Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:13, реферат
Центральный банк России ежегодно составляет проекты основных направлений развитий денежно-кредитной политики государства. В сентябре 2010 года был представлен на рассмотрение Правительству Российской Федерации проект «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013годов», который по итогам заседания был одобрен. О нем и пойдет речь в данном реферате.
Содержание
Введение 3
Единая государственная кредитно-денежная политика на период 2011-2013 годов 4
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Содержание
Введение
Единая государственная кредитно-денежная политика на период 2011-2013 годов
Заключение
Список использованной литературы
Денежно-кредитная политика — совокупность мероприятий проводимых правительством страны в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы[1].
Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения кредитно-денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются:
регулирование темпов экономического роста;
смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
сдерживание инфляции;
достижение сбалансированности платежного баланса.
Центральный банк России ежегодно составляет проекты основных направлений развитий денежно-кредитной политики государства. В сентябре 2010 года был представлен на рассмотрение Правительству Российской Федерации проект «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013годов», который по итогам заседания был одобрен. О нем и пойдет речь в данном реферате.
Из-за улучшения внешних условий для российской экономики в 2010 году Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение в 2011‑2013 годах рост мировой экономики не менее 4% , а также положительную динамику отечественного производства и экспорта товаров. Однако есть вероятность появления более пессимистичных сценариев выхода мировой экономики из рецессии и развития международной торговли.
По мнению Центрального банка России, главной целью единой государственной денежно-кредитной политики в 2011—2013 годах является удержание инфляции в пределах 5—7% в год. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ на 2011- 2013 года, темпы инфляции составят в 2011 году до 6—7%, в 2012-м — до 5—6% и в 2013-м — 4,5—5,5%.
При выборе целей и инструментов денежно-кредитной политики Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2011—2013 годах, где главным фактором, влияющим на развитие Российской экономики, является цена на нефть.
Первый вариант предполагает снижение в 2011 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 60 долларов США за баррель. Из-за этого может замедлиться темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения до 2,5%, и прирост ВВП составит 3,6%.
Второй вариант, соответствующий прогнозу Правительства Российской Федерации, предусматривает, что в 2011 году цена на российскую нефть может составить 75 долларов США за баррель.
Согласно этому варианту в 2011 году прогнозируется увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,6%. Объем ВВП в этом случае может увеличиться на 4,2%.
В рамках третьего варианта Банк России предусматривает повышение в 2011 году цены на нефть сорта «Юралс» до 90 долларов США за баррель.
В связи с этим в 2011 году прирост реальных располагаемых денежных доходов населения – 4,8%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 4,8%.
В соответствии с прогнозами в 2011‑2013 годах не ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2010 годом. При снижающейся инфляции произойдет замедление спроса на деньги. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения. В зависимости от сложившийся экономической ситуации прирост денежного агрегата М2 в 2011 году может составить 11‑23%, в 2012 году – 14‑20% и в 2013 году – 13‑17%.[2]
Банк России разработал три варианта денежной программы, которые зависят от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011‑2013 годов. Один из вариантов базируется на макроэкономических показателях, которые были использованы при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012‑2013 годов. Темпы прироста денежной базы могут составить в 2011 году 7‑19%, в 2012 году – 10‑16%, в 2013 году – 9‑13%, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующих оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от выбранной программы.
В прогнозный период при предполагаемом ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР).
Большое значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь изменение чистого кредита банкам, которое будет происходить за счет корректировки объема свободной ликвидности банковского сектора с небольшим изменением величины валового кредита банкам, что связано с ожидаемым формированием свободных денежных средств у кредитных организаций к началу 2011 года.
Планируемое в 2011‑2013 годах сокращение дефицита федерального бюджета будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Из расчетов по денежной программе роль бюджета в формировании денежного предложения остается существенной.
В рамках первого варианта денежной программы, в 2011 году объем чистых международных резервов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года существенных изменений не произойдет. Если в прогнозный период уровень цен на нефть не изменится, то уровень снижения ЧМР может составить 0,4 трлн. рублей в 2012 году и 1,0 трлн. рублей в 2013 году.
Чтобы обеспечить рост денежной базы необходимо увеличение ЧВА, которые должны составить в 2011 году 0,4 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах – 1,0 и 1,6 трлн. рублей соответственно.
