Единая государственная кредитно-денежная политика на период 2011-2013 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:13, реферат

Описание работы

Центральный банк России ежегодно составляет проекты основных направлений развитий денежно-кредитной политики государства. В сентябре 2010 года был представлен на рассмотрение Правительству Российской Федерации проект «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013годов», который по итогам заседания был одобрен. О нем и пойдет речь в данном реферате.

Содержание работы

Содержание
Введение 3
Единая государственная кредитно-денежная политика на период 2011-2013 годов 4
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

Единая гос. ден.кр. политика на период 2011-2013.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

Единая  государственная  кредитно-денежная  политика  на  период  2011-2013  годов

Заключение

Список  использованной  литературы


Введение


Денежно-кредитная  политика  —  совокупность  мероприятий  проводимых  правительством  страны  в  области  денежного  обращения  и  кредита,  направленные  на  обеспечение  устойчивого,  эффективного  функционирования  экономики,  поддержание  в  надлежащем  состоянии  денежной  системы[1]. 

Центральный  банк  играет  ключевую  роль  и  занимает  монопольное  положение  не  только  в  сфере  эмиссии  банкнот,  но  и  в  сфере  проведения  кредитно-денежной  политики  государства,  которая  рассчитана  на  краткосрочные  периоды  и  ведется косвенными  методами.  Целями  кредитно-денежной  политики  являются:

      регулирование  темпов  экономического  роста;

      смягчение  циклических  колебаний  на  рынке  товаров,  капитала  и  рабочей  силы;

      сдерживание  инфляции;

      достижение  сбалансированности  платежного  баланса.

Центральный  банк  России  ежегодно  составляет  проекты  основных  направлений  развитий  денежно-кредитной  политики  государства.  В  сентябре  2010  года  был  представлен  на  рассмотрение  Правительству  Российской  Федерации  проект  «Основные  направления  единой  государственной  денежно-кредитной  политики  на  2011  год  и  период  2012  и  2013годов»,  который  по  итогам  заседания  был  одобрен.  О  нем    и  пойдет  речь  в  данном  реферате.

 


Единая  государственная  кредитно-денежная  политика  на  период  2011-2013  годов

 

  Из-за  улучшения  внешних  условий    для  российской  экономики  в  2010  году  Международные  финансовые  институты  и  эко­номические  организации  прогнозируют  про­должение  в  2011‑2013  годах  рост  мировой  экономики  не  менее  4%  ,  а  также    положительную  динамику  отече­ственного  производства  и  экспорта  товаров.  Однако  есть  вероятность  появления  более  пессимистич­ных  сценариев  выхода  мировой  экономики  из  рецессии  и  развития  международной  тор­говли.

По  мнению  Центрального  банка  России,  главной  целью  единой  государственной  денежно-кредитной  политики  в  2011—2013  годах  является  удержание  инфляции  в  пределах  5—7%  в  год.  В  соответствии  с  прогнозом  социально-экономического  развития  РФ  на  2011-  2013  года,  темпы  инфляции  составят  в  2011  году  до  6—7%,  в  2012-м  —  до  5—6%  и    в  2013-м  —  4,5—5,5%.

При  выборе  целей  и  инструментов  денежно-кредитной  политики  Банк  России  рассмотрел  три  варианта  условий  проведения  денежно-кредитной  политики  в  2011—2013  годах,  где  главным  фактором,  влияющим  на  развитие  Российской  экономики,  является  цена  на  нефть.

Первый  вариант  предполагает  снижение  в  2011  году  среднегодовой  цены  на  российскую  нефть  на  мировом  рынке  до  60  долларов  США  за  баррель.  Из-за  этого  может  замедлиться  темп  прироста  реальных  располагаемых  денеж­ных  доходов  населения  до  2,5%,  и  прирост  ВВП  составит  3,6%.

Второй  вариант,  соответствующий  прогнозу  Правительства  Российской  Федерации,    предусматривает,  что  в  2011  году  цена  на  российскую  нефть  может  составить  75  долларов  США  за  баррель.

