Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:44, реферат

Описание работы

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последнее время заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Виды государственного долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….... . .4
2. Причины возникновения государственного долга . . . . . . . . . . . …………. .7
3. Последствия государственного долга ………………………….. ……… ….9
4. Методы управления государственным долгом . . . . . . . . . . . . . ………… .12
5. Влияние государственного долга на развитие экономики России…….....14
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Файлы: 1 файл

Копия госдолг.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, банкротство правительства  очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право  печатать деньги, которыми можно заплатить  и основную сумму долга, и проценты по долгу3.

Рост государственного долга не ведет к созданию какого-либо бремени для будущих поколений, потому что держателями государственного долга являются сами граждане этой страны, т.е. население должно самим себе. Около 87% правительственных облигаций размещены внутри страны, т.е. они находятся в руках граждан и организаций. Таким образом, государственный долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственные облигаций, находящихся в распоряжении резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности из экономики страны в целом4.

Но распределение собственности  на правительственные облигации  является, безусловно, неравномерным, т.е. государство должно не всем, а  лишь меньшинству населения. Также, сегодняшний уровень государственного долга требует осуществление ежегодных процентных платежей. Если не использовать прирост размеров долга, эти ежегодные выплаты процентов должны производиться из суммы налоговых поступлений. Такие дополнительные налоги могут погашать стремление брать на себя риск, стремление к инновациям, к инвестициям, к работе. Подобным косвенным образом существование большого государственного долга может подорвать экономический рост. Не все облигации находятся внутри страны, некоторой частью владеют граждане или организации других стран. Эту часть государственного долга мы, безусловно, не ”должны сами себе”, и в реальных терминах выплата процентов и сумму основного долга требует в данном случае передачи нашего реального выпуска продукции в распоряжение других стран.

В то же время существование  значительного государственного долга  может привести к усилению неравномерного распределения дохода среди населения. Так как большая часть государственного долга в виде облигаций по займам сосредоточена у состоятельной части населения, процентные выплаты по ним попадут именно к ним, что ещё больше увеличит их доходы. Если выплаты по процентам растущего государственного долга будут осуществляться за счет повышения налогов, то это значительно ослабит стимулы к росту производительности труда, поиски новых методов технологии, инновации.

Рост внешнего государственного долга может негативно повлиять на состояние международной торговли страны. Вследствие этого сократиться экспорт и тем самым нарушится внешнеторговый баланс, а это приведет к внешним займам и, в конечном счете, к росту иностранного долга, для покрытия которого придется расплачиваться национальным богатством.

   Крупный долг действительно может породить вполне реальные проблемы. Внешний долг - то есть долговые обязательства государства перед иностранными гражданами и институтами - действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является "задолженностью самим себе", и фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта страны другим государствам.

 

  • 4.Методы управления государственным долгом.
  • Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определению  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг. Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.1 Государственными ценными бумагами называются бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство, орган государственной власти и управления.

    Очевидно, что серьезность  проблем, связанных с осуществлением госкредитных операций, повышает требования к управлению государственным долгом.

    Управление внутренним государственным долгом предусматривает  определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов. Темпы увеличения государственного долга необходимо ограничить, прежде всего, путем сокращения бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий и роста налоговых поступлений.

    В условиях значительного  роста государственной задолженности  и не снижающегося дефицита бюджета  страна может использовать рефинансирование государственного долга. Рефинансирование означает погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование активно используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга при условии экономической и политической стабильности страны-должника.

    В управлении государственным  долгом используются также такие  меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному  соотношению, отсрочка погашения и  аннулирование займов.

    Под конверсией понимается изменение доходности займов. Оно может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг.

    Под консолидацией займов понимается изменение их сроков обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.  Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Эта мера эффективна, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых полноценных деньгах.

    Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.

    Аннулирование государственного долга — крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил5.

     

    5. Влияние государственного долга РФ на развитие экономики страны.

    Как государственный  долг и его рост влияет на экономику страны? Может ли крупный государственный долг привести государство к банкротству, лишив его возможности выполнять свои финансовые обязательства? Ни в коем случае, и тому есть три причины:

    1. Рефинансирование - когда подходит ежемесячный срок выплаты части долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы погасить облигации, срок которых истек. На самом деле правительство рефинансирует свой долг; оно продает новые облигации и использует выручку для выплат держателям погашаемых облигаций.

