Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа
Итак, актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что потребительское кредитование выступает в качестве одной из наиболее перспективных в сфере банковских услуг. Потребительское кредитование с каждым годом должно получать наибольшее распространение и развитие.
Сущностью потребительского кредитования является предоставление денег либо товаров, услуг в долг с рассрочкой платежа по целевому назначению на условиях возвратности и срочности. Потребительское кредитование играет важную роль в перераспределении капитала между отраслями народного хозяйства, путем стимулирования эффективности труда.
В августе-сентябре 2011 года возрастание опасений по поводу долговых проблем в Европе и США и единой неопределенности возможностей подъема вселенской экономики обусловило существенное укрепление неприятия риска инвесторами. На данном фоне наблюдались вывод денежных средств из государств с развивающимися экономическими рынками и, поэтому, валюта этих государств понизилась[14, с.206].
Укрепление оттока личного капитала из РФ в 2011 г обусловило превышение спроса на иностранную валюту на внутреннем денежном рынке над ее предложением, невзирая на сохраняющийся приток средств от внешнеторговых операций. В данных условиях в рамках действующего механизма курсовой политики Банк РФ в августе начал прочерчивание операций сообразно реализации иностранной валюты на внутреннем денежном рынке, что разрешило сгладить темпы падения рубля и сберечь устойчивую обстановку на рынке.
В целом за 2011 год рубль укрепился к валютам государств – главных торговых партнеров РФ как в номинальном, так и в реальном выражении. Номинальный действенный курс рубля к иностранным валютам в сентябре 2011 года сообразно отношению к декабрю 2010 года вырос на 2,2%. Прирост индекса реального действенного курса рубля за тот же период сообразно предварительным данным составил 1,4 %.
Анализ динамики денежных агрегатов позволяет обнаружить инфляционные риски в средне- и долговременный период. Повышение совместного валютного предложения в конце 2009 года и в 2010 году, превысившего подъем спроса на деньги, свидетельствовало о возрастании инфляционных рисков в первой половине 2011 года. Совместно с тем сформировавшееся замедление подъема валютной массы создает условия для понижения стагнации экономики, обусловленной действием монетарных причин [19, с.142].
В 2010 году уровень годовых темпов прироста валютного аппарата М2 был довольно высоким – более 30 %. Однако с сентября 2010 года годовые темпы прироста рублевой денежной массы равномерно снижались и в 2011 году данная тенденция продолжилась. В итоге на 1.09.2011 годовой темп прироста валютной массы М2 составил 20,9 % (на 1.01.2011 – 31,1 %).
В январе-августе 2011 года произошло понижение годовых темпов прироста рублевых депозитов населения и нефинансовых организаций. В то же время уровень годовых темпов прироста рублевых депозитов населения был значительно больше данного признака у нефинансовых организаций. Так, невзирая на понижение, годичный темп прироста депозитов населения в государственной валюте в среднем за январь-август был равен 33 – 34 % (за январь-август 2010 года – 43 – 44 %), в то время как соответствующий показатель в секторе нефинансовых организаций составил порядка 18 % (за январь-август 2010 года – около 34 %). Сообразно состоянию на 1.09.2011 годовой темп прироста рублевых депозитов населения составил 26,8 %, а депозитов нефинансовых организаций – 15,1%.
Годовые темпы прироста широкой валютной массы (включающей депозиты в иностранной валюте) с декабря 2010 года еще стали равномерно уменьшаться, и в январе-августе текущего года данная тенденция продолжилась (на 1.09.2011 они составили 18,8%, на 1.09.2010 – 24,1%).
Немаловажное модифицирование курсовой динамики с августа 2011 года привело к тому, что размер депозитов в иностранной валюте в рублевом эквиваленте за январь-август 2011 года возрос на 2,1% (за январь-август 2010 года он сократился на 7,2 %). Годовой темп прироста депозитов в иностранной валюте в рублевом выражении на 1.09.2011 составил 8,6% (на 1.09.2010 депозиты в иностранной валюте сократились сообразно сопоставлению с соответственной датой 2009 года на 13,8 %). Тем не менее, степень валютизации депозитов в течении января-августа 2011 года был ниже подобного признака предшествующего года и на 1.09.2011 составил 15,5 % (на 1.09.2010 – 16,9 %). Сообразно предварительным оценкам платежного равновесия Российской Федерации, размер наличной иностранной валюты за пределами банков за 9 месяцев 2011 года сократился, но в значительно меньшей ступени, нежели за подобный период 2010 года.