Согласно  этому  варианту  в  2011  году  прогнозируется  увеличение  реальных  располагаемых  денеж­ных  доходов  населения  на  3,6%.  Объем  ВВП  в  этом  случае  может  увеличиться  на  4,2%.

В  рамках  третьего  варианта  Банк  Рос­сии  предусматривает  повышение  в  2011  году  цены  на  нефть  сорта  «Юралс»  до  90  долла­ров  США  за  баррель.

В  связи  с  этим  в  2011  году  прирост  реальных  располагаемых  денежных  доходов  населе­ния  –  4,8%.  В  этих  условиях  объем  ВВП  может  возрасти  на  4,8%. 

В  соответствии  с  прогнозами  в  2011‑2013  годах  не  ожидается  существен­ного  увеличения  темпов  экономического  роста  по  сравнению  с  2010  годом.  При  сни­жающейся  инфляции  произойдет  замедление  спроса  на  деньги.  В  то  же  время  стабильный  курс  рубля  будет  способствовать  росту  спроса  на  национальную  валюту  как  средство  сбере­жения.  В  зависимости  от  сложившийся  экономической  ситуации  прирост  денежного  агрегата  М2  в  2011  году  может  составить  11‑23%,  в  2012  году  –  14‑20%  и  в  2013  году  –  13‑17%.[2]

Банк  России  разработал  три  вари­анта  денежной  программы,  которые    зависят  от  основных  параметров  прогноза  социально-экономического  развития  Рос­сийской  Федерации  на  период  2011‑2013  годов.  Один  из  вариантов  базируется  на  макроэкономических  показателях,  которые  были  ис­пользованы  при  формировании  проекта  федерального  бюджета  на  2011  год  и  пла­новый  период  2012‑2013  годов.  Темпы  при­роста  денежной  базы  могут  составить  в  2011  году  7‑19%,  в  2012  году  –  10‑16%,  в  2013  году  –  9‑13%,  рассчитанные  исходя  из  необходимости  до­стижения  целевых  показателей  по  инфля­ции  и  соответствующих  оценкам  динамики  экономического  роста  и  валютного  курса,  в  зависимости  от  выбранной  программы.

В  прогнозный  период  при  предполагаемом  ослаблении  платежного  баланса  и  повышении  гибкости  курсовой  политики  ожидается,  что  денежное  предложение  будет  формироваться  за  счет  увеличения  чистых  внутренних  акти­вов  (ЧВА)  органов  денежно-кредитного  ре­гулирования  при  уменьшении  роли  чистых международных резервов (ЧМР). 

Большое  значение  для  реализации  денежно-кредитной  политики  будет  иметь  изменение  чистого  кредита  банкам,  которое  будет  происхо­дить  за  счет  корректировки  объема  свобод­ной  ликвидности  банковского  сектора  с  небольшим  изменением  величины  валового  кредита  банкам,  что  связано  с  ожидаемым  формированием  сво­бодных  денежных  средств  у  кредитных  орга­низаций  к  началу  2011  года.

Планируемое  в  2011‑2013  годах  со­кращение  дефицита  федерального  бюд­жета  будет  способствовать  ограничению  воздействия  бюджетного  ка­нала  на  рост  денежного  предложения,  фор­мируемого  органами  денежно-кредитного  регулирования.  Из  расчетов  по  денежной  программе  роль  бюджета  в  формировании  денежного  предложения    остается  существенной. 

В  рамках  первого  варианта  денежной  программы,  в  2011  году  объем  чистых  международных  резервов  по  сравнению  с  аналогичным  периодом  прошлого  года  существенных  изменений  не  произойдет.  Если  в  прогнозный  период  уровень  цен  на  нефть  не  изменится,  то  уровень  сниже­ния  ЧМР  может  составить  0,4  трлн.  рублей  в  2012  году  и  1,0  трлн.  рублей  в  2013  году.

