Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 23:25, контрольная работа
Денежно-кредитное регулирование – это совокупность мероприятий со стороны государства, регулирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынка ссудных капиталов в целях воздействия на экономику. Денежно-кредитное регулирование выступает в качестве неотъемлемой части системы государственного управления экономикой и призвано содействовать целям, стоящим перед обществом в тот или иной период.Формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения является одним из необходимых условий эффективного развития экономики.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ...................................................................................................4
2 ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ......................................................................7
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2013 ГОДА..............................................................................................9
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 – 2017 ГОДОВ........................................14
4.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная про-грамма......................................................................................................................14
4.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование..................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................................20
В целом за девять месяцев 2013 года объем рублевой денежной массы увеличился на 14,1% (за январь—сентябрь 2011 г. — на 1,2%). Темп прироста денежной массы в национальном определении на 1.10.2013 по сравнению с 1.10.2012 составил 31,2%, в то время как на 1.10.2012 по сравнению с 1.10.2011 он был отрицательным (–5,0%). В реальном выражении, то есть с учетом инфляции на потребительском рынке, денежная масса М2 за январь—сентябрь 2013 г. выросла на 7,4% (за аналогичный период 2012 г. она сократилась в реальном выражении на 6,5%).
Денежный агрегат М0 за 9 месяцев 2013 г. возрос на 12,0% (за аналогичный период 2012 г. он сократился на 8,1%). При этом в январе—марте отмечалось сезонное снижение наличных денег в обращении (на 1,3% за квартал), в апреле—июне они росли сравнительно высокими, а в августе—сентябре — умеренными темпами (9,6 и 3,6% за соответствующие кварталы). В годовом выражении темп прироста денежного агрегата М0 на 1.10.2013 составил 29,8%, в то время как на 1.10.2012 он был отрицательным (–10,7%).
Определенное влияние на динамику наличных денег оказывал спрос населения на иностранную валюту. По итогам 9 месяцев 2013 г. объемы продажи наличной иностранной валюты уполномоченными банками физическим лицам превысили объемы ее покупки немногим более чем на 1 млрд. долл. США (в аналогичный период 2012 г. нетто-продажи составили почти 15 млрд. долл. США). При этом в первом полугодии наблюдались нетто-покупки в объеме 2,4 млрд. долл. США, тогда как в III квартале нетто-продажи составили почти 3,5 млрд. долл. США.
Безналичная составляющая денежного агрегата М2[18] за 9 месяцев 2013 г. увеличилась на 14,8% (за аналогичный период 2012 г. — на 4,8%). При этом за I квартал безналичные рублевые средства выросли на 3,0%, за II квартал — на 6,8%, за III квартал — на 4,4%. Их скользящие годовые темпы прироста на 1.10.2011 составили 31,7%, тогда как на 1.10.2012 они были отрицательными (–2,9%).
Если средства юридических лиц на рублевых счетах за январь—сентябрь 2012 г. увеличились незначительно — на 3,1%, то средства физических лиц выросли на 27,4% (за 9 месяцев 2012 г. — рост на 1,1% и 9,3% соответственно). В рассматриваемый период депозиты "до востребования" организаций возросли на 15,5% при снижении их срочных депозитов на 10,8%. В то же время у населения опережающими темпами росли срочные депозиты (30,8%) по сравнению с депозитами "до востребования" (14,0%). При этом увеличение депозитов населения было обусловлено как ростом доходов домашних хозяйств, так и ростом их склонности к сбережению.
Широкая денежная масса (включающая депозиты в иностранной валюте) за 9 месяцев 2013 г. возросла на 10,3% (за аналогичный период 2012 г. ее рост составил 4,5%). Скользящие годовые темпы ее прироста на 1.10.2013 составили 22,9%, тогда как на 1.10.2012 они были равны 9,1%. За январь—сентябрь 2013 г. прирост широкой денежной массы составил 2017,8 млрд. руб., при этом чистые иностранные активы банковской системы увеличились на 1118,8 млрд. руб., а внутренние требования — на 1837,4 млрд. рублей. За 9 месяцев 2012 г. широкая денежная масса возросла на 748,7 млрд. руб. при увеличении чистых иностранных активов на 1040,7 млрд. руб., внутренних требований — на 1071,7 млрд. рублей. Рост внутренних требований в значительной степени был обусловлен увеличением требований к организациям и населению.
