Инфляция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Период исследования с 2000 г……………………………………………………5
2. Причины инфляции………………………………………………………………...5
3. Факторы инфляции……………………………………………………………….15
4. Инфляционное таргетирование как способ регулирования инфляции………...16
Заключение…………………………………………………………………………..22
Список используемых источников………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

КР Инфляция в России.docx

— 50.31 Кб (Скачать файл)

5. Инфляционные  ожидания - возникновение «самоподдерживающегося»  механизма инфляции. Население и  хозяйственные субъекты привыкают  к постоянному повышению уровня  цен. Население требует повышения  заработной платы и запасается  товарами впрок, ожидая их скорое  подорожание. Производители же опасаются  повышения цен со стороны своих  поставщиков, одновременно закладывая  в цену своих товаров прогнозируемый  ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик  инфляции. Живой пример таких  инфляционных ожиданий мы можем  наблюдать в своей повседневной  жизни.

Уменьшать количество имеющихся в стране денег с целью заставить продавцов назначать цены ниже цен воспроизводства товаров - означает принуждать товаропроизводителей к суженному воспроизводству. Правда, при достаточном запасе накопленного капитала они могут, осуществив дополнительные затраты, перейти на прогрессивные технологии и сократить издержки производства. У российских товаропроизводителей после либерализации цен в январе 1992 г. таких накоплений не было, и капиталовложения в производство резко упали.

Работа в режиме суженного воспроизводства не устраняет необходимость реализации товаров по ценам, не меньшим, чем цены их воспроизводства. Последние при технологическом регрессе не могут снижаться, поэтому разрешение проблемы нехватки денежной массы без снижения цен и увеличения скорости обращения денег может пойти по двум направлениям. Либо товаропроизводители сворачивают выпуск продукции, поскольку он при данных ценах убыточен, либо находят не связанные со снижением цен и технологическим прогрессом способы возмещения затрат (экономия на оплате издержек, осуществление товарного обмена и продолжение производства без использования национальной валюты).

Опыт выживания российских предприятий после января 1992 г. выявил следующие основные пути реализации второго направления:

1. Работа на  внешний рынок. Этот путь позволяет  продавать продукцию по ценам, превышающим цены ее воспроизводства; организовать выпуск товаров  на условиях толлинга, что дает экономию на издержках производства и обеспечивает гарантированный рынок сырья и сбыта изделий; с помощью иностранных партнеров обновить выпускаемую продукции и используемые технологии.

2. Сокращение  масштабов производства при повышении  цен. На этом пути предприятия  экономят на переменных издержках  производства и компенсируют  уменьшение объемов выпуска ростом  цен. Одновременное уменьшение размеров  производства и вслед за ним  предложения товаров позволяют  увеличивать цены при отсутствии  и даже убывании платежеспособного  спроса.

3. Неплатежи  за полученную продукцию и  в финансово-кредитную систему. Неплатежи  позволяют производить товары, не  получая за них сполна, но и  не оплачивая потребляемую продукцию. Первые устойчивые неплательщики  в стране появились с началом  так называемого «радикального  этапа реформ», в феврале-марте 1992 г. К концу первого полугодия  в их числе оказалось 80% государственных  предприятий, и за полгода объем  взаимных неплатежей в РФ увеличился  в 82 раза. Неплательщиком было и  государство: его задолженность  по выплате только заработной  платы, пенсий и пособий выросла  с 1 апреля по 1 июня 1992 г. более чем  в 3,7 раза. По оценке департамента  валютного регулирования Центрального  банка РФ, в 1995 г. неплатежами в  России покрывалось около четверти  товарооборота. Столь масштабное  и длительное использование неплатежей  позволяет рассматривать их не  только как способ выживания  экономических агентов в условиях  острой нехватки платежных средств, но делает необходимым учет  их величины при анализе денежной  массы.

4. Осуществление  товарного обмена с использованием  платежных средств, отличных от  национальной валюты. В качестве  таких средств выступают некоторые  товары и иностранная валюта.

Отмеченные способы снижения затрат относительно редко встречаются в экономике с отлаженным рыночным механизмом. Условия, в которых оказалась российская экономика в переходный период, породили массовое проявление описанной выше реакции производителей на повышение цен. В итоге попытки ограничения роста денежной массы с целью борьбы с инфляцией оказались неэффективными.