    2. Налогообложение - правительство имеет конституционное право облагать население налогами и собирать их. Повышение налогов для правительства - один из способов получить достаточные доходы для выплаты процентов и общей суммы государственного долга.

    3. Создание денег - банкротство государства очень сложно себе представить еще и потому, что государство вправе печатать деньги, которыми можно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может произвести инфляционный эффект. Но очень трудно поверить в возможность банкротства, когда правительство обладает полномочиями создавать новые деньги, просто включив печатный станок.

      Существует ряд  мнений специалистов, что рост внутреннего государственного долга имеет многочисленные отрицательные последствия для экономики страны.

    Одним из негативных последствий  внутренних государственных заимствований  является так называемый «эффект  вытеснения частных компонентов совокупного спроса». Его суть состоит в следующем. Если правительство выпускает облигации государственных займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие государственных заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных расходов «вытесняет» все виды негосударственных расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также чистый экспорт.

    Величина вытеснения частных инвестиций, безусловно, заслуживает  более глубокого анализа, поскольку  подобное вытеснение может иметь очень серьезные отрицательные последствия для экономики в долгосрочном периоде, а именно:

    -   снижение частных  инвестиций через какое-то время  выразится в меньшем запасе  капитала в экономике. Это предполагает  в долгосрочном периоде меньший  выпуск (ВВП) и национальный доход, больший уровень безработицы;

    -   ресурсы перемещаются  от частного сектора к государственному, менее эффективному по своей  природе. Кроме того, снижается  эффективность экономики, поскольку  в результате размещения государственных долгов отвлекаются дополнительные средства из производственного сектора в финансовый.

    Надо сказать, что перечень негативных эффектов внутренних государственных  заимствований отнюдь не ограничивается «эффектом вытеснения». В этой связи, предполагаемую политику правительства по замещению внешнего долга внутренними заимствованиями нельзя признать целесообразной в данный момент, так как она совершенно оторвана от российской действительности и не связана с существующими реалиями. Это объясняется тем, что:

    1. Всегда есть опасность того, что с помощью внутреннего долга будет осуществляться финансирование бюджета.
    2. Для проведения эффективной политики внутреннего заимствования должны быть сформулированы жесткие ограничения по использованию привлеченных таким образом средств. Пока эти вопросы регулируются в соответствии с внутренним законодательством страны, стимулирование рынка внутренних обязательств опасно, так как в этих условиях государство действует по своему усмотрению. Данные вопросы должны регулироваться в соответствии с международным законодательством, когда отказ государства от погашения своих долговых обязательств влечет за собой международные санкции, включающие всю полноту ответственности государства в таких случаях (вплоть до признания страны банкротом).
    3. Современные теории инфляции отводят большую роль в объяснении темпов инфляции в стране величине государственного долга. Существует целый ряд механизмов, с помощью которых рост государственного долга оказывает влияние на уровень инфляции.

    Таким образом, курс на внутренние заимствования сегодня сомнителен и явно преждевременен. Россия пока не достигла уровня развития, достаточного для эффективного внедрения этого механизма.

    Сейчас определяется сценарий будущего развития экономики страны,

    согласно которому в экономике страны  произойдут позитивные структурные сдвиги, повысится эффективность функционирования всех экономических укладов. Стране удастся значительно снизить объем внешнего долга, повысить свой инвестиционный рейтинг. Это создаст условия для привлечения прямых иностранных инвестиций и эффективных технологий.

     

                                           

     

     

                                               Заключение.

    Государственный долг - это  общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Государственный долг подразделяется на внутренний (получение заёмных средств от населения и предприятий) и внешний (задолженность гражданам и организациям других стран), а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Большинство стран мира сегодня живут с большим государственным долгом.

    Для многих государств характерна следующая модель: государственный  долг быстро увеличивается во время войн; так как государственные расходы в этот период особенно высоки, а затем, в мирное время, величина долга относительно ВНП постепенно уменьшалась. В любом случае основной причиной появления государственного долга является дефицит государственного бюджета.

    Управление внутренним государственным долгом предусматривает  определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов. В управлении государственным долгом используются также такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

    Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства  Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственным внешним  долгом РФ являются долговые обязательства  Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США.

    Влияние государственного долга на развитие экономики страны достаточно многогранно. С одной  стороны, нарастающий государственный долг не может привести к банкротству нации, т.к. банкротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу. Также Рост государственного долга не ведет к созданию какого-либо бремени для будущих поколений, потому что держателями гос. долга являются сами граждане этой страны, т.е. население должно самим себе.

    Информация о работе Государственный долг