Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 13:52, курсовая работа
На Россию в ХХ веке пришлось много испытаний, которые сильно влияли на
политический и экономический курс страны. Две мировые войны, внутренние
неурядицы не позволяли создать устойчивую и здоровую экономическую
систему. На протяжении ХХ века экономика России рушилась,
восстанавливалась, преобразовывалась и приобрела, наконец, тот вид который
мы наблюдаем.
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Экономическое положение Советской республики в период гражданской
войны……………………………………………………………….5
3. Натурализация хозяйственных связей……………………..…………7
4. Деньги и денежная реформы 1919-1924 гг. ………………………..8
5. Реформы 20-60 гг. …………………………………………………………10
6. От попыток реформ к кризису командно-бюрократической
системы…………………………………………………………………………....14
7. Экономическое развитие Советского Союза в середине 60-х - начале 80-
х гг. ………………………………………………………………….16
8. Кризис и денежные реформы страны в 91-98 гг.……………..…18
9. Заключение
10. Список литературы
материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного
строительства и фонд развития производства. За счет этих фондов можно было
премировать работников в соответствии с трудовыми показателями, строить
жилье и учреждения культурно-бытового назначения, расширять производство.
Это означало, что предприятиям
предоставлялась оперативно-
самостоятельность (в установленных пределах), что они должны работать на
принципах окупаемости, рентабельности, материальной заинтересованности и
материальной ответственности за достигнутые результаты, в условиях
денежного контроля со стороны государства за использованием материальных,
финансовых и трудовых ресурсов.
Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост.
Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась по
ряду важнейших экономический показателей выполненной. Но уже в ходе её
осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате
которых к началу 70-х её сущность оказалась искажена настолько, что она
фактически перестала
От предприятий постоянно требовали увеличения производственных
показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия возможности
делать чего-либо кроме выполнения плана любой ценой. Планировалась вся
номенклатура изделий ( по стране более 20 млн. ), показатели,
себестоимость. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные
вливания в экономику. Существующая система глушила всю инициативу снизу и
сверху. Трудовые коллективы не были заинтересованы во внедрении новой
техники и технологии, так как это сказывалось отрицательно на результатах
работы одного рабочего и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно
новой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет, а в развитых
индустриальных странах этот срок не превышал нескольких лет.
В результате реформ 50-60 гг. удалось поддерживать достаточно высокий
динамический потенциал
эффективности производства, быстро возрастал производственный потенциал.
Еще одним важным позитивным результатом экономического развития
рассматриваемого периода
жизненного уровня населения.
Вместе с тем экономическое реформирование социалистической системы
хозяйствования в направлении расширения товарно-денежных отношений
столкнулось с непредвиденными противоречиями и трудностями, ограничениями и
издержками. Появились и другие факторы, значение которых со временем могло
возрастать. И здесь на первое место надо поставить втягивание нашей страны
в гонку вооружений, которая выкачивала из экономики огромные ресурсы,
тормозя одновременно рыночное движение народного хозяйства.
Экономическое развитие
в середине 60-х - начале 80-х гг.
В 1967 г. было
реализовано такое
введение государственной
Однако надежды, возлагавшиеся на быстрое улучшение положения дел в
экономике, не сбывались. Хозяйственная реформа не получила своего
дальнейшего логического развития, не реализовались ее основные принципы.
Прежде всего не удалось установить отношений взаимной ответственности между
органами, принимающими и выполняющими решения.
Становилось ясно: для того, чтобы двинуться вперед, необходимо
демонтировать отжившую свой век малоэффективную хозяйственно-политическую
систему и заменить ее современной.
К началу 70-х гг. в экономике еще ощущалось дыхание реформы 1965 г., но
уже было ясно, что она постепенно сворачивается.
Робкой попыткой улучшить дела в экономике была реформа 1979 г.
Декларировалось стремление покончить с “валом” введением такого показателя,
как нормативно-чистая продукция. Этот показатель не учитывал бы якобы
стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий, а лишь фиксировал вновь
созданную стоимость. По идее это могло бы стимулировать рост технического
уровня продукции, ее качества, ликвидировало бы ее деление на выгодную и
невыгодную. Все это шло в русле модернизации административно-командной.
