Денежные реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 05:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы связана с тем, что в условиях рыночных отношений без укрепления денежной системы добиться устойчивого экономического роста экономики невозможно. Стабилизация денежного обращения и снижение инфляционных процессов достигается за счет проведения центральными банками денежно-кредитной и антиинфляционной политики. Изменение элементов денежной системы связано с денежными реформами.
Денежные реформы предусматривают не только внедрение в обращение новой денежной единицы, но и структурную перестройку действующей системы денежно-валютных и кредитных отношений. Они способствуют развитию отношений, характерных для рыночной экономики, а также повышают роль денег в развитии народного хозяйства.
Цель курсовой работы – изучить денежные реформы в целом: их сущность, виды и условия проведения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. Денежные реформы как один из способов стабилизации
денежного обращения в стране………………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность денежных реформ. Механизмы осуществления денежных реформ………………………………………………………………5
1.2 Основные цели проведения денежных реформ, их методы……………11
ГЛАВА 2. Денежные реформы в России и зарубежных странах………….16
2.1 Основные формы денежных реформ в зарубежных странах, их преимущества и недостатки. Последствия проведения различных денежных реформ……………………………………………………………..16
2.2 Исторический аспект осуществления денежных реформ в России…...24
Заключение…………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.10 Кб (Скачать файл)

Вопрос о проведении деноминации, как известно, поднимался в средствах массовой информации начиная с 1995 г. Однако до 1998 года осуществление реформы подобного рода являлось преждевременным и силу наличия инфляции более 20% в год: деноминация не имеет смысла в условиях высокой инфляции и падения валового внутреннего продукта из-за продолжающегося роста цен и высоких инфляционных ожиданий.

Деноминация предполагает условия стабильности и укрепление внешней покупательной способности национальной денежной единицы. По отношению к доллару США и с учетом внутренней инфляции реальное укрепление рубля за январь - август 1997 г. составило 3,2%.

Политика Банка России на 1998 г. была также направлена на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля. Тем более что накопления золотовалютных резервов Банка России составили к 1 августа 1997 г. более 24 млрд. долл. Проведение деноминации - свидетельство способности органов денежно-кредитного регулирования обеспечивать контроль над инфляцией в долгосрочной перспективе и фактор формирования низких инфляционных ожиданий у экономических агентов.

Эквивалентная деноминация - это техническая процедура, обеспечивающая упрощение учета и расчетов в хозяйстве. Международный опыт показывает, что деноминация оказывает позитивное воздействие на такие показатели, как инфляционные ожидания, долгосрочные процентные ставки, и, таким образом, на экономический рост. С этой точки зрения, деноминация - это и элемент экономической политики. Психологически деноминация содействует повышению доверия населения к национальной валюте. Способствуя укреплению рубля, деноминация оказывает эффективное воздействие на приток капитала в сферу производства товаров и услуг, рост производственных инвестиций.

Естественно, деноминация влечет за собой и определенные проблемы, но они решаемы. Так, например, опасения разового роста цен вследствие их округления снимались решением Правительства Российской Федерации о необходимости указания цен на товары и услуги одновременно в новом и старом масштабе. Деноминация 1998 г. не носила конфискационного, ограничительного характера. Постепенная замена денежных знаков без каких-либо ограничений позволила избежать стрессов среди населения. Плавная замена денежных знаков в обращении, параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение всего 1998 г. существенно снизили затраты на проведение деноминации. Центральный банк готовился к проведению деноминации еще с начала 1997 года, систематически отслеживая экономическую ситуацию в стране. Был выбран именно этот срок начала проведения деноминации.

Президент согласился с предложением Правительства и Центрального банка и принял Указ № 822 от 4 .августа 1997 г. о проведении с 1 января 1998 г. деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей денег старого образца на 1 рубль в новых деньгах.

Этим же Указом Правительству было поручено определить порядок проведения мероприятии, связанных с практической реализацией настоящего Указа, имея в виду, что эта реформа является частью программы финансового оздоровления страны и направлена на упрочение позиции российской валюты, соблюдение интересов населения и государства при недопущении какого-либо ущерба населению.

Постановлением Правительства от 18 сентября 1997 г. № 1182 (п. 1) установлено, что организации, независимо от организационно-правовой формы, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны произвести с 1 января 1998 г. пересчет всех оптовых и розничных цен на товары и работы, тарифов на услуги и закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, а также надбавок, наценок и скидок исходя из нового масштаба цен: 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах. При этом цены на товары и работы, тарифы на услуги указываются организациями независимо от организационно-правовой формы, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в валюте Российской Федерации в период с 1 декабря 1997 г. до 31 декабря 1998 г. включительно как в новом, так и в старом масштабе цен одновременно (вначале цены указываются в новом масштабе цен, и таким образом, после 1 января 1998 г. первая цена будет в новом масштабе цен, а в старом масштабе она будет просто повторяться).

