Инфляция и ее особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности, понятий и видов инфляции.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить сущность и виды инфляции;
-рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
-проанализировать оценку и динамику уровня инфляции в России;
-выявить направления снижения инфляции в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Инфляция и ее особенность в России.docx

— 134.60 Кб (Скачать файл)

В обработке древесины и производстве изделий из дерева в первом полугодии рост цен составил 5,3% (в июне – 0,3%) в связи с увеличением спроса в строительстве и высокой стоимостью сырья.

На товары легкой промышленности (DB+DC) в январе-июне наблюдался активный рост цен – на 11,5%, особенно в первом квартале – на 8,2%, что обусловлено высокими мировыми ценами на хлопок в начале текущего года. С апреля рост цен замедлился – за апрель-июнь прирост составил  2,9%, а в июне – всего 0,3%, в связи с начавшимся снижением цен на хлопок на мировых рынках.

В текстильном производстве в первом полугодии цены выросли на 15,0%, а с июня начали снижаться – на 0,8% под воздействием снижения спроса и мировой  конъюнктуры цен.

В пищевой промышленности цены снижаются третий месяц подряд, в июне – на 0,2%, за апрель-июнь – на 0,8% (с начала года – рост на 2,4%), что обусловлено снижением цен мировых рынков на основные виды продовольствия и принятием Правительством Российской Федерации мер по стабилизации рынка зерна. В июне цены на муку выросли на 0,2% после снижения цен с февраля по май на 16,0% (с начала года – снижение на 13,7%). Также продолжают дешеветь:  масло подсолнечное – на 1,4%  (-6,6% с начала года), молоко питьевое – на 0,2% (+1,6%), комбикорма – на 1,3% (+3,6%), сахар – на 0,4% (+3,9 процента).

В 2011 году рынок электроэнергии и электрической мощности для  всех категорий потребителей либерализован, за исключением населения и в  неценовых зонах, т.е. цены на электроэнергию (у генераторов) не регулируются, а  устанавливаются на рынке. Одновременно меняются механизмы ценообразования  в электроэнергетике, связанные  с введением долгосрочного рынка  мощности, а также с переходом  к регулированию тарифов электросетевых организаций с использованием метода доходности инвестированного капитала, дающие компаниям возможность закладывать  в ставки возврат своих инвестиций.

По предварительным данным Росстата, свободные цены на электроэнергию  с начала года выросли на 11,1%, в июне снизились на 0,6%, на электрическую мощность – с начала года прирост составил 6,9%, в июне – на 6,7 процента.

Удорожание электроэнергии, по предварительной оценке Минэкономразвития России, для всех категорий потребителей с начала года составило 13,2%. Для всех категорий, кроме  населения, рост цен на электроэнергию составил 13,5%. При этом этот рост цен не в полной мере отражает удорожание электроэнергии по стране, так как по уточненным данным Росстата в 15 регионах  регистрация новых цен не производилась из-за отсутствия порядка учета цен в новых условиях функционирования рынка.

На реализованную сельскохозяйственную продукцию с мая по июнь 2011 г. снижение цен составило 5,4% после роста цен с августа 2010 по апрель 2011 года на 33,5% (с начала года цены выросли на 1,2%). С мая цены снижались под влиянием снижения мировых цен на зерно, подсолнечник, сахар, а также принятых Правительством Российской Федерации мер по сдерживанию цен на основные продовольственные товары.

В растениеводстве в первом полугодии цены выросли на 8,3%, при этом с января по апрель наблюдался активный рост цен – на 12,6%, а с мая цены снижались – в мае-июне снижение цен составило 3,9%, в том числе в мае – 1,9%.   Цена приобретения пшеницы была максимальной в феврале – 7,8 тыс. руб. за т., а с марта цены начали  снижаться  (в мае – 6,5 тыс. руб. за т.).

Рисунок 7- Цены на зерно (внутренние и мировые), долл. за тонну.

В июне продолжает замедляться  рост цен на гречиху – прирост  на 1,4% (в мае – на 4,4%, с начала года – на 37,7%). Второй месяц подряд снижаются цены: на картофель –  в июне – на 1,3% (за май-июнь – снижение на 4,1%, с начала года –  прирост на 18,0%); на овощи – на 15,3% (за март-июнь – снижение на 28,8%, с начала года –  на 11,8%), что обусловлено ростом объемов более дешевого импорта на фоне укрепления курса рубля.

В животноводстве в первом полугодии 2011 года цены снизились на 4,5%, причем незначительный рост цен наблюдался с марта по апрель – на 1,6%, а с мая началось снижение цен – за май-июнь – на 6,7% (в июне - на 3,3%), что обусловлено относительной стабилизацией мировых цен на мясо.

Цены на птицу снизились  за январь-июнь на 1,3%, в июне – на 0,1%, что обусловлено высокой насыщенностью  рынка птицы. На КРС рост цен составил 12,3% (в июне – на 0,3%), что во многом обусловлено общемировыми тенденциями  сокращения производства мяса крупного рогатого скота. На свинину в первом полугодии цены выросли на 4,7% (в  июне – на 1,2%). В связи с сезонным ростом производства в июне отмечено снижение цен на молоко – на 5,3% (с  начала года – на 8,6%), на яйца – на 18,3% (-30,6%). 

В капитальном строительстве в первом полугодии рост цен составил 3,4%,      в том числе в июне – 0,1%. На строительно-монтажные работы в цены выросли на 3,0% (в июне – на 0,2%) в связи с увеличением объемов строительства.

