Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:01, доклад
Первоначально факторинг возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее - торговых банков. Он был известен ещё в XVI-XIII вв. Но только в 60-е годы нашего столетия факторинговые операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран. Такое положение требовало более быстрой реализации продукции, т.е. перевода капитала из товарной формы в денежную форму.
Первоначально факторинг
возник как операция специализированных
торговых посредников, а позднее - торговых
банков. Он был известен ещё в XVI-XIII
вв. Но только в 60-е годы нашего столетия
факторинговые операции пришли на смену
коммерческому кредиту в вексельной форме
и стали широко применяться для обслуживания
процесса реализации продукции. Это было
вызвано усилением инфляционных процессов
и неустойчивостью в экономике ряда стран.
Такое положение требовало более быстрой
реализации продукции, т.е. перевода капитала
из товарной формы в денежную форму. Широко
используемая в странах рыночной экономики
вексельная форма расчетов не всегда гарантирует
своевременное получение средств и возмещение
действительных затрат на производство
продукции. Поэтому проблема дебиторской
задолженности приобрела первостепенное
значение. При неуплате в срок по векселю
фирма-векселедержатель вынуждена взыскивать
причитающуюся ей сумму в судебном порядке.
Однако судебные издержки очень высоки,
что вынуждает их списывать долги на убытки.
Кроме того фирмы стремятся "не выносить
сор из избы" и не допускать судебных
издержек. В поисках выхода из сложившихся
трудностей фирмы стали обращаться за
помощью в банк или входящую в банковский
холдинг специализированную компанию
по урегулированию возникающих споров
по оплате векселей и других товарных
документов. В результате возник тесный
контакт между отделами промышленных
фирм, управляющими движением коммерческого
кредита и банками, регулирующими споры
между клиентами.
Банки передают
тесно связанным с ними корпорациям и
фирмам данные о кредитоспособности их
контрагентов, способствуют быстрейшей
оплате счетов, гарантируют возмещение
долга, оказывают давление на клиентов,
с тем чтобы они в спорах с "дружеской
банку фирмой" выполняли её требования.
Своеобразным приспособлением коммерческого
кредита к современным требованиям стал
факторинг или факторский кредит, получивший
широкое распространение в последние
два десятилетия. Отличие факторского
кредита от коммерческого для продавца
товара состоит в том, что он получает
за проданный товар платеж наличными,
а при продаже в кредит продавец получает
только вексель. Полученный вексель поставщик
может учесть в банке и получить наличные
деньги, но в меньшей сумме, чем при продаже
счёта-фактуры.
В СССР факторинг был внедрен в 1988 году в качестве эксперимента Промстройбанком и Жилсоцбанком. Из-за полного отсутствия на тот момент какой-либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем первому гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом.
Факторинг представляет собой переуступку банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации продукции (товаров, работ, услуг), и является разновидностью торгово-комиссионной операции.
Цель факторинговых операций — своевременное инкассирование долгов для снижения потерь от отсрочки платежа и предотвращения появления безнадежных долгов. Использование факторинга ускоряет получение большей части платежей, гарантирует полное погашение задолженностей, снижает расходы, связанные с ведением счетов и обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при наличии временных финансовых трудностей у плательщиков.
Все операции факторингового отдела учитываются на отдельном активно-пассивном счете «Расчеты банка по факторинговым операциям». В аналитическом учете ведутся отдельные счета по каждому поставщику. Результаты деятельности факторингового отдела включаются в общий баланс банка. В факторинговых операциях участвуют три стороны:
1. Фактор-посредник, в роли которого выступает банк в лице своего факторингового подразделения.
2. Поставщик.
3. Покупатель.
Операция факторинга
заключается в том, что факторинговый
отдел банка покупает долговые требования
(счета-фактуры) клиента на условиях немедленной
оплаты до 80% от стоимости поставок и уплаты
остальной части, за вычетом процента
за кредит и комиссионных платежей, в строго
обусловленные сроки независимо от поступления
выручки от дебиторов. Если должник не
оплачивает в срок счета, то выплаты вместо
него осуществляет факторинговый отдел.