Чтобы  обеспечить  рост  денежной  базы  необходимо  увеличение  ЧВА,  которые  должны  составить  в  2011  году  0,4  трлн.  рублей,  в  2012  и  2013  годах  –  1,0  и  1,6  трлн.  рублей  соответственно.

В  рамках  первого  варианта  программ,  как  предусмотрено  «Основными  на­правлениями  бюджетной  политики  на  2011  год  и  плановый  период  2012‑2013  годов»,  если  произойдет  снижение  цен  на  нефть  ниже  75  долларов  за  баррель,  то  для  финансирова­ния  бюджетного  дефицита  необходимо  ис­пользовать  средства  Фонда  национального  благосостояния.  В  таком    случае  объем  чи­стого  кредита  правительству  может  увеличиться  на  0,9  трлн.  рублей  как  в  2011  году,  так  и  в  2012  году,  и  на  1,2  трлн.  рублей  –  в  2013  году.  Такое  увеличение  чистого  кредита  правитель­ству  с  учетом  динамики  ЧМР  может  вызвать  необходимость  уменьшения  чистого  кредита  банкам  и  осуществления  Банком  России  операций  по  дополнительной  стерилизации  свободной  банковской  лик­видности.  В  рам­ках  первого  варианта    в  2012‑2013  годах  будет  необходима  акти­визация  других  источников  роста  денежного  предложения.

Во  втором  варианте  денежной  про­граммы,  умеренный  рост  цен  на  нефть  предполагает,  что  прирост  ЧМР  составит  в  2011  году  1,8  трлн.  рублей,  в  2012  году  –  1,4  трлн.  рублей,  а  в  2013  году  –  0,5  трлн.  рублей.

В  2011  и  2012  годах  указанный  при­рост  ЧМР  будет  частично  компенсирован  со­кращением  ЧВА.  Вместе  с  тем  в  2013  году  для  обеспечения  роста  денежной  базы    потребуется  увеличение  ЧВА  на  0,4  трлн.  рублей.

В  условиях  дан­ной  программы  сокращение  дефицита  феде­рального  бюджета  и  изменения  источников  его  финансирования  не  окажет  существенного  влияния  на  ЧВА:  в  2011  году  объем  чистого  креди­та  правительству  возрастет  на  0,1  трлн.  рублей,  а  в  2012  и  2013  годах  он  будет  снижаться  примерно  на  0,1  трлн.  рублей  в  год.

При  прогнозируемой  динамике  кре­дита  расширенному  правительству  в  2011  и  2012  годах  сокращение  ЧВА  будет  происходить  за  счет  изменения  чистого  креди­та  банкам.  В  2013  году  требуемый  для  увеличения  денежного  предложения  прирост  ЧВА  будет  обеспечен  за  счет  повышения  чистого  кредита банкам.

Третий  вариан­т  денежной  программы,  основан  на  предположении  о  существенном  росте  цен  на  нефть,  в  2011  году  ожидается   уве­личение  ЧМР  на  3,0  трлн.  рублей,  а  в  2012  и  2013  годах  –  на  2,6  и  1,5  трлн.  рублей  со­ответственно.  Исходя из этого можно предположить, что  сокращение  ЧВА  по  данному  варианту   составит  в  2011  году  1,9  трлн.  рублей,  в  2012  году  –  1,5  трлн.  рублей  и  в  2013  году  –  0,4  трлн.  рублей.

Благодаря положительной внешнеэкономической  конъюнктуры  и    значительного  роста  ВВП    можно  ожидать  более  существен­ного увеличения  остатков  средств  на  бюджетных  счетах  в  Бан­ке  России,  чем  по  второму  варианту.  Оно  соответствует  снижению  чи­стого  кредита   правительству  на  0,6  трлн.  рублей  в  2011  году,  на  0,8  трлн.  рублей  в  2012  году  и  на  0,7  трлн.  рублей  в  2013  году.  В  2013  году  требуемый  для  увели­чения  денежного  предложения  прирост  ЧВА  будет  обеспечен  путем  повышения  чистого  кредита  банкам  за  счет  уменьшения  объема  свободной  ликвидно­сти  банковского  сектора.

