Инфляция и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным не равновесием на большинстве рынков в пользу спроса.
В ходе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи: изучены теоретические основы инфляции: сформулирована сущность инфляции, приведена классификация ее видов, сформулированы основные причины инфляции. А также был проведен анализ инфляционных процессов для стран с развивающейся экономикой на примере российской федерации за 2011-2012 годы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……...3
1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ.
1.1. Сущность инфляции…………………………………………….……5
1.2. Виды инфляции…………………………………………………….…8
1.3. Типы инфляции…………………………………………………….…9
2. ПРИЧИНЫ, МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ.
2.1. Факторы, вызывающие инфляцию………………………………….13
2.2. Механизмы противодействия инфляции…………………………...15
2.3. Социально-экономические последствия инфляции……………….18
3. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА I КВАРТАЛ 2010 ГОДА В СРАВНЕНИИ С ПРЕДЫДУЩИМИ ГОДАМИ.
3.1. Общее состояние российской экономики в I квартале 2010 г.......21
3.2.Потребительские цены…………………………………………….…22
3.3. Цены производителей…………………………………………….…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ДКБ1.docx

— 94.31 Кб (Скачать файл)

 С точки зрения интересов  общества, борьба с инфляцией  может привести к значительным  потерям в народном хозяйстве.  По некоторым подсчетам, для  снижения инфляции на 1% безработица  должна быть в течение года  на 2% выше своего естественного  уровня, при этом реальный Валовой  Национальный Продукт (ВНП) уменьшается  на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.

2.3. Социально-экономические  последствия инфляции.

Инфляция ведет к перераспределению  национального дохода в пользу государства  и монополий. В условиях, когда государственные бюджеты становятся дефицитными, государство для их покрытия широко использует инфляционный выпуск бумажных денег, что позволяет государству помимо налогов дополнительно изъять часть национального дохода для финансирования своих расходов.

Преимущество инфляционного  метода финансирования заключается  в следующем.

Во-первых, в отличие от увеличения налогов инфляционный метод  финансирования носит замаскированный  характер, т.е. инфляция действует как  скрытый налог.

Во-вторых, инфляция  –  это «худший вид принудительного  займа», когда население вынуждено  безвозмездно отдавать часть своего дохода в государственный бюджет.

Следовательно, инфляция оказывает  негативное воздействие на положение  населения. [6]

Прежде всего инфляция отрицательно влияет на положение рабочего класса, так как снижает реальную заработную плату. В то же время номинальная  заработная плата поднимается не автоматически, а в результате упорной борьбы трудящихся. Причем это увеличение, как правило, отстает от нового роста цен на товары первой необходимости.

От инфляции страдают и  мелкие товаропроизводители - крестьяне и ремесленники. Возникают «ножницы цен», т.е. цены на их продукцию отстают от цен на сырье и средства производства. Кроме того, от инфляционного обесценения денег oни теряют часть своих сбережений.

Но больше всего страдают от инфляции так называемые «бюджетники», т.е. служащие, врачи, учителя, пенсионеры и студенты, чьи доходы зависят от государственного бюджета и носят фиксированный характер.

В то же время буржуазия  выигрывает от инфляции, так как, во-первых, этот процесс способствует повышению нормы прибыли. Во-вторых, промышленные и торговые капиталисты выигрывают как заемщики, погашая банковские ссуды обесцененными бумажными деньгами.

Но особенно высокие прибыли  от инфляции получают владельцы предприятий военной промышленности, так как государство покупает их продукцию по очень высоким ценам, также капиталисты экспортных отраслей, получающих высокие прибыли от валютного демпинга (-продажа товаров по искусственно заниженным ценам)  на внешних рынках.

Большую выгоду инфляция приносит и землевладельцам, которые, во-первых, погашают свою ипотечную задолженность  обесцененными деньгами, а во-вторых, часто будучи сельскохозяйственными  предпринимателями, увеличивают свои прибыли за счет снижения реальной заработной платы сельскохозяйственных рабочих.

В целом инфляция, хотя вначале  и сопровождается специфическим  «бумом», но оказывает негативное влияние  на всю экономику страны.

Во-первых, инфляция отрицательно влияет на сферу производства, так как усиливает неравномерность развития всех его отраслей. Непропорциональное повышение цен на товары и неравенство норм прибыли в различных отраслях производства ведут: к разбуханию одних отраслей производства и к упадку других.

Кроме того, инфляция приводит к переливу капиталов из сферы  производства в сферу обращения, где в связи с огромными спекулятивными прибылями капитал оборачивается очень быстро.

Во-вторых, инфляция отрицательно влияет и на сферу обращения, так  как дезорганизуется нормальный товарооборот, который заменяется спекулятивной  торговлей в погоне за дополнительными  прибылями.