Сказанное не означает, что уменьшение денежной массы в принципе не способно сдерживать и снижать скорость инфляции. Оно, несомненно, может быть инструментом воздействия на инфляцию, когда последняя вызвана переполнением каналов обращения денежными знаками, когда есть стимулы и возможность осуществления технологического прогресса и когда реакция спроса и предложения товаров на изменение цен совпадает с принятой в традиционной экономической теории схемой. При этом не исключено существование и других условий, необходимых для практической реализации идей монетаризма в борьбе с инфляцией. [7]

Экспертные оценки показывают, что от выпуска Центральным банком РФ денег в обращение до их поступления хозяйственным субъектам проходит максимум два - три месяца. Это дает основание весьма осторожно относиться к предположению о существовании содержательной связи между ростом цен и расширением денежной массы с лагом во времени свыше трех месяцев.

Основная причина неработоспособности идей монетаризма, причем не только в России, состоит не в том, что они, как обычно утверждают их сторонники, проводились непоследовательно, нерешительно и некачественно. Возможность реакции экономических субъектов на недостаток национальных платежных средств, которая наблюдалась в России и других странах, пытавшихся преобразовать экономику по рецептам Международного валютного фонда и Всемирного банка, заложена в основную формулу количественной теории денег. [4]

Действующие в рамках международной группы «Адженда» ученые из Австрии, Венгрии, Германии, Индии, Италии, Словакии, Словении, США, Чешской республики отмечают, что «освобождение цен в условиях нынешних огромных диспропорций товаров и денежной массы вряд ли способно стимулировать рост производства продукции и ее распределение. Ввиду отсутствия устойчивых денег либерализация цен только увеличивает соблазн финансовых спекуляций и никак не способствует созданию новых ценностей».

Основными факторами, сдерживающими повышение цен и действующими в сторону их снижения, выступают технологический прогресс и платежеспособный спрос. Первый снижает средние издержки производства на единицу потребительной стоимости товара. Ограниченность же платежеспособного спроса сдерживает расширение масштабов продаж без адекватного размерам расширения и росту денежной массы снижения товарных цен. Результатом действия этих двух факторов является замедление темпов роста или даже снижение абсолютного уровня цен тех продуктов, выпуск которых растет.

Ни один из этих факторов в рассматриваемый период в России не действовал: происходил технологический регресс, а ограниченность платежеспособного спроса преодолевалась ростом неплатежей и задолженности (как внутренней, так и внешней).

Экономико-математические исследования взаимосвязи динамики цен и изменения физического объема валовых выпусков позволяют сформулировать следующие свойства рассматриваемой взаимосвязи:

1. Если цены  на товары и удельные нормативы  затрат на их производство  не уменьшаются, сократить объем  выпуска некоторого товара без  уменьшения величины прибыли  от его реализации можно, лишь  увеличив его цену. При этом  темп роста цены взаимосвязан  с размером сокращения выпуска, зависит от величины; удельных  материальных затрат на производство  продукции, увеличения уровня оплаты труда и динамики цен других товаров.

2. Если нормативы удельных затрат и /или величина денежной заработной платы повышаются, не уменьшающее размер прибыли фиксированное сокращение масштаба выпуска продукции достижимо лишь при более быстром, чем при неизменных нормативах и заработной плате, росте цены товара.

3. При неравномерном  росте товарных цен может оказаться, что требуемое для поддержания  прежнего объема прибыли увеличение  цены некоторого товара приведет  к убыточности производства других  товаров. Это означает, что повышение  цен и получение прибыли одной частью товаропроизводителей будет происходить одновременно с разорением другой их части.

Этот процесс мы и наблюдали в промышленности РФ: цены растут, объемы производства падают. При росте получаемой промышленностью прибыли, исчисленной в текущих ценах, абсолютно и относительно увеличивается число убыточных предприятий, происходит дифференциация производителей продукции.

Балансовая прибыль в промышленности выросла, доля убыточных в общем числе промышленных предприятий повысилась с 7 до 22,5%. В 1991-1995 гг. происходила дифференциация производителей промышленной продукции. Аналогичные процессы наблюдались и в других сферах производства.

Для реализации объема продукции, превышающего расчетный, да еще по более высоким, по сравнению с расчетными, ценам необходим больший платежеспособный спрос. При неизменной скорости обращения денег увеличение необходимой денежной массы может быть оценено величиной произведения скорости роста физического объема продукции и цен. Расхождение между необходимой для обслуживания товарных сделок и фактической денежной массой покрывается изменением скорости обращения денег и величиной задолженности предприятий и организаций.

