Государственный долг и его формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:15, доклад

Описание работы

Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

гос долг его формы.doc

— 34.50 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ТОРОГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Государственный  долг и его формы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы О25

учётно-финансового факультета

дневной формы обучения

Заворотная Вероника

 

 

 

 

 

Гомель 2013

Государственный долг –  общий размер задолженности правительства  владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных  дефицитов (за минусом бюджетных излишков). Государственный долг является показателем запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2012 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, который рассчитывается за определенный период времени (за год).

 Государственный долг  – это сумма задолженности  по выпущенным и непогашенным  государственным займам (включая  начисленные проценты). Следует отметить, что понятие государственного  долга различными теоретиками дается различное. При этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия государственный долг применительно к конкретной стране следует искать, прежде всего, официального толкования этого понятия в различных нормативных правовых актах.

 По источникам финансирования  государственный долг может быть внутренним и внешним. На основании этой классификации можно сформулировать еще одно определение - государственный долг – совокупность внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга на определенный момент времени.

 Внешний государственный  долг - это составная часть государственного  долга по внешним займам и  другим долговым обязательствам  перед кредиторами-нерезидентами.  Наличие внешнего долга у страны  является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 25 %. Другими показателями также являются:

- отношение валового  внешнего долга к ВВП (менее  50% - низкий);

- отношение валового внешнего  долга к экспорту товаров и  услуг (менее 220% - низкий);

 По сути, наличие внешнего  долга предполагает передачу  части созданного продукта за  пределы страны. Рост внешнего  долга снижает международный  авторитет страны и подрывает  доверие населения к политике  ее правительства.

 Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:

- другие государства;

- международные финансовые организации  (такие как Международный валютный  фонд, Международный банк реконструкции  и развития и др.);

- частные фонды – нерезиденты. 

 Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

 Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствий наличия внутреннего государственного долга:

1. погашение задолженности производится  за счет бюджетных средств,  т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом, происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;

2. для уменьшения долга государство  может увеличивать налоги, что  может привести к макроэкономическим  последствиям, таким как уменьшение инвестиций.

3. действует эффект «вытеснения  инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный  рынок усиливает конкуренцию  на денежном рынке, что в  свою очередь приводит к увеличению  процентных ставок на денежный  капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

 Основными кредиторами внутреннего  долга, как правило, являются: население, корпорации, банки и  другие финансовые и кредитные  учреждения.

 Таким образом, можно сделать вывод, что опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

 Серьезные проблемы и негативные  последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

а) снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из

производственного сектора экономики  как на обслуживание долга, так и  на выплату самой суммы долга;

б) перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

в) усиливается неравенство в  доходах;

г) рефинансирование долга ведет  к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном  периоде, что в долгосрочном периоде  может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

д) необходимость выплаты процентов  по долгу может потребовать повышения  налогов, что приведет к подрыву  действия экономических стимулов;

е) создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

ж) возлагает бремя выплаты долга  на будущие поколения, что может  привести к снижению уровня их благосостояния;

з) выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП  за рубеж;

и) может появиться угроза долгового и валютного кризиса.


Информация о работе Государственный долг и его формы