Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:51, творческая работа

Описание работы

Государственный кредит как экономическая и финансовая категория.
Управление государственным кредитом.
Заемная деятельность государства. Государство как заемщик и как кредитор.

Файлы: 1 файл

1118831_9F80D_gosudarstvennyy_kredit.pptx

— 2.47 Мб (Скачать файл)

Государственный кредит

 

    1. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория.
    2. Управление государственным кредитом.
    3. Заемная деятельность государства. Государство как заемщик и как кредитор.

 

1. Государственный кредит как  экономическая   и финансовая  категория.  

 

      Государственный  кредит – 

это во многом особая и обособленная часть финансов бюджета. Он имеет  свои источники доходов. У них  особое назначение и порядок использования. Таким образом, государственный  кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда  владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.

Субъекты  кредитных отношений

 

Государство

Юридические и физические лица, предприятия различных  форм собственности, иностранные государства, международные финансовые организации

Государственный кредит –

 

совокупность экономических отношений  между этими субъектами, при которых  государство выступает в качестве:

 

 

Заемщика

т. е. занимает денежные средства у физ.и  юр. лиц

является  преобладающей

Кредитора

т. е. выдает ссуды физ. и юр.лицам и  др.;

в количественной отношении значительно ниже

Гаранта

когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение др.обязательств, взятых физ. и юр.лицами.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку  финансирование расходов государства  обусловлено объективным противоречием  между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными средствами. В условиях рынка неизбежно растут расходы, и посредством кредита  государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов.

 

 Государственный заем

    1. временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов,
    2. регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества.
    3. регулируется необходимое количество денег в обращении.

 распределительная  – перераспределение фин. ресурсов на особых принципах срочности, возвратности и целевого назначения;

регулирующая :

Экономическая  сторона-стимулирование развития отдельных отраслей, пр-тий, территорий,  путем выделения им целевых кредитов, выделение бюдж. средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, особенно в условиях ограниченности бюджетных средств, а порой и дефицита.

Социальная сторона -связана с особенностью воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы;

 функция учета и контроля –

 целевое и рациональное использование средств, привлекаемых и выдаваемых государством.

 

Государственный кредит выполняет следующие функции:

    1. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке кредита и финансов, но функционирует тем не менее как специфическая часть финансовой системы. Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

 

    1. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других. 

           Как один из видов кредита  государственный кредит имеет  ряд особенностей, отличающих его  от классических финансовых категорий,  например, от налогов.

 

 

 

 

 

 

добровольный характер, хотя известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов;

возвратный характер, если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет или внебюджетные фонды, то внесенная сумма госкредита возвращается;

платный характер, т.е. возврат сумм государственных займов идет с процентами.

 

Госкредит

Банковский кредит

 Цель использования 

прежде всего покрытие

бюджетного дефицита

преодолевать негативные последствия, вызванные неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена

Получатели 

органы власти

и управления

физические

и юридические лица

Юридические

последствия

нарушения сроков

возврата 

как правило,

к государству не

предусматриваются

экономические санкции 

 срок возврата кредита строго определен и его нарушение  приводит к возникновению соответствующих санкции

Назначение 

Не имеет строго целевого назначения

На конкретные цели

Согласованность

экономических

интересов участников отношений 

обособлены

совпадают

Влияние на денежную массу

в обращении 

всегда сокращает

количество денег

в обращении

может служить

причиной появления

избыточной денежной

массы


     Государственный кредит  
 
внутренний                       внешний  

 

Внутренний  кредит выступает в следующих  формах:

 

обращение части  вкладов населения в государственные  займы,

т. е. сберегательные учреждения предоставляют кредит государству  за счет заемных средств, а именно депозита;

заимствование средств  общегосударственного ссудного фонда.

