Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:41, контрольная работа
В состав фундаментального блока входит как сам банк, так и правила его деятельности.
Если рассматривать сущность банка, то определений может быть несколько - все зависит от того, какой аспект его сущности является в данный момент предметом рассмотрения.
Эмиссионные банки играют особую роль в кредитной системе каждой страны, осуществляющей рыночные преобразования. В самом названии центрального банка, как мне кажется, отражается роль банка в кредитной системе страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы, он становится важным инструментом регулирования экономики.
В настоящее время основными задачами центральных банков (ЦБ), в том числе и России, являются:
а) устойчивость работы и
укрепление финансового положения
коммерческих банков;
б) ориентация и стимулирование деятельности
банка в областях кредитования, направленных
на выполнение приоритетных задач экономики;
в) научная организация денежного обращения
в народном хозяйстве;
г) регулирование денежного обращения;
д) обеспечение устойчивости рубля;
е) единая денежно-кредитная политика;
ж) организация расчетов и кассового обслуживания;
з) защита интересов вкладчиков банков;
и) надзор за деятельностью коммерческих
банков;
к) внешнеэкономическая деятельность.
В отличие от командной экономики теперь методы управления банковской системой в основном экономические:
изменение норм обязательного резервирования в ЦБ;
изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБ коммерческим банкам, а также процентных ставок по ним;
проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами и валютой.
Центральный банк является кредитором последней инстанции.
2. К основным функциям центральных банков относятся следующие:
эмиссионная функция: наличность по-прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств;
функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих банков, т. е. каждый банк – член национальной кредитной системы – обязан хранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Одновременно центральный банк по традиции является хранителем официальных золотовалютных резервов страны;
функция кредитования коммерческих банков характерна для социалистической экономики при государственной монополии на кредитную деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частных финансовых институтов. В развитой рыночной экономике подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей;
предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, так как в бюджетах различного уровня аккумулируется до половины и более внутреннего валового продукта стран. Данные средства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. Центральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций, осуществляют операции с государственными ценными бумагами, предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций;
клиринговая функция, или функция проведения безналичных расчетов.
Основные функции Центрального банка РФ
1. Проведение единой
2. Монопольное осуществление
эмиссии наличных денег и
– прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты БР, создание их резервных фондов;
– установление правил хранения,
перевозки и инкассации наличных
денег для кредитных
– установление признаков платежеспособности, порядка уничтожения, замены поврежденных банкнот и монеты БР;
– определение порядка ведения кассовых операций.
3. Организация системы
рефинансирования. ЦБ является для
кредитных организаций
4. Организация системы
платежей и расчетов. ЦБ в соответствии
с законодательством
5. Функция банковского регулирования и надзора.
– Лицензирование и регистрация кредитных организаций;
– установление пруденциальных норм деятельности и контроль за их соблюдением;
– инспекции и ревизии
финансового состояния
– предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций и контроль за их ликвидацией;
– регулирование и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг.
6. Валютное регулирование и валютный контроль означают регулирование и контроль за проведением операций с валютными ценностями.
В соответствии с законом «О валютном
регулировании и валютном контроле» ЦБ является основным органом
валютного регулирования и контроля в
РФ.
7. Функция макроэкономического анализа
и прогнозирования.
– Составление и анализ платежного баланса России;
– исследование и прогнозирование важнейших тенденций в реальном и других секторах экономики на базе общеэкономических показателей;
– анализ и прогнозирование развития банковской системы;
– анализ в региональном разрезе, в том числе мониторинг важнейших предприятий и т.д.
Значение этой функции будет возрастать по мере нормализации экономической и политической обстановки в стране.
3. Центральный банк является общенациональным общественным денежно-кредитным институтом, эмиссионное дело которого выступает основополагающим занятием. Это порождает определенные принципы организации, обуславливающие, в свою очередь, структуру звеньев управления.
Различают следующие принципы:
принцип централизации деятельности;
принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления;
функциональный принцип;
принцип согласования с интересами других экономических субъектов.
Важнейшим здесь является
принцип централизации
Поскольку деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного центра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром - высшим органом Банка России - выступает Совет директоров. В каждой стране принята своя система верховной власти центральных банков.
Принцип централизованного построения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку решения, принятые в верхних эшелонах власти, имеют одинаковую силу для всех остальных звеньев управления центрального банка как системы.
Наряду с принципом централизованного построения немаловажное значение имеет принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням, образующим вертикальную структуру управления. Помимо верховной власти, представляемой центром (в форме Советов, Правления и т. п.), выделяются территориальные учреждения и их отделения, а также расчетно-кассовые центры (второй уровень), полевые учреждения (третий уровень) и учреждения
инфраструктуры (вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебные заведения, службы безопасности и др.)
Важнейшим принципом организационного
построения центрального банка является
функциональный принцип, обусловленный
самим предметом его
Рассмотрим действие данного принципа на примере Банка России. У Председателя Центрального банка Российской Федерации 4 первых заместителя. Обязанности между ними распределены следующим образом:
у одного из них - это Департамент эмиссионно-кассовых операций, Центральное хранилище и др.;
у второго - Сводный экономический департамент, Департамент операций на открытом рынке, Департамент валютных операций, Департамент международных финансово-экономических отношений и др.;
у третьего - Департамент платежных систем и расчетов, Операционное управление, Департамент организации и исполнения госбюджетных и внебюджетных фондов и др.;
у четвертого - Департамент банковского регулирования и надзора, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент валютного регулирования и валютного контроля и др.
Функциональный принцип
действует и в структуре
Существенное значение в организации деятельности центральных банков имеет принцип их согласования с интересами других экономических субъектов. Центральный банк в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый нами принцип требует от центрального банка такого рода организации управления, которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интересы других субъектов, а с другой - не противоречила бы, не мешала бы выполнению его главных целей и задач.
Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому законодательству, министр финансов Российской Федерации и министр экономики и торговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному из заместителей) принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Правительства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации.
При взаимодействии с коммерческими банками Банк России перед принятием наиболее важных решений нормативного характера проводит с ними консультации, дает необходимые разъяснения, обсуждает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
Важную роль в реализации рассматриваемого принципа организационного построения Центрального банка РФ играет создание Национального банковского совета, который, согласно банковскому законодательству, рассматривает концепцию совершенствования российской банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля и др.
В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, которая включает:
Национальный банковский совет;
Совет директоров;
Центральный аппарат;
Территориальные учреждения;
Расчетно-кассовые центры (РКЦ);
Полевые учреждения;
Предприятия инфраструктуры.
Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка России.
Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, назначаемых на четыре года, из которых двое направляются Советом Федерации, трое - Государственной Думой, трое - Президентом РФ, трое - Правительством РФ. В состав совета входит также председатель Банка России.
Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.
В компетенцию Национального банковского совета входит:
рассмотрение годового отчета Банка России;
утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год:
общего объема расходов на содержание служащих Банка России;
общего объема расходов на
пенсионное обеспечение, страхование
жизни и медицинское
общего объема капитальных вложений;
общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;
утверждение при необходимости
на основе предложений Совета директоров
дополнительных расходов на содержание
служащих Банка России, дополнительных
расходов на пенсионное обеспечение, страхование
жизни и медицинское
рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;
рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;
назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:
Информация о работе Характеристика фундаментального блока банковской системы