техническому обслуживанию,
ремонту, страхованию лежат на лизинговой
компании;
лизингополучатель может расторгнуть
договор, если имущество в силу
непредвиденных обстоятельств
окажется в состоянии, непригодном для
использования; риск случайной
гибели, утраты, порчи лизингового имущества
лежит на лизингодателе;
размеры лизинговых платежей при оперативном
лизинге выше, чем при финансовом
лизинге, поскольку лизингодатель должен
учитывать дополнительные риски,
связанные, например, с отсутствием клиентов
для повторной сдачи имущества,
возможной порчей или гибелью имущества;
по
окончании срока договора имущество,
как правило, возвращается
лизингодателю. По желанию лизингополучатель
имеет право продлить договор на
новых условиях и даже приобрести
его в собственность.
Формирование и развитие данного
вида лизинга становится возможным с
появлением вторичного рынка
лизингуемого оборудования, поскольку
у
арендодателя появляется проблема
реализации имущества по окончании срока
лизинга.
Наибольшее распространение
получили первых два вида. Обычно это
долговременные (применительно
к России) сделки на срок от 1,5 до 3,5 лет.
Причем в случае возвратного
лизинга продавец становится и лизингополучателем.
Продав оборудование лизинговой
компании, он тут же получает его в лизинг.
Такая схема позволяет владельцу
ликвидных основных средств получить
оборотные
средства, не расставаясь с
оборудованием и продолжая выпускать
продукцию.
3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В
РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Становление лизинга
в России. Нормативное регулирование
лизинга в РФ
В России лизинг применялся
до начала 90-х годов в сравнительно небольших
масштабах и лишь в международной торговле.
Однако и раньше напрокат сдавались легковые
машины, а прокат по своей сущности близок
к оперативному лизингу.
Начало современного развития
лизинговых операций на отечественном
рынке можно отнести к 1988 — 1989 гг. в связи
с внедрением арендных форм хозяйствования.
Заметным явлением в становлении начальных
правил применения лизинга стали Основы
законодательства СССР об аренде от 23
ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка
СССР от 16 февраля 1990 года № 270 “О плане
счетов бухгалтерского учета”, в котором
был представлен порядок отражения лизинга
в бухгалтерском учете. Развитие сети
коммерческих банков способствовало внедрению
лизинговых операций в банковскую практику.
Так, в 1988 г. было создано совместное советско-финское
лизинговое СП «Арендмаш» по сдаче в аренду
строительной техники инофирмам, работающим
в СССР. В том же году было образовано,
а с 1989 г. стало действовать АО «Совфинтрейд»,
в уставе которого предусматривалось
проведение лизинговых операций.
В 1990 г. было создано четыре
лизинговые компании: во Владивостоке
— Дальневосточная акционерная лизинговая
компания «Дальлизинг» (сфера деятельности
— лизинг рыболовецких судов, шахтного
оборудования); в Нижнем Новгороде — торгово-лизинговое
объединение «РОССИЯ» (операции со станочным
оборудованием, прокатными станами, электронными
системами); в Ярославле — лизинговая
компания «Ярославтехлизинг», а в Санкт-Петербурге
— компания «Балтийский лизинг». В июле
1991 г. в Санкт-Петербурге появилась компания
«Петролизинг», а в 1992 г. в Москве — компании
«Лизингбизнес», «Межсбер-Юраско лизинг»,
«Промстройлизинг». В том же году образовалось
Русское акционерное лизинговое общество
— РАЛИО. В 1993 г. в Москве были зарегистрированы
Русско-германская лизинговая компания
(«РГ Лизинг») и Русская авиационная акционерная
лизинговая компания «Аэролизинг», а в
Пензе — компания «Лизинком».
В соответствии с Постановлением
Совета Министров СССР от 29 декабря 1990
г. № 1369 в июне 1991 г. была создана, а с декабря
приступила к работе международная советско-французско-немецкая
лизинговая компания «Евролизинг».