Определенный взнос в подъем денежной массы внесло повышение чистых иностранных активов банковской системы. Их прирост за январь-август 2011 года составил 1509,9 миллиардов. руб. против 1019,5 миллиардов. руб. за соответственный период 2010 года. При этом чистые иностранные активы Банка РФ выросли за январь - август 2011 года на 1119,5 миллиардов. руб. (на 1325,4 миллиардов. руб. из-за январь-август предшествующего года). Бюджетный канал в прошлый период года перестал быть источником подъема валютного предписания. Чистые запросы к органам муниципального управления со стороны банковской системы сократились за 2011 год на 2821,3 миллиардов. руб., в то время как за 2010 год они выросли на 131,3 миллиардов. руб.
2.3 Концептуальный план развития кредитно-денежной системы Российской Федерации
Перед началом
любых масштабных преобразований власть должна
подвести под них нравственные основы
– а это значит, прежде всего, признать
факт (грех) воровства денежных накоплений
населения, произошедшего в самом начале
либеральных экономических реформ. Никак
иначе, чем воровством, назвать это нельзя
- ведь реально обесценились лишь дензнаки,
а не обеспечивающий их капитал в виде
высоколиквидной общенародной собственности
в ТЭКе, металлургии, сырьевых отраслях
и ВПК. Приватизация данной собственности,
без увязки с восстановлением накоплений
населения, стала именно воровством (умышленным
или неумышленным, не имеет значения),
которое подорвало доверие народа к власти.
Кредитно–денежная реформа не сможет
быть успешной без восстановления доверия
населения к финансовой политике государства,
поэтому задолженность перед гражданами
(в основном вклады в Сбербанке на сумму
420 млрд. рублей), пересчитанная по реальному
курсу 1991 года (на чёрном рынке рубль стоил
тогда пять долларов), должна быть возвращена
в виде долговых ценных бумаг (ДЦБ). Вопросы
срока погашения ДЦБ, их обращения на рынке
и обеспеченности высоколиквидной госсобственностью
будут рассмотрены далее, в доктрине экономического
развития [11, с. 36].
Отличительной особенностью новой кредитно-денежной системы должно стать гарантированное обеспечение денежной эмиссии высоколиквидными активами и товарами (на сегодня это, в основном, активы и товары топливно-энергетического и сырьевого секторов экономики).
Цель реформы – вовлечение внутренних финансовых ресурсов в дело модернизации экономики и социальной сферы (речь о капиталах, сбежавших за рубеж, хранимых «под матрасом», резервов Центробанка).
Задачи:
- дифференцирование
субъектов рынка по
- введение в обращение параллельных денег – инвестиционных рублей (ИР), обеспеченных «корзиной» высоколиквидных активов и товаров;
- введение в
государственном секторе
Проблема стагнации обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства не может быть решена без исправления издержек приватизации, когда за бесценок продавались объекты высоколиквидной собственности ВПК, топливно-энергетического и сырьевого секторов. Данная акция не соответствовала даже идеологии западной экономики (которую копировали реформаторы), где подобные объекты приватизируют в случае их нерентабельности либо для погашения бюджетного дефицита. Отечественная приватизация не решала указанных проблем, доходы от всей приватизации за 12 лет составили, по данным Росимущества, около 10 млрд $, т. е. менее 1 млрд $ в год.
