Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:19, контрольная работа
Основная задача государства в становлении системы ипотечного жилищного кредитования предполагается в создании законодательной базы и нормативном регулировании процесса с целью снижения финансовых рисков участников и повышения доступности жилья для граждан.
С развитием ипотечного кредитования государственное бюджетное финансирование будет направлено на непосредственную поддержку граждан, уровень доходов которых не позволяет им самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в форме предоставления им целевых адресных безвозмездных субсидий на приобретение жилья.
Основная задача государства в становлении системы ипотечного жилищного кредитования предполагается в создании законодательной базы и нормативном регулировании процесса с целью снижения финансовых рисков участников и повышения доступности жилья для граждан.
С развитием ипотечного кредитования государственное бюджетное финансирование будет направлено на непосредственную поддержку граждан, уровень доходов которых не позволяет им самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в форме предоставления им целевых адресных безвозмездных субсидий на приобретение жилья.
Этим достигается обеспечение функционирования взаимно дополняющих друг друга рыночных механизмов решения жилищных проблем граждан и механизмов социальной поддержки.
Определяя основные направления и подходы к созданию эффективного рыночного механизма жилищного финансирования, позволяющего обеспечить комплексное решение жилищной проблемы, выделяют следующие основные взаимосвязанные блоки:
- долгосрочное ипотечное жилищное кредитование населения;
- кредитование жилищного строительства;
- государственная бюджетная поддержка приобретения жилья населением (система целевых адресных субсидий).
Основными нормативными актами, регулирующими гражданские правоотношения, при ипотечном кредитовании сделками с недвижимым имуществом, являются:
- Конституция Российской Федерации;
- 1-я и 2-я части Гражданского кодекса РФ;
- Жилищный кодекс РФ;
- Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- Федеральный закон «О залоге»;
- Федеральный закон «Об ипотеке»;
- Федеральный закон «Об основах федеральной жилищной политики»;
- Федеральный закон «О товариществах собственников жилья»;
- Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об оценочной деятельности»;
- Указ Президента РФ «О жилищных кредитах»;
- Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования»;
- другие документы.
Введение в действие нового Гражданского кодекса РФ явилось серьезной основой для создания соответствующей правовой базы и формирования цивилизованного рынка недвижимости в России. Являясь системным нормативным актом. ГК РФ оставляет возможность принятия и действия законов, которые развивают, конкретизируют, детализируют его. Главное, чтобы разрабатываемые и принимаемые законы, регулирующие рынок недвижимого имущества, следовали бы логике ГК РФ, не вступали в противоречие с его нормами.
Российское законодательство не дает юридического определения собственности. В п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации указывается лишь на то, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в частности, недвижимым имуществом.
Основными нормативными актами в данной области являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ).
В части 2 статьи 209 ГК РФ говорится, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, использования и распоряжения имуществом, отдавать имущество под залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом., Собственник обладает не только правами. В частности, если иное не предусмотрено законом или договором, он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также риск его случайной гибели или случайного повреждения (ст. 210, 211 ГК РФ).
Основными нормативными актами, регулирующими собственность в жилищной сфере, являются Законы РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и «О товариществах собственников жилья».
Основания приобретения права собственности или титулы собственности подразделяются на две группы:
- первоначальные, то есть не зависящие от прав предшествующего собственника недвижимого имущества (включая и случаи, когда такого собственника ранее вообще не было), и производные, при которых право собственности на вещь возникает по воле предшествующего собственника (чаще всего — по договору с ним);
- производные, при которых право собственности на вещь возникает по воле предшествующего собственника (чаще всего — по договору с ним).
В связи с этим рынок недвижимости пополняется новыми объектами двумя путями:
- путем возникновения новых объектов недвижимости за счет инвестиций, правовой статус которых определяется Законами «Об инвестиционной деятельности» и «Об иностранных инвестициях», и изданными в их развитие иными нормативными актами:
- переходом государственной или муниципальной собственности в частную в процессе приватизации, что регулируется Законами РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» и «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и изданными в их развитие иными нормативными актами.
На уровне регионов также принимаются различные законодательные акты, например, в столице был принят закон г. Москвы «Об организационном и финансовом обеспечении внедрения системы ипотечного жилищного кредитования в городе Москве» от 31 марта 1999 года № 11 и Постановление Правительства Москвы «О концепции развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве» от 11 августа 1998 года № 625.
Большую роль в организации и становлении ипотечного кредитования играют Указы Президента РФ «О жилищных кредитах» от 10 июня 1994 года № 1180 и «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования».
В первой части ГК РФ предусмотрен ряд правил в отношении обязательной государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, а также возникновения, ограничения и перехода таких прав. В части второй ГК РФ введены дополнительные требования к договору купли-продажи жилой недвижимости. В частности, государственной регистрации подлежит не только переход права собственности на жилую недвижимость по такому договору от продавца к покупателю, но и сам этот договор. Существенным условием договора продажи жилого дома (его части) или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие право пользования соответствующим жилым помещением после его приобретения покупателем, признается перечень таких лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением. При несоблюдении этого требования договор считается незаключенным.
