Деньги, денежная система, и их эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы заключается в изучении понятия и типов денежных систем, в том числе и национальной денежной системы РК.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучение появления денег, их функций;
- определение понятия денежной системы и ее элементов;
- раскрытие типов денежных систем;
- изучение денежной системы РК.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
Глава I
1 Деньги и денежная система…………………………………………………4
1.1 История возникновения денежной систем……………………………....4
1.2 Деньги как особый товар………………………………………………….7
1.3 Функции денег……………………………………………………………..9
1.4 Денежные системы и их типы……………………………………………14
Глава II
2. Денежная система Республики Казахстан………………………………..21
2.1 Национальная денежная единица – тенге: история создания…………21
2.2 Этапы развития национальной денежной системы…………………….23
2.3 Внутренняя и внешняя устойчивость тенге……………………………..27
Глава III
3 Проблемы и перспективы развития денежной системы Республики Казахстан………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………..34
Список используемой литературы …………………………………………35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

    Непростым для экономики и общества оказался 1999 год, когда был введен режим свободно плавающего обменного курса тенге. Довольно болезненная, но, как показало время, эффективная мера, поскольку возобновился рост производства, казахстанский экспорт восстановил позиции на мировом рынке, значительно возросло предложение инвалюты на внутреннем рынке, а ситуация на финансовом рынке стабилизировалась. Уже в следующем году Национальный Банк досрочно погасил все свои обязательства перед МВФ в 390,5 млн. долларов. Отсутствие внешних долгов Национального Банка способствовало росту рейтинга страны. Национальный Банк и страна вышли на новый уровень взаимоотношений с МВФ, которые позитивно отразились и на развитии отношений с другими международными организациями.

Сам финансовый сектор Казахстана на рубеже веков была представлен практически  всеми необходимыми структурами  – Гохраном, Монетным двором, процесс инговым центром, развитой современной платежной системой.

     Мы развивались дальше. И в целях повышения устойчивости экономики в соответствии с указом Президента от 23 августа 2000 года был создан фонд будущих поколений – Национальный фонд. К слову говоря, первый на пространстве СНГ. У него две важнейшие функции: стабилизационная и сберегательная. За эти годы в фонде аккумулировано 26,4 млрд. долларов. При этом в финансовый кризис 2007–2009 годов фонд сыграл именно ту роль, которая отводилась изначально, – стабилизирующую. Это решение «раскупорить» Национальный Фонд позволило стране пережить кризис без необратимых процессов и без последствий.

 

2.3 Внутренняя и внешняя устойчивость  тенге

 

Наличие собственной валюты позволило  Национальному банку проводить  независимую денежно-кредитную политику. Была прекращена выдача кредитов на покрытие бюджетного дефицита и директивных займов. Функции кредитования экономики полностью были переданы банкам второго уровня. Национальный банк стал решать свою основную задачу — обеспечение устойчивости национальной валюты. Это сложная задача предполагает одновременное обеспечение низких темпов инфляции и стабильного курса. На первом этапе развития суверенной финансовой системы с национальной валютой в ее основе Национальный банк стал независим в своей деятельности и подотчетен только президенту страны. При этом важно отметить, что за годы независимости тенге неоднократно проходил испытание разного рода кризисами и показал свою высокую устойчивость против них.

    Свое первое испытание на прочность тенге прошел в начале 1999 года. Тогда финансовый кризис в России в 1998 году, а также значительная девальвация национальных валют в странах - торговых партнерах Казахстана способствовали существенному снижению конкурентоспособности казахстанских товаров на внутреннем и внешнем рынках, а также ухудшению состояния платежного баланса.

    Для предотвращения отрицательных последствий завышенного курса на экономику страны, в апреле 1999 года было принято решение о переходе от регулируемого обменного курса тенге к режиму свободно плавающего. Смена режима валютного курса и последовавшая за этим девальвация тенге позволили устранить переоценку курса тенге, что в целом способствовало восстановлению конкурентоспособности страны на мировом рынке.    Национальный банк значительно сократил свое участие на внутреннем валютном рынке. Действия НБ РК на внутреннем валютном рынке ограничивались недопущением колебаний курса, превышающих рациональные ожидания.

     В результате своевременно принятых мер развитие валютного рынка в 1999 году было стабильным и во многом определялось достигнутыми позитивными сдвигами в динамике важнейших макроэкономических показателей и текущей валютной политике Национального банка.