Правительство занимает у ЦБ средства для погашения дефицита бюджета и возмещает долг, образовавшийся в прошлые годы;

 

казначейские  ссуды,

т. е. оказание финансовой помощи за счет бюджетных средств  на условиях срочности, платности и  возвратности;

государственные займы 

свободные денежные средства предприятий, населения привлекаются на финансирование общегосударственных  потребностей путем выпуска и  реализации ценных бумаг;

Государственные займы  классифицируют:

 

I. По субъектам  заемных отношений:

  • размещение центральными органами власти;
  • размещение местными органами власти.

 

II. В зависимости  от обращения на рынке:

  • рыночные (свободно покупаются, продаются и являются основными при финансировании бюджетного дефицита);
  • нерыночные (не могут свободно покупаться и продаваться, на рынке ценных бумаг не обращаются, выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов).

 

III. От срока  привлечения средств:

  • краткосрочные (до 1 года);
  • среднесрочные (от 1 до 5 лет);
  • долгосрочные (от 5 лет).

IV. В зависимости  от обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (выпускают местные органы власти и обеспечиваются конкретным имуществом или доходом);
  • беззакладные (которые выпускаются центральным органом власти и обеспечиваются гарантией государства).

 

V. По характеру  выплачиваемого дохода:

  • выигрышные (мало пользующиеся спросом);
  • процентные (доход по купонам, 1, 2, 3, 4 раза в год);
  • с нулевым купоном (весь доход выплачивается вместе с суммой основного долга).

 

VI. В зависимости  от метода определения дохода:

  • с твердым доходом (фиксированный процент дохода);
  • с плавающим доходом (процент дохода пересматривается).

 

VII. В зависимости  от обязанности заемщика соблюдать  сроки погашения займа:

  • с правом досрочного погашения, когда заемщик имеет право выпустить и разместить новый заем и погасить старый;
  • без права досрочного погашения.

Внешний государственный  кредит выступает в форме международного кредита. Государство выступает  на мировом рынке или в роли заемщика или в роли кредитора.  
 

2. Управление государственным кредитом -  

 

совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и  погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка государственного кредита. 

 

Высшим органом управления является

Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.

 

Министерство финансов выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации и определяет конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи: 

 

1. Минимизация  стоимости долга для заемщика.

2.Недопущения  переполнения рынка заемными  обязательствами государства и  резкого колебания их курса.

3. Эффективного  использования мобилизованных средств  и контроля за целевым использованием  выделенных кредитов.

4.Обеспечения  своевременного возврата кредитов.

5.Минимизации  вывоза полученных доходов из  страны

 

В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с БК РФ Правительство разрабатывает две программы:

    • Программа государственных внешних заимствований;
    • Программа государственных внутренних заимствований.

 

Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ.

 

Меры воздействия, применяемые ЦБ делятся на две группы:

«Пожарные» меры – поднятие ставки рефинансирования, ломбардных ставок, интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг и валютном рынке. Эти меры действенны на короткий промежуток времени – 2-3 дня.

Иностранные заимствования. Для воздействия на рынок достаточно даже не самих заимствований, а только психологической уверенности в том, что кредиты будут предоставлены.

3. Заемная деятельность государства.  Государство как заемщик и  как кредитор.  

 

Заемная деятельность государства  связана с привлечением ресурсов на общегосударственные нужды, в  основном для покрытия бюджетного дефицита.

 

 

 

 

Государственные заимствования (с соответствии с Бюджетным кодексом РФ, ст.89) - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

 

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

1 - увеличение налогов = сокращение выпуска продукции

2 - новые займы = размещение новых займов для погашения задолженности по уже выпущенным – рефинансиро-вание государственного долга.

3 - печатать деньги   = инфляция (хотя автоматической связи нет).

 

Правительство должно регулярно выплачивать проценты по долгу.

В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на:

    1. государственный долг РФ,
    2. государственный долг субъекта РФ
    3. муниципальный долг

 

 

В зависимости от слагаемых компонентов  государственный долг бывает:

  1. капитальным,
  2. основным ,
  3. текущим.

Капитальный государственный долг -

 

 

вся сумма  выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных  им обязательств других лиц, включая  начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Информация о работе Государственный кредит