Из сказанного следует важный для выработки политики экономического регулирования вывод. Поскольку в наших условиях повышение цен сопровождается не ростом, а падением объемов производства, не следует рассматривать дальнейшее увеличение цен в качестве средства стимулирования производства. При существующем ценообразовании они для этого либо принципиально не годятся, либо смогут работать лишь при определенных условиях, которые еще предстоит создать.

В любом случае на современном этапе основное значение имеют неценовые методы воздействия на структуру и динамику производства. И, видимо, не случайно промышленно развитые страны в последние годы менее активно применяют ценовое регулирование. [3]

 

  1. Факторы инфляции.

 

Необходимо различать внутренние и внешние факторы инфляции.

К внутренним факторам относятся денежные (монетарные) и неденежные. К факторам денежного обращения относятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита; перенасыщение кредитом народного хозяйства; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движения и др. Инфляция может развиваться и при стабильной массе денег в обращении при сокращении обращения объема товаров и услуг, что обусловлено ускорением оборота денег. По экономическому эффекту ускорение оборота денег при прочих неизменных условиях равнозначно выпуску дополнительной массы денег в обращение.

К неденежным факторам инфляции относятся: факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве, с затратным механизмом хозяйствования, государственной экономической политикой, в том числе налоговой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и т.д. При инфляции капитал перемещается из сферы производства в сферу обращения, так как там скорость обращения намного выше, что позволяет получать огромные прибыли, но одновременно усиливает инфляционные тенденции. Механизм инфляции самовоспроизводится, а на его основе нарастает дефицит сбережений, сокращаются кредит, инвестиции в производство и предложение товаров.

Внешними факторами инфляции служат мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный, нелегальный экспорт золота, валюты и др.)

Борьба с инфляцией в течение последних лет является “краеугольным камнем” денежно-кредитной политики России и признается одной из главных проблем экономики. Темпы же инфляции принимаются в качестве критериев при разработке и принятии программ Правительства.

Российская инфляция уникальна, и отличается не только от “классических”, но, в той или иной степени, и от любых других известных типов инфляции. Какова же ее природа? В чем ее причины, какие факторы определяют отечественную инфляцию? По этим злободневным вопросам в российской печати развернулась в последние годы острая дискуссия. Все многообразие интерпретаций российской инфляции можно свести к двум точкам зрения: инфляции присуща монетарная (денежная) природа; инфляция имеет также немонетарную природу.

Однако российские реформаторы опирались на прямолинейную монетаристскую интерпретацию зависимости инфляции лишь от избыточного выпуска денег, бюджетного дефицита и нестабильности валютного курса, а также преувеличивали эффективность рыночного регулирования.

В борьбе с инфляцией в нашей стране как-то упустили, что это “многоголовый дракон”, которого нельзя истребить, рубя поочередно его головы, - каждая предыдущая отрастет пока борются с последующими. Необходим комплекс взаимосвязанных решений, сердцевина которых состоит в мерах, направленных на рост национального производства. Осуществить их надо, выверяя каждый шаг и следя за тем, чтобы общее движение было поступательным. [2]

 

 

 

  1. Инфляционное таргетирование как способ регулирования инфляции.

 

В большинстве развитых стран инфляция считается серьезной социально-экономической проблемой, поскольку приводит к росту цен, обесценению сбережений, снижению стимулов к инвестированию, бегству капиталов в иностранные активы, драгоценные металлы и недвижимость. Кроме того, инфляция замедляет темпы экономического роста, затрудняет долгосрочное планирование и в своих крайних формах усиливает социальную и политическую напряженность в обществе. Сегодня многие страны в качестве промежуточных целей национальной денежно-кредитной политики используют денежные агрегаты или валютные курсы. Однако в 90-е годы некоторые индустриально развитые страны порвали с этой традицией, сосредоточив свое внимание на показателе инфляции. Данный подход к контролю над инфляцией получил название «инфляционное таргетирование».

По мнению ряда специалистов, денежно-кредитную политику многих стран можно в той или иной степени охарактеризовать как инфляционное таргетирование. Например, известный американский экономист Дж. Тэйлор полагает, что денежно-кредитная политика США опирается на эмпирическое правило инфляционного таргетирования. Согласно этому правилу, Федеральная резервная система (ФРС) регулярно корректирует процентную ставку по федеральным фондам, реагируя на отклонения внутреннего производства от своего потенциального объема и инфляции - от прогнозного уровня.

Информация о работе Инфляция в России