В октябре 1994 г. учреждается
Российская ассоциация лизинговых компании
(Рослизинг), которая является некоммерческой
организацией; она призвана выражать и
отстаивать интересы профессиональных
участников лизингового рынка.
При создании ассоциации «Рослизинг»
в ее состав вошли 15 компаний. По материалам
«Евролиза», корреспондентским членом
которого (впоследствии — действительным
членом) стала российская ассоциация,
в 1995 г. учет велся по результатам деятельности
19 компаний, в 1996 г.— по 24. В состав Российской ассоциации лизинговых
компаний входят 47 ведущих в России лизинговых
компаний, банков, страховых обществ, консалтинговых
фирм.
Выполняя поручение Президента
Российской Федерации, Правительство
России своим постановлением от 29 июня
1995 г. № 633 утвердило Временное положение
о лизинге. Этот документ заложил нормативные
и методологические основы лизинговой
деятельности в нашей стране.
В целях повышения финансовой
привлекательности лизинговых операций
было принято постановление Правительства
Российской Федерации от 20 ноября 1995 г.
№ 1133 «О внесении дополнений в Положение
о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг),
и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли».
Согласно данному постановлению проценты
по полученным субъектами лизинга заемным
средствам для осуществления лизинговых
операций, а также лизинговые платежи
включаются в состав затрат по производству
и реализации продукции (работ, услуг).
Таким образом, кредитно-финансовые учреждения,
выступающие в роли лизингодателей, получили
возожность уменьшать налогооблагаемую
базу на величину денежных средств, предоставляемых
для осуществления лизинговых сделок.
В свою очередь, лизингополучателям было
предоставлено право относить лизинговые
платежи на производственные затраты.
Эффективность лизинга напрямую
зависит от гибкости государственной
амортизационной политики. В рамках общего
курса на повышение роли амортизационных
отчислений как одного из основных источников
формирования инвестиций постановлением
Правительства Российской Федерации от
27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке
развития лизинговой деятельности в Российской
Федерации» был установлен порядок, по
которому ко всем видам движимого лизингового
имущества, относящегося к активной части
основных фондов, мог применяться в соответствии
с условиями договора лизинга механизм
ускоренной амортизации с коэффициентом
3.
Развивалась методическая база
лизинга. Министерством экономики и Министерством
финансов Российской Федерации были разработаны
типовой устав акционерной лизинговой
компании, примерная форма договора о
финансовом лизинге, методические рекомендации
по расчету лизинговых платежей. Минфин
РФ также утвердил инструкцию по бухгалтерскому
учету лизинговых операций.
Государственная поддержка
способствовала активизации лизинговой
деятельности в стране. Увеличивалось
число лизинговых компаний, расширялся
спектр их услуг. Растущий интерес к лизингу
стали проявлять ведущие российские коммерческие
банки. Большинство новых лизинговых фирм
учреждалось с их участием. В начале 90-х
годов Мосбизнесбанк сформировал специализированную
лизинговую компанию «Лизингбизнес»,
Межрегиональный банк – «Меликон», Промстройбанк
в С.-Пб. – «Балтлиз», и именно по инициативе
компаний «Меликон» и «Балтлиз» в 1994 году
создаётся Российская ассоциация лизинговых
компаний (Рослизинг).Свои лизинговые
компании начали создавать предприятия
агропромышленного комплекса, авиационной
и других отраслей промышленности. На
российский рынок стали выходить иностранные
лизинговые фирмы.
В сентябре 1996 г. Комиссией при
Министерстве экономики Российской Федерации
были выданы первые 17 лицензий на право
заниматься лизинговой деятельностью.
С февраля 1997 г. лицензии стали выдавать
не только резидентам, но и нерезидентам.