Факторинговое
обслуживание наиболее эффективно для
малых и средних предприятий, которые
традиционно испытывают финансовые затруднения
из-за несвоевременного погашения долгов
дебиторами и ограниченности доступных
для них источников кредитования.
Вместе с тем не
всякое предприятие, относящееся к категории
малого или среднего, может воспользоваться
факторинговыми услугами.
Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:
* предприятия с большим количеством дебиторов,
задолженность каждого из которых выражается
небольшой суммой;
* предприятия, занимающиеся производством
нестандартной или узкоспециализированной
продукции;
* строительные и другие фирмы, работающие
с субподрядчиками;
* предприятия, реализующие свою продукцию
на условиях послепродажного обслуживания,
практикующие компенсационные (бартерные)
сделки;
* предприятия, заключающие со своими клиентами
долгосрочные контракты и выставляющие
счета по завершении определенных этапов
работ или до осуществления поставок (авансовые
платежи).
В мировой практике существуют следующие виды факторинговых операций:
При факторинге с финансированием клиент (поставщик товара) уступает фактору-посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Обычно клиенты получают от фактора 80-90% стоимости отгруженной продукции. Таким образом, фактор-посредник предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.
Резервные 10-20% стоимости
отгрузки клиенту не выплачиваются,
а бронируются на определенном счете
на случай претензий в его адрес
от покупателя по качеству продукции,
цене и в дальнейшем возмещаются
поставщику в момент поступления
платежа за товар. Получение такой
услуги отвечает потребностям предприятия,
так как позволяет ему
За свои услуги фактор-посредник получает: комиссионные (за инкассацию счетов), обычно это 0,75-3% стоимости сделки; процент по факторинговому кредиту, который взимается в течение срока от даты предоставления кредита до поступления средств за эту продукцию от покупателя. В мировой практике этот процент обычно на 1-2 пункта выше учетной ставки.
Под факторингом без финансирования понимают инкассирование фактором-посредником дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора-посредника, задача которого состоит в получении причитающегося в пользу клиента платежа в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и покупателем в хозяйственном договоре.
Открытый факторинг — это вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомляется об участии в расчетах фактора- посредника. Оповещение осуществляется путем записи на счете- фактуре о направлении платежа в адрес фактора.
При закрытом, или конфиденциальном, факторинге покупатель вообще не уведомляется о переуступке поставщиком требований фактору-посреднику. В этом случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, а последний после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.
Факторинг без права регресса означает, что фактор-посредник при неоплате покупателем счетов в течение определенного срока (обычно от 36 до 90 дней) должен оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случае поставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности.
В договоре между клиентом и фактором-посредником может предусматриваться и право регресса, т.е. право возврата фактором клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита. На практике факторинга правом регресса применяется крайне редко. Факторинговые фирмы, как правило, весь риск неплатежа покупателя берут на себя.
Различают факторинг внутренний, когда поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны. При экспортном (международным) факторинге поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране).
Современные западные факторинговые компании не только кредитуют своих клиентов, но и оказывают им самые разнообразные услуги:
В этих условиях факторинг
становится универсальной системой
финансового обслуживания клиентов,
и его называют конвенционным.
В России факторинг развивается постепенно. Если в странах Западной Европы обороты по факторингу в среднем составляют более 5% ВВП (а в Великобритании и Италии — 10%), в Восточной Европе — 1,5-2% ВВП, то в России — менее 0,1%. Приблизительно 67% факторингового оборота приходится на Европу, 22% — на Америку, 11% — на страны Азии, 1% — на Африку. Факторингом в мире занимаются около тысячи компаний, а объем переуступленной им дебиторской задолженности на сегодняшний день достигает 1 трлн евро.
В последние годы в России наметилось значительное расширение как спроса на факторинговые услуги со стороны клиентов, так и предложения на них со стороны банковской сферы. Потребность в факторинге испытывают практически все компании, постоянно работающие на условиях отсрочки платежа. Например, к таким компаниям можно отнести субъекты пищевой, фармацевтической, легкой, нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности. По оценкам экспертов, потребности данных секторов в факторинге, исходя из объемов производства перечисленных отраслей, составляют несколько десятков миллиардов долларов ежегодно. При создании соответствующих условий для развития факторинга темпы роста этого рынка могли бы составлять несколько сотен процентов ежегодно.