Деньги: сущность, происхождение и функции в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег связано с 7 - 8 тыс. до н. э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались - с переменным успехом - скот, сигары, раковины, камни , куски металла. Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно, на мой взгляд, испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения,- это и есть деньги. Действительно, деньги - это товар , выступающий в роли всеобщего эквивалента , отражающего стоимость всех прочих товаров.

Содержание работы

Введение……..………………………………………………………………..…3
Происхождение денег………...……………………………………….……4
Эволюция денежных стандартов………………………………………4
Сущность и функции денег…………………………………………………6
Деньги, как средство обращения……………………………………….8
Роль денег, как мера стоимости………………………………………..11
Деньги как средство накопления………………………………………12
Денежно-кредитная система……………………………………………….13
Спрос на деньги………………………………………………………...13
3.2. Рынок денег…………………………………………………………….16
3.3. Стоимость денег………………………………………………………..21
3.4.Стратегии управления денежно-кредитной политикой……………..23
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы использованный в работе………………………………30

Файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 504.00 Кб (Скачать файл)

Траектория расширения экономической деятельности фирмы описывает, как изменяются минимализирующие издержки сочетания факторов производства по мере роста его объема. В итоге данная траектория представляет собой полезную информацию для принятия долговременных плановых решений.

 

Третье задание. МАКРОЭКОНОМИКА

 

  1. Налоги и налогообложение (дайте определение понятиям: налог, налоговая политика; укажите экономические функции налогов; изобразите кривую Лаффера, поясните ее экономический смысл).

 

       Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст.57 Конституции РФ.

В соответствии с новым Налоговым Кодексом РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

      Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки. Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом. Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.

       Налоги бывают  двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

        Второй вид  – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это налоги косвенные. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

       Первое направление  налоговой политики связано с уровнем и со структурой налоговой нагрузки на бизнес. Существующие государственные приоритеты могут выражаться в таких мерах налогового регулирования, как установление льготных ставок налогов или налоговые освобождения для определенных отраслей экономики или, что встречается достаточно часто на практике, для фирм, представляющих малый и средний бизнес.

       Второе направление  имеет большое значение для  формирования стимулов и ожиданий  населения и, прежде всего, связано  с величиной ставок налога на заработную плату и подоходного налога. Высокий уровень этих налогов может вызвать такие негативные эффекты, как уменьшение экономической активности населения и сокрытия доходов.

       Примером разумного  подхода к этой проблеме может  служить налоговая политика, проводимая с середины 1980 – х  гг. в ФРГ. Рост реальных доходов населения, наблюдавшийся с начала 60 – х гг., привел к тому, что доля налогоплательщиков, доходы которых облагались по максимальной предельной ставке, за этот период выросла с 5% до 60%. По предложению федерального правительства ФРГ с 1986 г. началась поэтапная рефома подоходного налога. В том же году налоговое бремя уменьшилось на 11 млрд. марок, а в 1988 г. – уже на 19 млрд.

       Налоги выполняют  три важнейшие фукции.

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
  2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
  3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

       Во всех государствах, при всех общественных формациях  налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. В течение последних полутора – двух десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции. Остановимся на них подробнее.

       Налоги играют важную роль в социальной жизни. О них спорят на заседаниях парламентов и правлений партий, их обещают снизить во время предвыборных кампаний и часто повышают между выборами. Большинство граждан считают, что они платят слишком высокие налоги, что другие социальные группы платят слишком низкие налоги и что государство расходует недостаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и чересчур много отдает другим. Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах (налоговой базе), независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение ставки налога по мере возрастания дохода (налоговой базы).

       На практике  встречаются все три вида налогообложения, социальные последствия которых  совершенно противоположны.

       Регулирующая  функция налогов заключается  в следующем:

  • установление и изменение системы налогообложения;
  • определение налоговых ставок, их дифференциация;
  • предоставление налоговых льгот – освобождение от налогов частей прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами ГЭП.

       Важную регулирующую  роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Например, налог с оборота, широко применявшийся до замены его на НДС, при допущении его расчета по «принципу органического единства» не взимался с оборота между предприятиями «органически единой» фирмы, корпорации и ставил, таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу вертикальных структур, подразделения которых тесно связаны между собой технологически.

       Глобальное понижение  налогов ведет к увеличению  чистых прибылей, усилению стимула  хозяйственной деятельности, росту  капиталовложений, спроса, занятости  и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов – обычный  способ борьбы с перегревом конъюнктуры.

       Изменяя налоговые  ставки на прибыль, государство  может создать или уменьшить  дополнительные стимулы для капиталовложений, а, маневрируя уровнем косвенных налогов – воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

Кривая Лаффера.

      

Каков оптимальный уровень налоговой ставки? И существует ли он вообще? А если существует, то может ли он быть одинаковым для все стран, независимо от их национальных особенностей, включающих многие компоненты экономического поведения людей (мотивация труда, готовность платить налоги и т.д.)? Эти важные вопросы рассматриваются в связи с одной из наиболее знаменитых кривых в экономической теории – кривой Лаффера, которая описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет. Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, наиболее известного сторонника теории экономики предложения, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам. Это и продемонстрировал американский ученый при помощи своей известной кривой.

       На рис.1. можно  увидеть графическую интерпретацию  основной идеи Лаффера. Поступление  налогов в госбюджет (Т) откладывается  на оси абсцисс, на оси ординат – предельная налоговая ставка(t). В данном случае предполагается, что речь идет о ставке подоходного налога. По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета (налоговая выручка) будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точка М, соответствующей, допустим, 50% ставке налога), а затем снижаться опять до 0. мы видим, что стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют.  

   

 

Рис.1. Кривая Лаффера

t – ставка налогообложения

Т – доходы государственного бюджета.

 

Ставка налога, изымающая весь доход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или «уходить в тень».

       Лаффер считал, что, если экономика находится, например, в точке К, то сокращение налоговых  ставок будет приближать налоговую  выручку к уровню точки М, т.е. к максимальному уровню доходов  государственного бюджета. Это результат, по Лафферу, связан с тем, что более низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбережениям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы. Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расширению производства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, например, пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет. Таким образом, если экономика находится в той области кривой Лаффера, которуя выше точки М, мероприятия по снижению налоговых ставок приведут к увеличению доходов госбюджета. Повышение же налоговых ставок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М, например, в точке L.

 


 



Информация о работе Деньги: сущность, происхождение и функции в экономике