В-третьих, инфляция ведет  к деформации потребительского спроса, поскольку во время высоких темпов инфляции происходит «бегство от денег», когда независимо от реальной потребности в товарах покупается все, лишь бы избавиться от обесценивающихся денег — «деньги жгут руки».

В-четвертых, инфляция оказывает  отрицательное влияние на кредит и кредитную систему, поскольку возврат полученных ранее ссуд происходит в обесцененных деньгах, что невыгодно кредиторам. Следовательно, инфляция ведет к свертыванию коммерческого и банковского кредита.

И наконец, инфляция вызывает глубокое расстройство денежной системы, так как при острой инфляции платежный оборот отказывается принимать бумажные деньги как счетную единицу и переходит к твердой валюте.

Таким образом, инфляция ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех его звеньях: как в сфере производства, так и в сфере обращения. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА I КВАРТАЛ 2010 ГОДА В СРАВНЕНИИ С ПРЕДЫДУЩИМИ ГОДАМИ.

3.1. Общее состояние российской  экономики в I квартале 2010 г.

В I квартале 2010 г. российская экономика постепенно восстанавливалась  после глубокого спада 2009 года. Во многих видах экономической деятельности происходил рост выпуска продукции. Однако инвестиционная активность была еще низкой. Медленно восстанавливался и потребительский спрос, хотя реальные доходы населения увеличивались  высокими темпами. В целом ВВП  оставался ниже своего потенциального уровня.

Важную роль в поддержании  роста экономики в I квартале сыграло  улучшение условий торговли, которое  обеспечило значительное увеличение экспорта. При этом происходило укрепление рубля и росли золотовалютные резервы.

В I квартале продолжилось замедление инфляции, начавшееся во II квартале 2009 года. Его факторами являлись сохранявшийся  отрицательным разрыв выпуска и  укрепление рубля. Темпы роста потребительских  цен за квартал достигли минимального значения для этого периода с 1999 года. По оценкам, в целом за год  инфляция будет ниже установленного основными направлениями единой государственной денежно-кредитной  политики целевого уровня для 2010 года.

Укрепление рубля, снижение инфляции, повышение экономической  активности обусловили увеличение спроса на национальную валюту и возобновление  роста денежной массы. Начиная с IV квартала 2009 г. в среднем рублевая денежная масса (М2) стала расти темпами, равными их докризисному уровню. К  концу I квартала объем денежного  предложения в целом соответствовал складывающемуся спросу на деньги. Сохранение высоких темпов роста  денежной массы в дальнейшем может  привести к формированию устойчивого положительного монетарного разрыва и создать риск ускорения инфляции. [3]

Основными источниками роста  денежной массы в I квартале 2010 г. были увеличение чистого кредита органам  государственного управления и рост чистых иностранных активов Банка  России. Кредитная активность банков в создании денежного предложения  была незначительной, и за квартал  денежный мультипликатор снизился. Несмотря на рост совокупных банковских резервов, банки не стремились расширять кредитный  портфель, предпочитая наращивать альтернативные виды активов. Кроме того, рост кредитования все еще ограничивался невысоким  спросом на кредиты, обусловленным  недостаточно быстрым восстановлением  экономической активности.

В условиях замедления инфляции Банк России продолжил снижение процентных ставок по собственным операциям  с целью увеличения доступности  кредитных ресурсов. Смягчение денежно-кредитной  политики в сочетании с ростом объемов банковской ликвидности  при благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуре повлияло на общее снижение процентных ставок на финансовых рынках, однако его влияние на объемы кредитования было незначительным.

С учетом формирующихся позитивных тенденций в экономике, роста  ликвидности у банков, повышения  устойчивости банковского сектора  и сокращения системных рисков Банк России стал постепенно сокращать объемы рефинансирования в форме кредитов без обеспечения, используемых изначально как антикризисная мера, и ориентировать  банки на использование традиционных инструментов привлечения средств. [3]

3.2.Потребительские цены.

Согласно информации Федеральной  службы государственной статистики, за I квартал 2010 г. потребительские цены повысились на 3,2%, что меньше аналогичного показателя в предыдущем году на 2,2 процентного пункта. Темп прироста потребительских цен в марте  по отношению к марту 2009 г. составил 6,5%, в I квартале по отношению к I кварталу предыдущего года – 7,2%.

Замедление инфляции в  январе-марте 2010 г. произошло прежде всего за счет базовой инфляции, которая составила 1,5% против 4,3% в  январе-марте 2009 года. По оценке, удорожанием  товаров и услуг, учитываемых  при ее расчете, было получено 1,2 процентного  пункта, или 37,4% уровня инфляции (в январе-марте 2009 г. – 3,5 процентного пункта, или 64,0%). 

