Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 06:08, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного кредита.
Задачами является:
рассмотреть понятие кредита и кредитных отношений;
рассмотреть государственный кредит (его понятие, виды, механизмы и т.д.);
изучить проблемы и перспективы развития и совершенствования государственного кредита.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие кредита и кредитных отношений………………………..5
Понятие и сущность кредита……………………………………………....5
История развития кредита………………………………………………....7
Виды и функции кредита………………………………………………....10
Роль кредита в современных экономических условиях………………..14
Глава 2. Государственный кредит…………………………………………...22
2.1. Понятие и виды государственного кредита…………………………….…22
2.2. Основные участники государственных кредитных отношений…………26
2.3. Механизм осуществления государственного кредита……………………27
2.4. Государство как заемщик на рынке государственного кредита…………29
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы……………………………………..…34

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 59.63 Кб (Скачать файл)

Государственный долг РФ полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Федеральные органы государственной  власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации  и обслуживания государственного долга  Российской Федерации.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени Российской Федерации, как  заемщика, с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;

2) государственных займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

3) договоров и соглашений  о получении Российской Федерацией  бюджетных кредитов от бюджетов  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

4) договоров о предоставлении  Российской Федерацией государственных  гарантий;

5) соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенный от имени Российской  Федерации, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств  Российской Федерации прошлых  лет.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и  долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства  Российской Федерации погашаются в  сроки, которые определяются конкретными  условиями займа и не могут  превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного  в обращение государственного и  займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения, не допускается.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:

1) основная номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации;

2) объем основного долга  по кредитам, полученным Российской  Федерацией;

3) объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией от бюджетов  других уровней;

4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  предоставленным Российской Федерацией.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

1) объем обязательств  по государственным гарантиям,  предоставленным Российской Федерацией;

2) объем основного долга  по полученным Российской Федерацией  кредитам правительств иностранных  государств, кредитных организаций,  фирм и международных финансовых  организаций.

 

 

2.4. Государство как заемщик  на рынке государственного кредита

 

В соответствии с Гражданским  кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность  другой стороне (заемщику) деньги или  другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцам - граждане или юридические лица. Государственные  займы являются добровольными и  изменение условий, выпущенного  в обращение займа не допускается.

Активность государства  в качестве заемщика служит индикатором  состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит  дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга  в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный  долг России, как внутренний, так  и внешний, свидетельствует о  кризисе финансов страны.

В соответствии с Законом  РФ «О государственном внутреннем долге  Российской Федерации» под государственным  внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами. Таким образом, следует различать  государственный долг, который включает задолженность не только Правительства  РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства  РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в  форме кредитов, полученных Правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных  Правительством.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых  лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не отвечает по обязательствам национально- территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально- государственных и административно- территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются на местах.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и  физические лица, являющиеся резидентами  данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств  выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения  инвесторов используются различные  налоговые льготы.

Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируется Федеральным  законом «О государственных внешних  заимствованиях Российской Федерации  и государственных кредитах, предоставляемых  Российской Федерацией иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям», принятым Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобренным Советом Федерации 17 декабря 1994г. [15]

До недавнего времени  основным источником покрытия внешней  задолженности считались новые  международные займы. Теперь такой  возможности у нас нет и не будет в ближайшем будущем.

Резервы платежеспособности России включают в себя: положительное  сальдо текущего платежного баланса, иностранные  инвестиции и долги иностранных  государств нашей стране. Платежеспособность России, во всяком случае, на среднесрочную  перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.

Но если негативные тенденции  в динамике выручки от экспорта сохранятся, а валютные обязательства частного сектора по-прежнему будут нарастать, то и его использование будет  сопряжено с существенными трудностями  из-за острого дефицита валюты. Что  же касается зарубежных займов и кредитов, то они могут возобновиться только после того, как будут доказаны твердые намерения и подтверждена реальная возможность России рассчитываться по своим обязательствам. Мы рискуем  попасть в потовую ситуацию, когда  долги невозможно отдать без новых  займов, а новые займы невозможно получить без того, чтобы не начать отдавать долги.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения  Россия стремится к комплексному решению проблемы международной  задолженности при соблюдении баланса  интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных  тенденций. Глубина их воздействия  настолько велика, что ощущается  до настоящего времени. Менры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли переломить тенденцию и предотвратить наступление кризиса.

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках  государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Но, оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует  забывать, что мобилизуемые с его  помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения  государственного долга требует  изыскания дополнительных ресурсных  поступлений в бюджет, а они  могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут  являться:

• сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

• оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

• оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

• рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

• повышение эффективности использования заемных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2002 г. - 687 с

2. Вархин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 – 340 с.

3. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 752 с.

4. Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 2001, 280 с.

5. Лаврушин О. И., Деньги, кредит, банки: учебник.  – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007 – 560 с.

6. Самсонов Н. Ф., Финансы: учебник. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

7. Теория финансов //Общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Высшая школа”, 2006, 351 с.

8.  Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2004, 749 с.

9. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 384 с.

10. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю., Быля А.Б. Финансовое право: Учебник. М.: Юристъ, 2008.

11. Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. Г.Б. Поляка .-М.:Юнити-Дана, 2008, -639с.

12. Финансы. /Под ред. Г.Б. Поляка .-М.:Юнити-Дана, 2008. -703с.

13. Финансы: учебник /Под ред. В.В. Ковалева .-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 640 с

14. Финансы и кредит: Учебное пособие./ А.А.Голубев, Н.П.Гаврилов – СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. – 95 с.

15. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2000

16. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

17. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю., Быля А.Б. Финансовое право: Учебник. М.: Юристъ, 2008.

18. Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2008. - N 8. - С.13-26.

19. «Современные тенденции и перспективы управления государственным внешним долгом РФ»// Хамитова А.И- Журнал «Вестник ТИСБИ»

20.  «В долг до последнего» //Александр Потемкин, Андрей Шабалин, доктора экономических наук- http://www.apotemkin.ru

21.  «Внешний долг: Жить по статистике»//Владислав Иноземцев- директор Центра исследований постиндустриального общества, издатель и главный редактор журнала «Свободная мысль» -http://www. vedomosti.ru

22.  Министерство Финансов РФ http://www.minfin.ru

23.  Центральный Банк РФ http://www.cbr.ru/

24.  Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

1 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2002 г. - 687 с

2 Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. Г.Б. Поляка .-М.:Юнити-Дана, 2008, -639с.

3 Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. Г.Б. Поляка .-М.:Юнити-Дана, 2008, -639с

4 Финансы и кредит: Учебное пособие./ А.А.Голубев, Н.П.Гаврилов – СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. – 95 с.

5 Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2008. - N 8. - С.13-26.

6 «Современные тенденции и перспективы управления государственным внешним долгом РФ»// Хамитова А.И- Журнал «Вестник ТИСБИ»


Информация о работе Государственный кредит