Этим же постановлением, п. 6, установлено, что все выплаты и расчеты по денежным обязательствам, оформленным до 31 декабря 1997 г. включительно, осуществляются, начиная с 1 января 1998 г. исходя из нового масштаба цен [8, c.31].

Пункт 16 предусматривает, что денежные билеты и монеты Банка России, обращающиеся в настоящее время на территории Российской Федерации, подлежат в 1998 г. приему организациями независимо от организационно-правовой формы и отдельными лицами при осуществлении всех видов платежей, а также кредитными организациями для зачислении во вклады, текущие, расчетные и другие счета без всяких ограничений, исходя

из нового масштаба цен.

Центральному банку Российской Федерации необходимо обеспечить контроль над проведением этой работы кредитными организациями. Таковы основные положения, которые определяли порядок проведения деноминации. Кратко остановимся на характеристике новых банкнот и монет.

С 1 января 1998 г. в обращение были введены банкноты и монеты Банка России образца 1997 г., т.е. банкноты пяти номиналов - достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей и монеты - 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля и 5 рублей. Как видно из этого ряда, 5 рублей представлены как банкнотой, так и монетой, и предполагается, что основную массу обращения будет замещать пятирублевая монета, банкнота - в незначительных объемах. Основное количество банкнот составляют 500-, 100-, 50- и 10-рублевые, остальная денежная масса будет выдаваться Центральным банком монетами.

На начальном этапе, в течение I квартала 1998 г., учреждения Центрального банка выдавали деньги в пропорции, которая необходима для организации нормального денежного обращения в данном регионе, т.е. выдается и копейка, и 5 копеек, и 10 копеек в соотношении, обеспечивающем потребности денежного оборота. Что можно сказать о банкнотах? Основной мотив банкнот повторяет банкноты образца 1995 г. Так, на банкноте в 5 рублей повторяется изображение Новгорода, на банкноте в 10 рублей - Красноярска, на других банкнотах - Санкт-Петербурга, Москвы и Архангельска. Это сделано для того, чтобы максимально упростить восприятие населением новых денег. Если говорить совсем упрощенно, то использован метод детского лото - "вишенка к вишенке, помидорчик к помидорчику", т.е. если человеку тяжело сориентироваться в нулях, расплачивайся картинкой - покупательная способность банкнот та же.

Этим путем идем не только мы, его использовали и Франция, и Мексика. И как показал опыт этих стран, население наиболее легко

воспринимает на первоначальном этапе деноминации именно банкноты с повторением того же зрительного образа. Монеты выпускаются с совершенно другим дизайном, чем они были раньше. Так, все копейки - 1, 5, 10 и 50 на оборотной стороне содержат изображение Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Таким образом, мы возвращаемся к тому моменту, почему она собственно и была названа копейкой. Как известно, на первых монетах на Руси был изображен всадник с копьем, и название произошло от этого изображения. Рубль, два и пять изготовлены из такого медно-никелевого сплава, чтобы не возникало желания подделать монеты (например, монета в пять рублей белого цвета сделана из биметалла мельхиор - медь - мельхиор)

 

Заключение

 

Денежная реформа – преобразование денежной системы, проводимое государством с целью укрепления национальной валюты, упорядочения, повышения стабилизации денежного обращения и эффективности экономики страны.

Необходимость проведения денежной реформы в каждой стране обусловливается различными причинами:

- экономическими, связанными с расстройством денежной, финансовой систем, подрывом доверия  к национальной валюте, использованием  параллельной валюты (чаще всего  иностранной), завышенным курсом  национальной валюты по отношению  к иностранным валютам. Экономические  причины обычно порождаются экономическими  кризисами, направлением политики  государства и центрального банка;

- политическими, связанными с изменением политического  устройства или созданием нового  государства;

- созданием  наднациональных денежных единиц  или объединением национальных  денежных единиц.

Для успешного проведения денежной реформы необходимы определенные политические и экономические предпосылки, позволяющие кардинально улучшить экономические процессы в стране, функционирование финансовой и банковской систем.

Общими предпосылками успешного проведения денежной реформы для всех стран являются:

- политическая  стабилизация в стране; рост доверия  населения, предпринимателей к политике, проводимой правительством и  центральным банком;

- создание  условий для развития национальной  экономики, увеличение предложений  на рынке товаров и услуг, которые  противостоят деньгам;

- увеличение бюджетных  доходов и отказ от эмиссии  для покрытия

бюджетного дефицита;

- восстановление  доверия к банкам и привлекательности  накоплений денежных средств  в кредитной форме;

- наличие  достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность  курса валюты, сбалансированность  товарной и денежной массы.

Цели денежных реформ:

1. Переход от одного денежного товара к другому (от медных денег — к серебряным, от серебряных — к золотым либо от биметаллизма — к монометаллизму, далее — к золотослитковому, золотодевизному стандарту) или от одного типа денежной системы к другому (от металлического обращения — к обращению кредитных и бумажных денег).