Хозяйственно-политические решения конца 70-х гг. как никогда страдали
внутренней несогласованностью. Механизм этот был настолько мощным, что в
1979-1982 гг. по сравнению с показателями 1978 г. объем произведенной
продукции в стране оказался уже абсолютно ниже примерно по 40% всех ее
видов. Становилось очевидным: экономика пришла к критическому положению,
нарастала разбалансированность.
Страна вплотную подходила к кризису всей социально-экономической
системы. Развернулась широчайшая пропаганда милитаризма, страна
подталкивалась к военным авантюрам, и Афганистан был лишь логическим
завершением этого. В воздухе витала идея политического реформирования.
Больную экономику “заботливые”
морализаторством, сводившимся к администрированию. Тем не менее, несмотря
на призывы к борьбе за качество и честь заводской марки, в основе оценки
деятельности коллективов, как в моральном, так и в материальном отношениях,
оставались пресловутые
усугублялась.
Весьма сильным было стремление к предотвращению сползания к кризису, к
стабильности, достижение которой виделось, однако, не на путях постепенного
обновления основ политической и экономической жизни, а через решительное
вмешательство “сверху” в ход общественных процессов. Определяющим стало
настроение в пользу “сильной руки”, способной, как казалось многим,
оградить народ от всевластия бюрократии и нарастания социальной
несправедливости. В таких смутных ожиданиях перемен наступила осень 1982
года.
Кризис и денежные реформы страны в 91-98 гг.
В 1991-1993 годах в связи
с политическими и
распадом СССР были сначала заменены 50 и 100-рублевые купюры банковских
билетов СССР. Официально необходимость этой реформы объяснялась несколькими
причинами:
1. тем, что в бывших республиках
СССР осталось много
деньгах, и эти накопления будут увеличивать инфляцию в России
2. тем, что в стране обращается
много фальшивых купюр
3. тем, что необходимо изъять незаконные капиталы, которые хранятся опять
же в крупных купюрах.
После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1
января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны и
цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро
расти.
После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1
января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны и
цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро
расти.
Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денежной
массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного
коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г.
закона о Центральном банке России (ЦБР). Согласно этому закону, ЦБР
независим от исполнительной власти. ЦБР обязан обеспечивать стабильность
рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в
обращении.
Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть
привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению
валютной выручки. Уже в конце весны 1998г. правительство было вынуждено
резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это
решение означало конец достигнутой финансовой стабилизации, а последующий
дефолт привел к всплеску инфляции на 30 % в сентябре 1998 г. и разрушению
всей денежно-финансовой системы.
Самый неблагоприятный
ход реформ – в сфере
при этом необходимо отметить быстрый рост сектора услуг, в том числе
финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской
экономике.
Кризис 1998 г. подвел черту под начальным периодом
постсоциалистического реформирования в России и требует реализации более
продуманной и взвешенной стратегии преобразований. К особенностям развития
российской экономики в 1999-2000 гг. можно отнести следующее:
- девальвация российского рубля почти в 3 раза после кризиса 1998 г.
привела к эффекту импортозамещения;
- важнейшим фактором
экономического роста в указанн
совокупного спроса;
- благоприятная
доходную часть госбюджета.
Сложившаяся к настоящему
времени социально-
характеризуется высокими административными барьерами, засильем и произволом
чиновничества. Не случайно для правительства РФ стала насущной разработка
системы мероприятий по дебюрократизации экономики.
Особо важную роль
в обеспечении
промышленная политика. Ее целью является структурная перестройка экономики,
создание системы
переход к устойчивому росту. Для этого прежде всего необходимо восстановить
банковскую систему. Промышленную политику надо сочетать с продолжением
реформ налогово-бюджетной, банковской систем, использованием валютных и
других рычагов.
Если развитие в указанных направлениях будет успешным, то можно ожидать
перехода
к устойчивому росту в
является основой для повышения благосостояния населения. В результате
сложатся условия для усиления социальной направленности российской
экономики с тем, чтобы к концу первого десятилетия ХХI века сформировать
основы социальной рыночной экономии и завершить тем самым переходный
период.
Список литературы
1. Тимошина Т.М. «Экономическая история России». Учебное пособие./ под
ред. проф. М.Н. Чепурина – М.: Информационно – издательский дом
«Филинъ», 1998
2. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское
хозяйство в XIX – XX вв. – СПб., 1999
3. Земцов И. Черненко. Советский Союз в канун перестройки. - Лондон.
1989.
4. Гусаков А.Д. "Очерки по денежному обращению России". – М.:
Госфиниздат, 1946