Укрепление тенге было обусловлено  положительным платежным балансом вследствие сохраняющегося оживления  мирового производства и конъюнктуры цен на основные статьи казахстанского экспорта. Спекулятивному давлению курс национальной валюты не подвергался, достаточное предложение инвалюты полностью удовлетворяло спрос на нее. Второе испытание тенге было вызвано финансовыми потрясениями в мировой экономике в 2007–2009 годах, который показал подверженность экономики Казахстана внешним рискам. Проявление глобального кризиса на рынках капитала привело к существенному ухудшению условий привлечения внешних ресурсов для казахстанских банков с августа 2007 года и, как следствие, изменению условий функционирования экономики Казахстана в целом. Казахстанские банки, для которых внешнее финансирование являлось важным источником пополнения ресурсной базы, столкнулись с проблемой нехватки текущей ликвидности. Это способствовало нарастанию значительного давления на обменный курс тенге.

Значительному нарастанию негативных девальвационных ожиданий в конце 2008 года – начале 2009 года на внутреннем валютном рынке способствовал ряд  факторов. Во втором полугодии 2008 года произошло резкое и значительное падение мировых цен на сырьевые ресурсы, в том числе на нефть и металлы, являющиеся основными товарными позициями казахстанского экспорта. Это привело к снижению поступлений в бюджет и ухудшению состояния платежного баланса страны.

    С аналогичной ситуацией столкнулись многие страны, особенно страны, экономика которых зависит от экспорта сырья. Для улучшения экономической ситуации центральные банки как промышленно развитых, так и развивающихся стран были вынуждены прибегнуть к девальвации национальных валют.

    Стоит отметить, что Казахстан дольше других стран обеспечивал стабильность национальной валюты. Национальный банк изучил различные варианты смещения акцентов денежно-кредитной политики: от обеспечения стабильности цен и продолжения политики перехода к инфляционному торгетированию к установлению валютного коридора. Анализ мирового опыта продемонстрировал, что единственно правильным решением в сложившихся условиях было проведение единовременной девальвации национальной валюты с последующим удержанием курса на новом уровне. В этой связи Национальным банком в феврале 2009 года был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за доллар США +/-3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III Проблемы и перспективы развития денежной системы Республики Казахстан

        За годы независимости в Республики Казахстан в сфере экономики осуществлены радикальные трансформационные преобразования. В 2002 году США и Европейский Союз присвоили Казахстану присвоили статус страны с рыночной экономикой. В настоящее время формируется казахстанская модель денежно-финансовой системы.  

     Согласно законодательству Республики Казахстан, под валютным регулированием понимается деятельность уполномоченных государственных органов по установлению порядка проведений валютных операций, правил владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании» является основополагающими актом по вопросам валютного регулирования.

   Для решения задач валютного регулирования Национальный Банк Казахстана использует следующие основные методы:

    а) установления порядка проведения валютных операций, предусматривающего определение субъектов и объектов валютных операций, прав и обязанностей субъектов валютных операций, классификацию валютных операций, установление правил обращения владения, пользования распоряжений валютными ценностями и др.

    б)введение ограничений на совершение определенных валютных операций в зависимости от их характера, субъектов, объектов, объема операций и т.д.; В настоящее время к ним относится следующие ограничения: все платежи по операциям между резидентами должны производиться только в валюте Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан, а также налоговым и таможенным законодательством, покупка, продажа и объем иностранной валюты, минуя уполномоченные банки и уполномоченные организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, а так же их обменные пункты запрещены, иностранная валюта получаемая резидентами в качестве оплаты за товары и услуги, а так же в качестве кредита, подлежит обязательному зачислению на их счетах в уполномоченных банках;  

    в) лицензирование деятельности, связанной с использованием иностранной валюты, которое относится к поведению банковских операций в иностранной валюте, деятельности, связанной с осуществлением розничной торговли и предоставлением услуг за наличную иностранную валюту; открытую резидентами счетов (включая счета в национальной валюте) в иностранных банках и финансовых институтах за границей; операциями, связанными с движением капитала;    

    г) регистрация валютных операций, связанных с движением капитала, предусматривающих переход (перемещение) средств от нерезидентов в пользу резидентов в сумме, превышающей 100 тысяч долларов США или соответствующий эквивалент в другой валюте;

   д) сбор и анализ отчетности о валютных операциях;

    е) контроль за соблюдением валютного законодательства.

