Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:48, лекция
Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически межд: банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. Правительство заинтере совано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства.
Формы организации центрального банка
С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:
♦ государственные, капитал которых принадлежит государству (например, центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде, России);
♦ акционерные (например, в США);
♦ смешанные — акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (в Японии, Бельгии).
Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически межд: банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. Правительство заинтере совано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства.
Однако тесные связи с
государством не означают, что оно
может безгранично влиять на политику
центрального банка. Независимо от принадлежности
капитала центральный банк является
юридически самостоятельным. Чаще всего
он подотчетен либо законодательному
органу, либо специальной банковской
комиссии, образованной парламентом. Управляющий
банка, которого могут назначать
парламент, президент, правительство,
монарх, обычно не входит в состав правительства.
Существенная степень независимости
центрального банка является необходимым
условием эффективности его
В то же время независимость центрального банка от правительства носит относительный характер в том смысле, что экономическая политика не Может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.
14 апреля Национальный банк
принятый 20 июня 1991 года Верховным
Советом Казахской ССР Закон
«О банках и банковской деятельности
в Казахской ССР» стал основой
законодательной базы для реформирования
банковской системы. Этим документом впервые
были закреплены определения коммерческого
банка и разрешено создание иных
кредитных учреждений, открытие частных
банков, а также банков с участием
иностранного капитала. Кроме того,
законом были установлены основные
задачи и функции, в том числе
в сфере денежно-кредитного регулирования
Государственного банка Казахской
ССР, определены перечни операций, осуществляемых
им и коммерческими банками. Но самым
значимым нововведением стало
В соответствии с Законом «О Национальном банке РК» от 14 апреля 1993 года НБ Казахской ССР был переименован в НБ РК. Законом прописано, что Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный банк РК является центральным банком и представляет собой верхний уровень банковской системы страны. Закон устранил все положения, связанные с Госбанком СССР. Речь уже шла не об общей единой денежной единице, а о собственной национальной валюте, обеспечении ее внутренней и внешней устойчивости. Главной задачей НБ РК стало его участие в разработке и проведении собственной государственной политики в области денежного обращения. Были конкретизированы функции, права, полномочия и ответственность Национального банка, определены структура и органы управления.
В середине 1993 года было принято решение о создании госкомиссии по введению национальной валюты. Ее председателем был назначен Премьер-Министр РК Сергей Терещенко. Разработкой документации занялась специальная рабочая группа во главе с Даулетом Сембаевым. Для создания эскизов банкнот был образован авторский коллектив, в который вошли Мендыбай Алин, Досбол Касымов, Агимсалы Дузельханов, Тимур Сулейменов и Хайрулла Габжалилов. Накануне введения тенге Президент Нурсултан Назарбаев обратился к гражданам страны с разъяснением о необходимости введения национальной валюты. Обмен советских рублей на тенге был начат в 8.00 15 ноября 1993 года и успешно закончен в 20.00 20 ноября 1993 года.
30 марта 1995 года был подписан
Указ Президента, имеющий силу
закона, «О Национальном банке
РК». Основными и позитивными
итогами развития экономики
Несомненно, денежно-кредитная политика в Казахстане постоянно совершенствуется, соответственно меняются ее цели и задачи.
В первые 10 лет после введения тенге целью денежно-кредитной политики Национального банка было обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. То есть ставилась цель по достижению как снижения инфляции, так и стабилизации обменного курса. Несмотря на внутреннюю экономическую противоречивость этой цели, в период становления национальной валюты ее выбор был оправданной мерой.
Достижение определенного
С 1 января 2004 года наряду с другими задачами законодательно была объявлена новая цель – обеспечение стабильности цен, то есть появилась возможность сконцентрироваться на классических функциях центрального банка.
В основу этого решения легла распространенная, ставшая классической международная практика – способствовать быстрому росту сбережений населения, поддерживать социальную стабильность, обеспечивать эффективность инвестиций в экономику страны. И главное – стабилизировать цены, чтобы защитить доходы населения от обесценения. К слову, согласно исследованию Банка международных расчетов, ценовая стабильность является основной целью в 33 из 45 стран мира, принявших участие в исследовании.
Основной целью Национального Банка Казахстана является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан.
Для реализации основной цели на Национальный Банк Казахстана возлагаются следующие задачи:
1) разработка и проведение
2) обеспечение функционирования платежных систем;
3) осуществление валютного
4) содействие обеспечению
Статья 8. Функции, полномочия и права Национального Банка Казахстана
Национальный Банк Казахстана:
а) проводит государственную денежно - кредитную политику Республики Казахстан, является единственным эмитентом банкнот и монет на территории Республики Казахстан, эмитирует ценные бумаги;
Ценные бумаги, эмитируемые Национальным Банком Казахстана, являются государственными ценными бумагами и обязательства по ним несет Национальный Банк Казахстана.
б) участвует в обслуживании государственного
долга Республики Казахстан, по согласованию
с ним и обслуживает
д) вправе предоставлять кредиты банкам, а также юридическим лицам, открывшим банковские счета в Национальном Банке Казахстана. Является кредитором последней инстанции для банков.
вправе производить реструктуризацию задолженностей банков и других организаций перед Национальным банком Казахстана по предоставленным им кредитам в порядке и на условиях, определяемых Правлением Национального банка Казахстана;
д-1) определяет порядок проведения
следующих видов банковских операций:
открытие и ведение корреспондентских
счетов банков и организаций, осуществляющих
отдельные виды банковских операций;
открытие и ведение банками
д-2) в случаях, установленных законами Республики Казахстан, выдает заключение банкам для получения лицензии на проведение банковских и иных операций в уполномоченном государственном органе по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - уполномоченный орган), а также определяет порядок выдачи такого заключения;
д-3) в целях обеспечения
ж) осуществляет воздействие на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке;
ж-1) устанавливает порядок ведения кассовых операций с физическими и юридическими лицами в Национальном Банке Казахстана;
ж-2) устанавливает официальный
курс национальной валюты Республики
Казахстан к иностранным
ж-3) организует международные расчеты,
совершенствует валютно-финансовые и
кредитно-расчетные отношения
з) определяет порядок, систему и форму осуществления платежей и переводов денег в Республике Казахстан, организует, а также осуществляет надзор (оверсайт) за платежными системами, обеспечивающими своевременное и бесперебойное проведение переводов денег между банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций в казахстанских тенге, устанавливает требования к организационным мерам и программно - техническим средствам, обеспечивающим доступ банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в платежные системы;
з-1)устанавливает правила
и) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в Республике Казахстан и вправе поводить все виды валютных операций;
и-1) выдает лицензии на организацию обменных операций с иностранной валютой юридическим лицам, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой;
и-2) выдает лицензии организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, на инкассацию банкнот, монет и ценностей;
и-3) устанавливает минимальный размер и порядок формирования уставного капитала юридических лиц, осуществляющих на основании лицензии Национального Банка Казахстана операции по инкассации, а также юридических лиц, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой;
и-4) выдает разрешение на государственную регистрацию в органах юстиции юридическим лицам, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой;
к) издает обязательные для исполнения всеми банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций и их клиентами нормативные правовые акты по вопросам банковской деятельности, платежей и переводов денег, осуществления валютных операций в пределах полномочий, определенных законодательными актами, а также осуществляет надзор за их соблюдением, определяет политику и методы бухгалтерского учета для Национального Банка Казахстана с учетом международных стандартов финансовой отчетности;
к-1) разрабатывает и утверждает
обязательные для исполнения всеми
финансовыми организациями