Сегодня современная
российская экономика не может быть
конкурентоспособной и
Цель развития индустрии ИТ. Обеспечение доступности ИТ для всех субъектов общества, государства и экономики. Задачи:
1. Строительство
заводов полного цикла по
2. Создание комплексной
системы телекоммуникационных
3. Обеспечение
возможности подключения к
Постиндустриальная, основанная на ИТ, экономика страны может быть построена только на базе модернизированной индустрии. Надо признать, что полноценная модернизация невозможна без импорта зарубежных передовых технологий и высококвалифицированных менеджеров, наряду с созданием современной системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров. На сегодня, два условия для привлечения иностранных инвесторов и менеджеров практически созданы – стабилизировалась внутренняя политика, снижено корпоративное и индивидуальное налогообложение. Третьим условием должны стать привлекательные для инвесторов энергетические и транспортные тарифы, пределы которых зафиксированы на период модернизации. Этим государство компенсирует негативную специфику России – повышенные издержки из-за сурового климата и большого плеча грузоперевозок. Сегодня наша страна следует навязанной ей стратегии выравнивания энерготарифов со странами Евросоюза. Альтернативой данной стратегии может стать предложение к энергодефицитным странам ЕЭС и Японии о переносе их энергоёмких производств на территорию России, в соответствии с предлагаемой доктриной. С едиными тарифами для населения в ЕЭС и России можно согласиться, если ввести для нашей страны два понижающих коэффициента, отражающих разницу в климатических условиях и зарплатах (пенсиях).
Таким образом можно сделать вывод, что денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий – денежной политики, определяющей изменение денежной массы, и кредитной политики, направленной на регулирование объемов кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов [18].
Главная цель денежно-кредитной политики – это достижение макроэкономической стабилизации в долгосрочном периоде времени.
Частные же цели связаны с обеспечением стабильного прироста денежной массы в обращении, равновесной ставки банковского процента и ослабление инфляционных процессов.
3 ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Особенности и перспективы кредитной политики России
Проведенное исследование реализации денежно-кредитной политики Российской Федерации в современных условиях позволило сформулировать следующие наиболее существенные результаты:
1. Сегодня в
России рациональная денежно-
2. Роль Центрального
банка в развитии и
3. ЦБ РФ обладает
широким набором инструментов
и методов воздействия на
Обязательные банковские резервы представляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, которые содержатся по требованию Центрального банка на открытом в нем беспроцентном счете. Они служат гарантийным фондом для погашения депозитов. Норма обязательного резервирования регулирует не только объем денежной массы, но и ее структуру.
Можно привести такую статистику. Объем средств, депонированных банками на счетах обязательных резервов в Банке России, на 01.01.2011 г. составлял 188,4 млрд рублей, а уже в октябре этого года составил 347,0 млрд рублей.
Сегодня учетная ставка (ставка рефинансирования) ЦБ РФ является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на стимуляцию кредитной активности банков, на процент ставки по депозитам юридических и физических лиц. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Увеличение резервов коммерческих банков вызывает мультипликационное увеличение количества денег в обращении.
И наоборот, увеличение ставки рефинансирования делает займы невыгодными. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежных предложений [17].
Ставка рефинансирования в посткризисный период постепенно снижается с 9 % в 2009 г. до 8 % в 2012 г. [21]. Тенденция снижения ставки рефинансирования ЦБ РФ совпадает с общемировой тенденцией к снижению процентных ставок по инструментам денежно-кредитной политики центральных банков. Дальнейшее развитие этого процесса будет определяться состоянием инфляционных тенденций, динамикой показателей кредитной активности банковского сектора и состоянием финансовых рынков.
Задача Центробанка – поддержать курс национальной валюты на таком уровне, чтобы был разумный компромисс между сторонами, для которых выгоден «дешевый» рубль, и стороной, для которой выгоден «дорогой» рубль. ЦБ РФ держит под контролем курс рубля, не допуская сильной девальвации и в то же время не давая сильно укрепляться. Слишком сильный рубль вредит российской экономике, так как это ведет к удешевлению доллара и низким ценам на импортные товары, что негативно скажется на российских производителях.
Операции ЦБ на открытом рынке с ценными бумагами оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Если Центральный банк продает ценные бумаги, цены на них падают, процентные ставки растут, а денежная масса уменьшается.
В валютном регулировании ЦБ РФ придерживается в основном системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию на валютном рынке операциями по сглаживанию курсовых колебаний.
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от целей, которые решает Центробанк на том или ином этапе развития страны. В настоящее время в Российской Федерации, как уже было сказано, установлению минимальных резервных требований отводится ключевое место [13, с. 54].
Информация о работе Характеристика инструментов государственной кредитной политики в условиях рынка