2. Замена неполноценной  и обесцененной монеты на полноценную или неразменных обесценившихся денежных знаков на разменные либо восстановление размена бумажных денег на золото или серебро.

3. Стабилизации  денежной системы (изменение порядка  эмиссии, обеспечения банкнот, масштаба  цен, золотого содержания или  курса валют).

4. Формирование  новой денежной системы в связи  с созданием новых государств, а также объединением денежных  систем нескольких стран.

Методы стабилизации денежной системы:

Наиболее типичными методами стабилизации денежной системы являются следующие.

Нуллификация — объявление государством обесценившихся старых денежных знаков недействительными и выпуск новых бумажных денежных знаков в меньшем количестве.

Деноминация (изменение масштаба цен) — изменение нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые, более крупные денежные единицы с одновременным пересчетом всех денежных обязательств в стране (счетов в банках, цен, тарифов, заработной платы и т. д.).

Девальвация — при золотом стандарте уменьшение металлического содержания денежной единицы, с прекращением размена кредитных денег на золото — снижение курса национальных денежных знаков по отношению к иностранной валюте.

Ревальвация (реставрация) — повышение металлического содержания денежных единиц или курса бумажных денежных знаков по отношению к металлу либо иностранной валюте. С отменой золотого содержания валют в середине 70-х годов XX века ревальвация стала означать только повышение рыночного курса валюты.

Исторический обзор сущности и особенностей проведения денежных реформ показывает, что денежная реформа, безусловно, является завершающим этапом оздоровления денежного обращения (на базе широкого круга финансово-экономических мер), хотя также бесспорно, что устойчивая и надёжная денежная система является базой для оздоровления всей финансовой системы государства.

Знание исторического опыта проведения денежных реформ в России, имеет большое значение для современников и даёт ключ для поиска путей выхода из финансового положения в России.

Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история финансов не закончилась: они будут и далее совершенствоваться и развиваться.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может

создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

На современном этапе острейшей проблемой является устойчивость денежной системы России. Необходимость стабилизации рубля приобретает еще большее значение, в силу того, что эта задача на протяжении последних лет ставилась неоднократно, но решить ее пока не удалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список литературы

  1. Агарное М.М. Проблема законодательного регулирования банковских операций. - М.: Фин. издат., 1926. – 128с.
  2. Артемьева С.С., Митрохин В.В. Финансы, Денежное обращение, Кредит: Учебник. – М.: Академпроект, 2008. – 470с.
  3. Асадов А.М. Правовые основы организационного обеспечения финансовой деятельности государства в России. – Екатеринбург: Урал. универ., 2005. – 344с.
  4. Банковское дело: учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 592 с.
  5. Банковское дело / Под ред. Колесникова В.И. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 200с.
  6. Банковское дело: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 242с.
  7. Белкин В.Г., Кузнецова Л.Г. Особенности движения денег в современной экономике // Финансы и кредит - 2006. - №13. – С. 2-8.
  8. Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Деньги. Кредит. Банки. - М., 2008. – 484с.
  9. Белоцветов А. Новое положение о порядке ведения кассовых операций. Комментарии к проекту // Бухгалтерия и банки - 2007 - №3. – С.7-15.
  10. Бойко Т.С., Лещенко С.К. Финансовое право. – М., 2006. - 320с.
  11. Боровиков В.И. Денежное обращение, Кредит, Финансы: Курс лекций. – М.: Центр, 2002. – 224с.
  12. Булатов А.С. Экономика. - М.: Бек, 2004. – 224с.
  13. Быбля А.Б., Горбунова О.Н. Финансовое право. – М.:ТК Велби, Проспект, 2007. - 528с.
  14. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой / Под общ. ред. Крашенинникова В.М. – М.: Экономика, 2003. – 400с.
  15. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М., 2002. – 656с.
  16. Воронин В.П., Федосова С.П. Денги, Кредит, Банки: Учебник.– М.: Юрайт-Издат, 2002. – 272с.
  17. Вострикова Л.Г. Валютное право: Учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2006. – 224с.
  18. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник. – 3-е изд перераб и доп . – М.: Юстицинформ, 2007. – 376с.
  19. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы. - М., 2008. – 736с.
  20. Геращенко В.В. О состоянии и перспективах развития банковской системы России // Деньги и кредит - 2003. - № 5. – С.5-9.
  21. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004. — 536с.
  22. Горбунова О.Н., Денисов Е.Р. Некоторые вопросы финансово-правового регулирования денег и денежного оборота в Российской Федерации // Финансовое право - 2009. - №8. – С.5-8.
  23. Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф. Финансовое право в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2009. - 232с.
  24. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. – М.: Юристъ, 2005. - 352с.
  25. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Ключевые вопросы. – М., 2008. – 322с.
  26. Деньги, Кредит, Банки / Под общ. ред. Лаврушина О.И. – М.: Финансы и статистика - 2008. – 560с.

Информация о работе Денежные реформы