Принципы системы жилищного финансирования заложены в Законе «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года № 4218-1. Кроме этого закона были приняты:
- Указ Президента Российской Федерации «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» от 24 декабря 1993 года № 2281;
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении «Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья» от 10 декабря 1993 года № 1278 (в новой редакции от 3 августа 1996 года № 937);
- Указ Президента Российской Федерации «О жилищных кредитах», утвердивший «Положение о жилищных кредитах» от 10 июня 1994 года № 1180;
- Указ Президента Российской Федерации «О выпуске и обращении жилищных «сертификатов», утвердивший «Положение о выпуске и обращении жилищных сертификатов» от 10 июня 1994 года № 1182;
- Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» от 28 февраля 1996 года № 293;
- Указ Президента Российской Федерации «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья» от 29 марта 1996 года № 430;
- Указ Президента Российской Федерации «О новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище» от 29 марта 1996 года № 431;
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию» от 26 августа 1996 года № 1010;
- Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 года № 71 «О Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты»;
- Основные направления государственной политики в области жилищного финансирования нашли также отражение в Государственной целевой программе «Жилище», одобренной постановлением Совета Министров РФ от 20 июня 1993 года № 595 и Федеральной целевой программе «Свой дом», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 753.
Участие государства и местных органов самоуправления в реализации ипотечных программ («Дом для Вашей семьи» и др.), особенно на первых этапах, является определяющим для ее успеха и требует эффективных механизмов такого участия. При разработке соответствующих механизмов учитывается ограниченность финансовых возможностей государства и необходимость преимущественного использования надежных методов государственной поддержки и участия в программе.
Данный механизм предусматривает предоставление гарантий от политических и некоторых других видов риска, ограниченное использование на возвратной основе средств бюджетов развития, использование предусмотренных законодательством жилищных субсидий и других мер по повышению покупательского спроса населения на жилье в условиях произошедшего падения жизненного уровня населения и возросшей макроэкономической нестабильности, а также государственного стимулирования ипотечного кредитования с целью усиления его мультипликативного народнохозяйственного эффекта:
Принятие части I (1995 г.) и части II (1996 г.) Гражданского Кодекса Российской Федерации стало решающим шагом развития Российского федерального законодательства в части развития проблемы ипотечного жилищного кредитования. В части, касающейся отношений, связанных с ипотечным жилищным кредитованием, кодекс установил общие правила обеспечения кредитов залогом недвижимости, в том числе жилой; положения о праве собственности и других вещных правах на жилые помещения и др. Принятие Гражданского кодекса РФ, в котором имеются основные нормы касающиеся получения и обеспечения кредита, создало правовую среду, благоприятствующую всем видам предпринимательской деятельности.
Во исполнение требований Гражданского кодекса РФ в 1997 году был принят Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Закон стал нормативным актом, непосредственно связанным с осуществлением кредитования недвижимости. В соответствии с этим Законом:
- введена единая система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права;
- оговариваются права и сделки, подлежащие государственной регистрации;
- создается единый банк информации в пределах регистрационного округа;
- государственная регистрация прав носит открытый характер;
- государственная регистрация проводится учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вторым важным законом стал принятый в 1998 году Федеральный закон РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Закон значительно расширяет возможность использования ипотеки в качестве средства обеспечения кредита:
- в законе регламентированы обязанности залогодателя по обеспечению сохранности заложенного имущества в течение действия договора ипотеки (его содержанию, ремонту, охране, страхованию, защите от притязаний третьих лиц и т. п.);
- в связи с долгосрочностью ипотечного кредитования предусмотрены последствия для различных случаев возможного перехода прав на заложенную недвижимость от залогодателя к другим лицам (его отчуждения, конфискации, реквизиции, перехода в результате реорганизации юридического лица, наследования и др.) или обременения правами третьих лиц;
- изменен порядок реализации заложенного имущества, на которое обращено взыскание кредитором, допускается его продажа не только с публичных торгов, но и с аукциона или по конкурсу, а также приобретение самим залогодержателем.
Таким образом, для регулирования отношений по поводу залога недвижимости основным источником права является Закон об ипотеке, которым в отношении ипотеки могут быть предусмотрены иные правила, чем ГК РФ применительно к залогу в целом, имеющие приоритет над общими положениями Гражданского кодекса в залоге.
Особую роль, особенно на начальном этапе создания системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования населения призвано играть государство. Государство определяет концепцию развития системы ипотечного жилищного кредитования:
- формирует правовую базу для надежного и эффективного функционирования системы ипотечного кредитования;
- создает механизм социальной защиты заемщиков;
- проводит налоговую политику, стимулирующую участников (рынка ипотечного кредитования;
- создает необходимые институты для организации рынка и участвует в управлении ими.
Формирование инвесторов государством показано на рисунке:
Информация о работе Государственное регулирование условий ипотеки