В январе-июне 2011 г. наблюдался рост цен на грузовые перевозки автомобильным транспортом – на 7,8% (в июне – на 0,7%), авиационным транспортом – прирост на 15,9% (в июне цены стабильны). Тарифы на грузовые перевозки морским транспортом в первом полугодии росли умеренно – на 1,3%, а в июне отмечено снижение – на 1,0%. На железнодорожные перевозки грузов, осуществляемые ОАО «РЖД», тарифы     повышены с января 2011 года на 8 процентов. 4

Динамика цен в отдельных  секторах экономики.

Рисунок 8- Прирост цен в % за период

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные направления снижения инфляции в Российской Федерации

Инфляция – это сложный, экономический процесс, в умеренных проявлениях которого есть доля пользы и выгоды, в критических же его выражениях есть немалая угроза экономической политике государства, и его гражданам, в частности.

Нормализация денежного  обращения и противодействие  инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно  проводимых в жизнь.

Преодолеть инфляцию можно  только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что  возможно лишь при стабильной политической ситуации.

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Решая проблему с инфляцией, следует уяснить два момента:

- рыночная экономика,  инфляционная по своему устройству. Поэтому цель антиинфляционной  политики заключается не в  искоренении инфляции, а в том,  чтобы сделать инфляцию управляемой,  а ее уровень – достаточно  умеренным;

- борьбу с инфляцией  нельзя сводить к выполнению  некоей программы, после окончания, которой можно отчитаться об успешно проделанной работе.

Рациональные ожидания и  безболезненное обуздание инфляции: поскольку ожидаемый темп инфляции влияет на выбор между инфляцией  и безработицей, вопрос о том, как  люди формируют свои инфляционные ожидания, приобретает первостепенное значение. Поскольку экономическая политика оказывают влияние на темпы инфляции, ожидаемая инфляция также должна зависеть от проводимой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики. Безболезненная антиинфляционная политика требует  наличия двух предпосылок. Во-первых, план снижения инфляции должен быть объявлен до формирования важнейших ожиданий. Во-вторых, люди, устанавливающие цены и заработную плату, должны верить в объявленный план; в противном случае они не изменят свои инфляционные ожидания.

Контроль и управление спросом: все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной  политики может замедлить развитие инфляционных процессов.

Контроль над заработной платой и ценами: под контролем  над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий — от весьма умеренных  до принудительного установления верхних  пределов роста заработной платы  и цен, — проводимых в рамках экономической  политики.

 «Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов.

Смягчение внешнего бюджетного ограничения: все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого  уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком  смысле страны часто вступают в гиперинфляцию  из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса  получить заем, чтобы с его помощью  увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной  помощи для облегчения, лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга.

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

-  Первый подход предусматривает  активную бюджетную политику, т.е.  активное маневрирование государственными  расходами и налогами в целях  воздействия на платежеспособный  спрос.

При инфляционном спросе государство  может уменьшить его путем  ограничения своих расходов и  повышения налогов. Однако такие  действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может  усилить инфляцию.

- Второй  подход- это гибкое  денежно –кредитное регулирование,  которое осуществляется формально  неподконтрольным правительству  центральным банком страны. Банк  изменяет количество денег в  обращении и ставку ссудного процента. Денежно–кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.5

Главной задачей для Банка  России в среднесрочной перспективе  остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий  год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся  инфляция предшествующего года. Такая  постановка задачи будет способствовать осуществлению последовательных шагов  в направлении снижения макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформированных в предшествующие периоды, улучшения ожиданий, обеспечения  роста сбережений и инвестиций и  поддержания тем самым условий  для долговременного экономического роста.

Денежно –кредитная политика на предстоящий год, как и в  текущем году, формируется и будет  проводиться на основе двух базовых  принципов: продолжение применения элементов метода целевой инфляции; использование денежного агрегата М2 в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики.

В российских  экономических  условиях в настоящее время наиболее целесообразно использование именно этих принципов. Несмотря на усиление значения процентных ставок в реализации денежно-кредитной политики, Банк России не может использовать краткосрочные процентные ставки в качестве ориентира при ее проведения в связи с недостаточной развитостью финансовых рынков и ограниченной ролью кредита в финансировании экономики. В дальнейшем в среднесрочной перспективе при сохранении режима плавающего валютного курса возможно повышение роли процентных ставок, как в формировании, так и в реализации денежно–кредитной политики.6

Наряду со сдержанной денежно-кредитной  политики и планомерным осуществлением бюджетных расходов снижению темпов инфляции будет способствовать: и  взвешенная курсовая политика Банка  России, обеспечивающая планомерное  и достаточное укрепление реального  курса рубля; ограничение роста  цен и тарифов на продукцию  естественных монополий, регулируемых на федеральном уровне. Операции по эмиссии денег посредством скупки валютной выручки на валютном рынке, позволяющие наращивать валютные резервы  ЦБ РФ, носят спонтанный характер, не проводится подробный анализ достаточности  обеспечения экономики деньгами, не анализируется и не обосновывается рост резервов. Объемы денежной эмиссии  не планируются, в результате чего экономика требует проведения стерилизации, что сопряжено с дополнительными издержками по выпуску собственных облигаций Банка России. 7

Для сдерживания инфляции требуется комплексная антиинфляционная политика. Важным направлением антиинфляционной политики как составной части  стратегии подъема национальной экономики является санация и  реструктуризация банковской системы. Составной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного  рынка и относительная стабилизация курса рубля.  В антиинфляционной стратегии особое место занимает проблема урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных финансовых институтов для России. Установленная этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования внешнего фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом.

Информация о работе Инфляция и ее особенности в России