Денежная база в широком определении за январь—сентябрь 2013 г. выросла на 10,2%. В структуре денежной базы в широком определении доля наличных денег уменьшилась с 71,5% на 1.01.2013 до 70,5% на 1.10.2013, средств кредитных организаций на корреспондентских счетах — с 13,9 до 8,3%, на депозитных счетах — с 7,9 до 7,3% соответственно. Удельный вес средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов увеличился с 2,3 до 2,5%, в облигациях Банка России — с 4,4 до 11,4%.
В III квартале 2013 г. продолжился рост задолженности по всем категориям кредитов, за исключением валютных кредитов физическим лицам. Прирост задолженности нефинансовых организаций составил 4,4% по рублевым кредитам и 5,1% по валютным, а задолженности по рублевым кредитам физических лиц — 6,6%. Задолженность физических лиц по валютным кредитам сократилась на 4,5%. В результате годовые темпы прироста общей задолженности по кредитам на 1.10.2013 составили 7,1%.
Одним из основных обстоятельств, обусловливающих восстановление кредитной активности, являются низкие процентные ставки и высокий уровень ликвидности, сформировавшиеся на денежном рынке, в том числе и за счет действий Банка России. Кроме того, продолжающийся рост депозитной базы банков, увеличивающий пассивную часть их баланса, влечет за собой соответствующий рост банковских активов. В то же время по мере восстановления совокупного спроса происходит и постепенное оживление кредитной активности.
Общий объем депозитных операций Банка России с кредитными организациями за 9 месяцев 2013 г. составил 26,1 трлн. руб., увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. в 1,9 раза. Объем операций в III квартале составил 10,4 трлн. рублей. Величина задолженности по привлеченным Банком России депозитам несколько увеличилась — с 509,0 млрд. руб. на 1.01.2013 до 519,4 млрд. руб. на 1.10.2013.
В настоящее время Банк России считает, что инфляционные риски, обусловленные монетарными факторами, находятся на приемлемом уровне. Повышение гибкости курсообразования и уменьшение дефицита федерального бюджета способствовали снижению инфляционных рисков, связанных с формированием денежного предложения.
С марта 2013 года на увеличение совокупного денежного предложения стало оказывать влияние банковское кредитование реального сектора экономики. Смягчение денежно-кредитной политики приводило к постепенному уменьшению стоимости заемных средств для нефинансового сектора экономики. Так, средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года снизилась с 14,7% годовых в сентябре 2012 года до 9,7% годовых в сентябре 2013 года, на срок свыше 1 года - с 15,3 до 11,0% годовых соответственно.
Помимо снижения стоимости кредитов расширению кредитной деятельности способствовали некоторое оживление спроса на кредитные ресурсы со стороны нефинансовых заемщиков в условиях начавшегося восстановления экономической активности, рост депозитной базы кредитных организаций, реализация механизма государственных гарантий по банковским кредитам нефинансовым организациям, поддержка ипотечного кредитования и программа субсидирования процентных ставок по автокредитам. Продолжается рост просроченной задолженности по банковским кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам, однако в 2013 году он был менее интенсивным, чем в 2012 году. Объем просроченной задолженности нефинансовых организаций за январь - сентябрь 2013 года возрос на 7,3%, физических лиц - на 18,8%. Сохраняющаяся повышенная неопределенность и кредитные риски удерживают на относительно высоком уровне премии за риск, входящие в рыночную стоимость заимствований.
Изменение динамики денежной базы по сравнению с предыдущим годом было обусловлено главным образом ускорением роста международных резервов органов денежно-кредитного регулирования.