В рамках первого варианта программ, как предусмотрено «Основными направлениями бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012‑2013 годов», если произойдет снижение цен на нефть ниже 75 долларов за баррель, то для финансирования бюджетного дефицита необходимо использовать средства Фонда национального благосостояния. В таком случае объем чистого кредита правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году, и на 1,2 трлн. рублей – в 2013 году. Такое увеличение чистого кредита правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. В рамках первого варианта в 2012‑2013 годах будет необходима активизация других источников роста денежного предложения.
Во втором варианте денежной программы, умеренный рост цен на нефть предполагает, что прирост ЧМР составит в 2011 году 1,8 трлн. рублей, в 2012 году – 1,4 трлн. рублей, а в 2013 году – 0,5 трлн. рублей.
В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА. Вместе с тем в 2013 году для обеспечения роста денежной базы потребуется увеличение ЧВА на 0,4 трлн. рублей.
В условиях данной программы сокращение дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита правительству возрастет на 0,1 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.
При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в 2011 и 2012 годах сокращение ЧВА будет происходить за счет изменения чистого кредита банкам. В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам.
Третий вариант денежной программы, основан на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году ожидается увеличение ЧМР на 3,0 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах – на 2,6 и 1,5 трлн. рублей соответственно. Исходя из этого можно предположить, что сокращение ЧВА по данному варианту составит в 2011 году 1,9 трлн. рублей, в 2012 году – 1,5 трлн. рублей и в 2013 году – 0,4 трлн. рублей.
Благодаря положительной внешнеэкономической конъюнктуры и значительного роста ВВП можно ожидать более существенного увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, чем по второму варианту. Оно соответствует снижению чистого кредита правительству на 0,6 трлн. рублей в 2011 году, на 0,8 трлн. рублей в 2012 году и на 0,7 трлн. рублей в 2013 году. В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора.
Параметры денежной программы могут уточняться в зависимости от изменений экономической конъюнктуры и отклонений фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. Для того чтобы своевременно отреагировать на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, находящихся в его распоряжении.
Политика валютного курса Банка России в 2011-2013 годах будет направлена на удержание в приемлемых границах изменений курса российской национальной валюты. Однако Банк России одной из своих главных задач считает последовательное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса.
При переходе к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использовать механизм плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины с автоматической корректировкой границ в зависимости от объема осуществленных валютных интервенций. Для обеспечения сглаживания изменений курса Банк России сохранит возможность проводить операции по покупке / продаже иностранной валюты как на границах, так и внутри плавающего операционного интервала, что позволит сдерживать резкие колебания валютного курса, которые создают риски для стабильности российской финансовой системы, и не будут препятствовать формированию рыночных тенденций курсовой динамики, обеспечивая условия для адаптации участников рынка к плавающему валютному курсу. Эластичность границ и ширина операционного коридора будут постепенно меняться в рамках решения задачи повышения гибкости курсообразования.
В переходный период порядок проведения интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке будет включать использование целевых покупок или продаж иностранной валюты, осуществляемых в заранее установленных объемах и интервалах. Параметры проведения данных операций будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры российского денежного рынка. Применение указанного механизма будет направлено на сглаживание воздействия внешних конъюнктурных шоков на ожидания экономических агентов, состояние внутренних финансовых рынков и динамику основных показателей денежно-кредитной сферы.
В 2011‑2013 годах основными факторами изменения курса рубля будут баланс внешнеторговых операций и динамика трансграничных потоков капитала. В настоящее время для укрепления национальной валюты сохранение положительного сальдо внешнеторговых операций является одним из главных условий, однако по мере выравнивания торгового баланса значение данного фактора будет снижаться.
Вместе с тем повышающийся вклад в формирование курсовых тенденций динамики потоков капитала формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе. В этих условиях существенно повышается важность управления валютными рисками экономическими агентами на всех уровнях, а также возрастает роль процентной политики, проводимой Банком России, как для обеспечения финансовой стабильности, так и для выполнения целевых ориентиров по инфляции.
Информация о работе Единая государственная кредитно-денежная политика на период 2011-2013 годов