Рис. 3.1. Динамика цен на потребительские  товары и услуги (в % к предыдущему месяцу)

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.2. Динамика цен на потребительские  товары и услуги (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

Таблица 3.1. Инфляция на рынке продовольственных товаров (%)

 

Прирост (март 2010 г. по отношению к  декабрю 2009 г.)

Прирост (март 2009 г. по отношению к  декабрю 2008 г.)

 

Продовольственные товары

3,8

5,0

Замедление прироста на 1,2 п.п.

Хлеб и хлебобулочные  изделия

0,6

1,3

Замедление прироста на 0,7 п.п.

Крупа и бобовые

2,4

3,9

Замедление прироста на 1,5 п.п.

Макаронные изделия

-0,7

3,7

-

Мясо и птица

0,0

3,6

Замедление прироста на 3,6 п.п.

Рыба и морепродукты

1,7

8,0

Замедление прироста на 6,3 п.п.

Молоко и молочная продукция

3,6

1,2

Ускорение прироста на 2,4 п.п.

Масло сливочное

5,2

1,4

Ускорение прироста на 3,8 п.п.

Масло подсолнечное

1,3

-7,1

-

Сахар-песок

10,0

28,7

Замедление прироста на 18,7 п.п.

Плодоовощная продукция

18,0

14,7

Ускорение прироста на 3,3 п.п.

Алкогольные напитки

3,7

3,9

Замедление прироста на 0,2 п.п.


Цены на продовольственные  товары без плодоовощной продукции  за I квартал 2010 г. повысились на 2,3% (за I квартал 2009 г. – на 4,0%). Удорожание этой группы продуктов питания обеспечило, по оценкам, 0,8 процентного пункта, или 25,2% уровня инфляции (за I квартал предыдущего  года – оценочно 1,4 процентного пункта, или 25,3%). [4]

Среди основных групп и  видов продуктов питания без  плодоовощной продукции в I квартале 2010 г. более всего подорожали яйца – на 12,7% и сахар-песок – на 10,0% (в I квартале 2009 г. яйца стали дешевле на 8,5%, повышение цен на сахар-песок составило 28,7%). Темпы удорожания большинства других основных групп продовольственных товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, крупа и бобовые, мясо и птица, рыба и морепродукты, алкогольные напитки) по итогам января-марта 2010 г. были ниже, чем за январь-март 2009 года. Макаронные изделия стали дешевле на 0,7%, тогда как за I квартал предыдущего года цены на них повысились на 3,7%.

За I квартал 2010 г. цены на плодоовощную продукцию возросли на 18,0%, что на 3,3 процентного пункта больше, чем  за соответствующий период предыдущего  года. По оценкам, вследствие удорожания плодоовощной продукции общий уровень  потребительских цен повысился  на 0,6 процентного пункта (20,6% общего прироста потребительских цен). В 2009 г. аналогичные показатели составили 0,5 процентного пункта и 9,7%.

Цены на продовольственные  товары в целом за январь-март 2010 г. повысились на 3,8%. В предыдущем году аналогичный показатель составил 5,0%.

В I квартале текущего года темп прироста цен на непродовольственные  товары заметно сократился, составив 0,9% против 3,8% в аналогичный период 2009 года. По оценке, повышением цен на непродовольственные товары было обусловлены 0,3 процентного пункта, или 10,4% уровня инфляции. В январе-марте 2009 г. эти  показатели были равны 1,4 процентного  пункта и 26,1%. В наибольшей степени  подорожали табачные изделия – на 4,9% (за январь-март 2009 г. – на 6,3%). Умеренным (до 1,7%) был темп прироста цен на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь. Цены на бензин автомобильный  и медикаменты снизились на 0,6 и 1,4% соответственно (по итогам I квартала 2009 г. бензин подешевел на 8,1%, медикаменты  стали дороже на 14,2%).

За январь-март 2010 г. цены и тарифы на платные услуги населению  повысились на 5,4% (за соответствующий  период 2008 г. – на 8,5%). По оценкам, прирост  цен и тарифов на платные услуги в I квартале текущего года обеспечил 1,4 процентного пункта, или 43,9% общего прироста цен на потребительском  рынке (в I квартале 2009 г. – 2,1 процентного  пункта, или 38,9% уровня инфляции). [15]

Темп прироста регулируемых цен и тарифов на платные услуги за январь-март 2010 г. был равен оценочно 9,8%, что на 2,1 процентного пункта меньше аналогичного показателя в 2009 году. Темпы прироста тарифов на жилищно-коммунальные услуги составили 11,5% против 17,0% в январе-марте 2009 года. Услуги пассажирского транспорта подорожали на 3,5% (за соответствующий период 2009 г. – на 4,3%).

Информация о работе Инфляция и ее виды