В этих условиях происходило постепенное снижение краткосрочных ставок денежного рынка до уровня, близкого к нижней границе коридора процентных ставок Банка России, определяемого фиксированными ставками по однодневным депозитным операциям. В июне 2013 г. процентные ставки денежного рынка вышли на уровень, обеспечивающий приемлемый баланс между основными макроэкономическими рисками. Это позволило Совету директоров Банка России в июне—сентябре принять решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России.
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 – 2017 ГОДОВ.
4.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа
Центробанк представил три возможных
варианта развития национальной экономики до 2017 года, обусловленные
внутренними и внешними факторами. Первый
сценарий условно назван базовым, второй
– неблагоприятным, третий – негативным.
Следующие три года, согласно
докладу Банка России, будут отличаться
неопределенностью. Эльвира Набиуллина,
глава Банка России, предупредила, что
отрицательное влияние инфляционных рисков
и напряженной геополитической ситуации
сохранится. Также российская экономика
может пострадать от падения цен на нефть,
от увеличения налоговой нагрузки, от
разного рода ресурсных и инфраструктурных
ограничений.
Базовый сценарий Центробанка считается наиболее вероятным и благоприятным. Он основан на предположении, что в середине 2015 года произойдет снижение геополитических рисков, стоимость нефти стабилизируется и, как следствие, у правительства исчезнет необходимость ужесточать налоговую и тарифную политику. Авторы базового сценария считают, что новые санкции США и Европейского союза в отношении России введены не будут.
В целом, благоприятный сценарий Центробанка во многом совпадает с прогнозом, сделанным экспертами Минэкономразвития. Согласно оптимистичным ожиданиям, рост ВВП будет происходить за счет повышения внутреннего спроса, однако покупательские способности граждан останутся ограниченными в связи с низкими темпами повышения объемов заработной платы. Также, в отличие от предыдущих лет, сократится спрос на деньги и услуги по кредитованию.
Неблагоприятный сценарий может реализоваться,
если геополитические риски сохранятся
на протяжении всех прогнозных лет. Это
приведет к увеличению налогового бремени,
вслед за которым последует ускорение
темпов роста инфляции. Например, только
введение налога с продаж спровоцирует
скачок инфляции на 1-1,5% – к такому выводу
пришли авторы неблагоприятного прогноза.
Инфляция в 2015 году может находиться
на уровне от 6% до 6,5%, в 2016 году – от 4,5%
до 5%. Банк России вынужденно предпримет
меры, направленные на сокращение роста
инфляции. Осуществляться антикризисные
меры будут постепенно, чтобы сохранить
высокую экономическую активность. Если
же инфляция приведет к дестабилизации
финансового сектора, Центробанк использует
все имеющиеся в его распоряжении инструменты,
вплоть до валютных интервенций и беззалоговых
кредитов.
Негативный сценарий подготовлен на основе предпосылок, содержащихся в неблагоприятном сценарии, но, кроме того, он предполагает к 2017 году стоимость барреля нефти до 86,5 доллара. Эльвира Набиуллина отметила, что такой вариант развития событий – не стрессовый, и может оказаться реальным так же, как и два других.
Если развитие экономики будет осуществляться на основе негативного прогноза, перед Банком России встанет задача помешать росту инфляционных ожиданий, а также оттоку средств за рубеж.
По оценкам Натальи Орловой, главного экономиста Альфа-Банка, в настоящий момент наиболее вероятными кажутся базовый и неблагоприятный сценарии. Однако неопределенность относительно бюджетной политики правительства, и возможностью введения новых санкций, делает реальным и третий, негативный, сценарий.
4.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.
Действие автономных факторов формирования ликвидности со стороны бюджетных потоков (с учетом предполагаемого дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности.
В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.
Банк России продолжит совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности – депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия – депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций.
С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.
При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.
В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота.
Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, состояния ресурсной базы российских кредитных организаций Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных резервных требований.
Информация о работе Денежно-кредитная сфера экономики России