     Президент Республики Казахстан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций вправе принять решение по ограничению или приостановлению любых валютных операций. Национальный Банк Республики Казахстан вправе ввести необходимые ограничения на проведение операций в иностранной валюте, в том числе на объемы таких операций и уровень ставок вознаграждения (интереса), согласно режиме обязательной продажи экспортной валютной выручки.

    Как видно, валютное регулирование в стране включает целый ряд ограничений и механизмов. В условиях открытости финансового сектора и глобализации стоит проблема существенной либерализации валютных отношений и снятия избыточного регулирования. Для этого законодательства в страну расширения свободы перемещения капитала. В то же время либерализация должна сопровождать усиление ответственности за нарушения установленного режима проведения операций, предоставления сведений и отчетности. Рациональное сочетание экономической свободы и государственного регулирования, возможно на основе не линейного подхода. Индикатором рациональности такого управления денежно-финансовой системой может служить, в частности, уровень возврата капитала в страну. В связи с проведение легализации капитала и имущества предпринимателей увеличивается приток капитала в страну. Косвенным свидетельством продолжения этого процесса служит резкий рост спроса на недвижимость в городах особенно Астане, Алматы, Атырау и др. и объясняемый им скачек цен на жилье. Приток капитала занимает, конечно, определенную долю в динамике спроса наряду с другими факторами.

    Устойчивость денежно-финансовой системы в целом подвержена значительным колебаниям (от кризисного состояния до устойчивого развития). Об этом можно судить по показателю общей платежеспособностью всех экономических субъектов.

   Если страна сумеет быстро адаптироваться к реалиям финансовой глобализации, сумеет основательно подготовиться к вступлению в ВТО, то денежно-финансовая система получит дальнейшее развитие, становясь более крупной, современной и конкурентоспособной. Важнейшее значение для финансовой стабильности имеет диверсификация структуры экономики, форсирование реализации Программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, внедрение мониторинга индикаторов финансовой ситуации в стране, своевременное принятие упреждающих антикризисных мер, снижение системных рисков.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Организуемое и регулируемое государственными законами денежное обращение страны называется денежной системой. В каждой стране денежная система складывается исторически. Известны различные типы денежных систем. Так, в условиях существования металлического денежного обращения различали два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.

   Биметаллизм – денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя металлами золотом и серебром, монеты из них функционируют на равных основаниях.

    Монометаллизм – денежная система, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на золото. Существовало три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт и золотодевизный стандарт.

   Денежная система Казахстана прошла нелегкий путь. Ее история началась с момента введения 15 ноября 1993 года национальной валюты Республики Казахстан – тенге.

   С момента появления тенге Казахстан мог строить свои денежно-кредитную и экономическую политики. В 1995 году вышел Указ президента «О Национальном банке РК». И с этих пор Национальный Банк полностью регулирует банковскую систему.

   В 1995 году Национальный Банк стал выполнять характерные для центральных банков функции денежно-кредитного и валютного регулирования, прекратил прямое кредитование дефицита республиканского бюджета. В этот год при участии Президента была открыта и собственная Банкнотная фабрика.

  С указом Президента от 23 августа 2000 года был создан фонд будущих поколений – Национальный фонд, первый на пространстве СНГ. У него две важнейшие функции: стабилизационная и сберегательная.

   Наличие собственной валюты позволило Национальному банку проводить независимую денежно-кредитную политику. Была прекращена выдача кредитов на покрытие бюджетного дефицита и директивных займов. Функции кредитования экономики полностью были переданы банкам второго уровня. Национальный банк стал решать свою основную задачу — обеспечение устойчивости национальной валюты. Это сложная задача предполагает одновременное обеспечение низких темпов инфляции и стабильного курса. На первом этапе развития суверенной финансовой системы с национальной валютой в ее основе Национальный банк стал независим в своей деятельности и подотчетен только президенту страны. При этом важно отметить, что за годы независимости тенге неоднократно проходил испытание разного рода кризисами и показал свою высокую устойчивость против них.

 

Список использованной литературы

 

1. О введении национальной валюты  Республики Казахстан: Указ Президента  Республики Казахстан от 12 ноября 1993 года

2. О денежной системе // Бизнес  и право.- 1993

3. Основные направления денежно-кредитной  политики национального банка  республики Казахстан.- Алматы, 2003.

4. Деньга Кредиты Банки / Под  ред. А.С Селищева

Информация о работе Деньги, денежная система, и их эволюция