1 января 2013 года составили $8,1 млрд [13, c. 13].
Также в течение года наблюдался существенный рост денежных показателей. Широкая денежная масса выросла с 111 195,3 до 156 437,2 млрд. руб. (на 40,7%) (см. таблицу 3, приложение В). Данные показывают, что произошло увеличение всех показателей, входящих в состав широкой денежной массы.
Макроэкономические показатели Республики Беларусь в 2012 г. свидетельствуют о быстрой стабилизации и выходе станы из кризиса. Улучшились показатели внешнеэкономической деятельности, предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос на нее, инфляция замедлилась до умеренных размеров. В статье Бабинова А. рассматривается денежно-кредитная политика на современном этапе, а также конкретные меры, которые принимаются Правительством и Национальным банком Республики Беларусь для закрепления внутренней и внешней сбалансированности. Особо отмечается необходимость сохранения тех принципов денежно-кредитной политики, которые позволили стабилизировать ситуацию в прошлом году и действуют в настоящее время [13, c. 14].
Президент Республики Беларусь 25 сентября Указом №419 утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год.
В 2013 году денежно-кредитная политика Беларуси сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 году, будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания) [15].
Инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году будут направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Ключевая роль отводится процентной политике, приоритетом которой является поддержание положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков. С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2013 года составит 13-15% годовых [15].
Аукционные операции
Национального банка будут
Также Национальный банк продолжит работу по развитию и укреплению банковской системы. Банки нарастят нормативный капитал до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков, в том числе за счет внесения средств инвесторами в уставные фонды банков. Ресурсная база банков увеличится за счет привлечения средств резидентов и нерезидентов Беларуси. Требования банков к экономике возрастут на 17-20% [15].
В 2013 году Национальный банк совместно с правительством Беларуси предпримет меры, направленные на повышение устойчивости и конкурентоспособности финансового рынка. Будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы. Итогом реализации денежно-кредитной политики в 2013 году станет замедление инфляционных процессов, создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики страны [16, c.4].
Цель денежно-кредитной политики в 2013 году - снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых правительством.
Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Нацбанк и правительство продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны. С учетом погашения Республикой Беларусь внутренних и внешних обязательств в иностранной валюте, привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (4,5 млрд. долларов США на чистой основе), достижения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда за 2013 год должны возрасти на 300-700 млн долларов США [16, c. 5].
Таким образом, Национальный банк Республики Беларусь избрал своей приоритетной целью – контроль над валютным курсом, в отличие от Центробанков других стран, приоритетной целью которых является таргетирование инфляции.
Вместе с тем для применяемого в республике механизма промежуточного таргетирования обменного курса характерны сложности. Прежде всего можно отметить ограниченность соответствующей монетарной цели в связи с многогранностью экономических отношений. Кроме того, возникают вопросы оценки и контроля адекватности выбранного промежуточного монетарного ориентира экономическим целевым параметрам, в первую очередь инфляционным [11, c. 175]. Поэтому в перспективе возможно применение Национальным банком Республики Беларусь режима таргетирования инфляции.
Режим таргетирования инфляции рассматривается как режим денежно-кредитной политики с промежуточной целью отнюдь не случайно. Особенностью является то, что промежуточная и приоритетная конечная цель денежно-кредитной политики совпадают. При этом оптимальный уровень конечной цели является фиксированным и не изменяется во времени. Вместе с этим формулируется промежуточная цель по уровню инфляции на ближайшую перспективу с горизонтом таргетирования 1-3 года, которая может корректироваться в зависимости от текущих условий и тенденций в экономике.
Таргетирование инфляции включает несколько обязательных элементов:
Необходимыми предпосылками и условиями реализации режима инфляционного таргетирования являются следующие:
В условиях Беларуси переход к инфляционному таргетированию представляется многоплановой задачей, решение которой потребует выполнения ряда общеэкономических мер, обеспечивающих возможность определяющего воздействия на инфляцию через инструменты Национального банка, и прежде всего через его процентную политику. Основными из них являются:
Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь Ермакова Н.А. считает, что для изменения режима денежно-кредитной политики на инфляционное таргетирование в настоящее время пока отсутствуют необходимые экономические, организационные и институциональные условия. Требуется время для выполнения мероприятий, направленных на усиление рыночных институтов, либерализацию цен и других экономических условий, снижение монополизации. Предполагаются более жесткие ограничения в бюджетной политике, в том числе недопущение превышения размеров дефицита бюджета, согласованного с целью по инфляции, и существенное сокращение государственной поддержки неэффективных предприятий [17, c. 5].
Таким образом, режим прямого инфляционного таргетирования для Республики Беларусь представляется вполне перспективным, однако он требует серьезной подготовительной работы, как со стороны органов экономического управления, так и научной общественности страны.
Кроме того, существующие проблемы (недостаточный финансовый потенциал банковской системы, осложнение ситуации в мировой денежной и финансовой системе и др.) снижают эффективность регулирования денежно-кредитного рынка, что говорит о необходимости совершенствования денежно-кредитной системы.
Вывод. Национальным банком Республики Беларусь избран в качестве целевого ориентира единой государственной денежно-кредитной политики показатель обменного курса белорусского рубля, что позволило способствовать финансовой и макроэкономической стабилизации в стране. Достижение положительного уровня процентных ставок, постепенное сокращение относительных масштабов эмиссии, а главное, переход к единому обменному курсу национальной валюты – все это обусловило постоянный рост доверия к национальной валюте, что проявлялось в стабильном увеличении поступающей в страну валютной выручки. В качестве перспективной задачи для Республики Беларусь определен переход к инфляционному таргетированию. Стабилизация экономической ситуации связана с решением многих проблем, что говорит о необходимости совершенствования денежно-кредитной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в курсовой работе исследование позволило обосновать ряд выводов:
Информация о работе Денежно-кредитная политика: виды, цели, инструменты