Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:07, реферат
Мера стоимости. Деньги выступают мерой стоимости товаров и услуг. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов. Благодаря денежной системе нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он мог бы быть обменен; мы не должны выражать стоимость скота через зерно, цветные карандаши, сигары, автомобили и т.д.
Деньги обладают определенными функциями
Мера стоимости. Деньги выступают мерой стоимости товаров и услуг. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов. Благодаря денежной системе нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он мог бы быть обменен; мы не должны выражать стоимость скота через зерно, цветные карандаши, сигары, автомобили и т.д. Использование денег в качестве общего знаменателя означает, что цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов. Подобные сравнения облегчают принятие рациональных решений. В качестве меры стоимости деньги используются и в сделках с будущими платежами. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой.
В настоящее время
функцию меры стоимости
Для того, чтобы деньги
могли служить в качестве
2.Деньги как средство
обращения. Товарное обращение
включает продажу товара, то есть
превращение его в деньги, и
куплю товара, то есть превращение
денег в товар (Т — Д —
Т). В этом процессе обмена деньги
играют роль посредника. Функционирование
денег в качестве средства
обращения создает условия для
товаропроизводителя
Возникновение денег
как средства обращения
Есть веские археологические
данные, свидетельствующие о том,
что первые монеты появились
еще в VII веке до н.э. в
Китае и древнем Лидийском
царстве. Впервые, однако, заменил
бартерный обмен денежным
Бумажные деньги появились
значительно позже. Впервые
3.Деньги как средство
образования и накопления
В нормальных условиях
большинство домашних хозяйств
не расходует весь свой доход
на покупку потребительских
Деньги как средство
накопления сбережений должны
обладать способностью
В докапиталистических
формациях существовала
Без накопления и
сбережений становится
4.Деньги как средство
платежа. Благодаря разделению
продажи и платежа деньги
Деньги в качестве
средства платежа имеют
В условиях развитого
товарного хозяйства деньги в
качестве средства платежа
5.Функция мировых денег.
Внешнеторговые связи,
Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ
Денежно-кредитная политика
(ДКП) является составной частью экономической
политики государства, главные стратегические
цели которой — обеспечение
В современных условиях в
основе ДКП большинства стран
лежит принцип «
политика денежно-кредитной
рестрикции (политика «дорогих денег»)
- ограничение кредитных
политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.
Инструменты и методы денежно-кредитной политики
Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, определены Законом РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Методы контроля и регулирования денежной массы включают:
установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;
определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков и кредиты правительству;
валютные интервенции;
операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;
установление целевых ориентиров роста денежной массы;
количественные кредитные ограничения;
эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).
Меры борьбы с инфляцией
Денежная реформа — полная или частичная преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочивания и укрепление мер по государственному регулированию.
Антиинфляционная политика — комплекс мер по государственному урегулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией.
Дефляционная политика — предусматривает регулирование денежного спроса через денежнокредитный налоговый механизм.
Политика доходов — предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой, путем полного их замораживания.
Особой формой борьбы с инфляцией была «шоковая терапия». Суть ее заключалась в стимулировании рыночных отношений, свободном ценообразовании, отказе от регулирования цен. Но такой метод приводил к существенному снижению жизненного уровня населения.
КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РФ
Современна кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.
Различают два понятия кредитной системы: 1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма); 2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма).
В первом аспекте кредитная
система представлена банковским, потребительским,
коммерческим, государственным, международным
кредитом. Всем этим видам кредита
свойственны специфические
Современная структура кредитной системы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Банковская система пока развивается сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков - 1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.
Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами всей банковской системы являются: нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.
К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний) , одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.
Современная кредитная система России функционирует в соответствии с двумя специализированными федеральными законами: Законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР» 1990г. и Законом 1990г. «О Центральном банке РСФСР», а также Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами и представлена в следующем виде
Российская банковская система
– двухуровневая. На первом уровне
находится ЦБ России, который работает
в основном с кредитными организациями,
на втором – российские коммерческие
банки, а также филиалы и
Банк — коммерческое учреждение, которое привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции.
Исключительное значение банков определяется, во-первых, тем, что они могут:
· Образовать платежные средства;
· Выпускать платежные средства в оборот;
· Осуществлять изъятие платежных средств из оборота.