Параметры  денежной  программы могут уточняться в зависимости от изменений  экономической  конъюнктуры  и  отклонений  фактических  значений  от  исходных  условий  формиро­вания  вариантов  развития  экономики.  Для того чтобы своевременно отреагировать на измене­ние  состояния  денежно-кредитной  сферы  и  учета  возможных  рисков  при  реализации  денежно-кредитной  политики  Банк  России  будет  использовать  весь  спектр  инструмен­тов,  находящихся  в  его  распоряжении. 

Политика  валютного  курса  Банка  России  в  2011-2013  годах  будет  направлена  на  удержание  в  приемлемых  границах  изменений  курса  российской  национальной  валюты.  Однако  Банк  России  одной  из  своих  главных  задач  считает  последовательное  сокращение  прямого  вмешательства  в  процессы  курсообразования  и  подготовку  субъектов  экономики  к  работе  в  условиях  плавающего  валютного  курса. 

При  переходе  к  режиму  плаваю­щего  валютного  курса  Банк  России  продол­жит  использовать  механизм  плавающего  интервала  допустимых  значений  стоимости  бивалютной  корзины  с  автоматической  кор­ректировкой  границ  в  зависимости  от  объе­ма  осуществленных  валютных  интервенций.  Для  обеспечения  сглаживания  изменений  курса  Банк  России  сохранит  возмож­ность  проводить  операции  по  покупке  /  про­даже  иностранной  валюты  как  на  границах,  так  и  внутри  плавающего  операционного  ин­тервала, что позволит сдержи­вать    резкие  колебания  валютного  курса, которые  создают  риски  для  стабильности  российской  финансовой  системы,  и  не  будут  препятствовать  формирова­нию  рыночных  тенденций  курсовой  динами­ки,  обеспечивая  условия  для  адаптации  участ­ников  рынка  к  плавающему  валютному  кур­су.  Эластичность  границ  и  ширина  операци­онного  коридора  будут  постепенно  меняться  в  рамках  решения  задачи  повышения  гибко­сти  курсообразования.

В  переходный  период  порядок  про­ведения  интервенций  Банка  России  на  вну­треннем  валютном  рынке  будет  включать  ис­пользование  целевых  покупок  или  продаж  иностранной  валюты,  осуществляемых  в  за­ранее  установленных  объемах  и  интервалах.  Параметры  проведения  данных  операций  будут  определяться  с  учетом  основных  фак­торов  формирования  платежного  баланса,  показателей  бюджетной  системы  и  конъюн­ктуры  российского  денежного  рынка.  Приме­нение  указанного  механизма  будет  направ­лено  на  сглаживание  воздействия  внешних  конъюнктурных  шоков  на  ожидания  эконо­мических  агентов,  состояние  внутренних  фи­нансовых  рынков  и  динамику  основных  по­казателей  денежно-кредитной  сферы.

В  2011‑2013  годах  основными  фак­торами  изменения  курса  рубля  будут  ба­ланс  внешнеторговых  операций  и  динамика  трансграничных  потоков  капитала.  В  настоящее  время  для  укрепления  национальной  валюты сохранение  положительного  сальдо  внеш­неторговых  операций является одним из главных условий,  однако  по  мере  выравнивания  торгового  баланса  значение  данного  фактора  будет  снижаться.

Вместе  с  тем  повышающийся  вклад  в  фор­мирование  курсовых  тенденций  динамики  потоков  капитала формирует  значительную  неопределенность  в  динами­ке  курса  рубля  в  среднесрочной  перспекти­ве.  В  этих  условиях  существенно  повышается  важность  управления  валютными  рисками  экономическими  агентами  на  всех  уровнях,  а  также  возрастает  роль  процентной  поли­тики,  проводимой  Банком  России,  как  для  обеспечения  финансовой  стабильности,  так  и  для  выполнения  целевых  ориентиров  по  инфляции. 

Информация о работе Единая государственная кредитно-денежная политика на период 2011-2013 годов