К началу 1998 г. были выданы лицензии уже
408 российским и 43 зарубежным компаниям,
а к августу 1998 г. (до кризиса) лицензирование
прошли 776 лицензиатов, в том числе 710 резидентов
и 66 нерезидентов из Австрии, Великобритании,
Германии, Италии, Нидерландов, США, Швеции
и других стран. К началу 1999 г. лицензии
получили 823 компании, из них 753 резидента
и 70 нерезидентов.
В третьем квартале 2013 года рынок лизинга
немного отыграл падение 1-го полугодия
– сокращение новых сделок по итогам 9
месяцев составило 3% (за полугодие – 17%). Объем нового бизнеса за январь-сентябрь
2013 года составил 940 млрд руб. Динамика
крупнейших сегментов рынка – ж/д транспорта
и авиатехники – при этом отличалась от
первых двух кварталов года: если ж/д сегмент
отвоевывал утерянные позиции, то объем
авиасделок в третьем квартале был незначительным,
однако сегмент по-прежнему занимает заметную
долю на рынке.
В структуре рынка наибольшее сокращение
пришлось на сделки финансового лизинга,
при этом оперативный лизинг за год увеличился
вдвое. По итогам 9 месяцев 2013 года в
общей сумме сделок он занял 8%. Рост объема
оперативного лизинга коррелирует с ростом
доли авиасегмента в целом по рынку - значимую
часть лизинга самолетов составляют сделки
оперативного лизинга.
Основные препятствия для роста оперативного
лизинга - отсутствие развитого вторичного
рынка имущества, законодательная неопределенность,
невысокая культура эксплуатации техники,
отсутствие налоговых преференций. Потребителями таких услуг в
России преимущественно являются дочерние
предприятия международных холдингов
(транслирующие зарубежные принципы ведения
бизнеса), а также компании, нацеленные
на иностранное фондирование – при действующих
правилах МСФО лизинг позволяет не отягощать
баланс и улучшить индикаторы эффективности.
Отечественные предприниматели пока предпочитают
чаще приобретать имущество в собственность,
а не в пользование.
Массового интереса к оперативному лизингу
у лизингодателей не наблюдается. Несмотря на рост оперлизинга
за прошедший год, около 33% опрошенных
топ-менеджеров не планируют им заниматься
в 2014-2015 годах и только 18% компаний собираются
разрабатывать такой продукт. Примерно
четверть участников опроса будут развивать
операционный лизинг в 2014 году, и почти
столько же руководителей компаний указали,
что уже предлагают его своим клиентам.
Выводы
Прирост новых
лизинговых сделок за 9 месяцев 2012 года
составил символические 5% – меньше индекса
цен производителей (106,9%), что говорит
о сокращении рынка в реальном выражении. Торможение рынка пришлось
в основном на III квартал – по итогам полугодия
прирост был хоть и небольшим, но положительным
– 10% без учета ВЭБ-Лизинга, 34% – с учетом.
Высокая концентрация на рынке сохраняется
– как по сегментам, так и по участникам
рынка. Доля ж/д техники в структуре новых
сделок за год не изменилась – за 9 месяцев
2012-го и 2011 года она составляла около 54%.
Хотя лизинг
– зачастую самый доступный инструмент
финансирования инвестпроектов для МСБ,
он остается преимущественно механизмом
реализации крупномасштабных проектов. В последние 5 лет на рынке доминируют
сделки с субъектами крупного бизнеса
– их доля в объеме нового бизнеса увеличилась
с 55% в 1 полугодии 2008 года до 69% в 1 полугодии
2012 года. Как следствие, в структуре сделок
по объему основную долю занимают контракты
стоимостью в сотни миллионов рублей (почти
70%).
Наряду с поиском
надежных клиентов ключевым вопросом
в 2013 году станет фондирование: смогут ли независимые компании
привлечь необходимые ресурсы на фоне
доминирования госкомпаний на рынке? Вопрос
обостряется растущими ставками и изменениями
банковского регулирования.
Большинство
топ-менеджеров лизингового рынка не ждут
«дешевых денег» в 2013 году. 66% респондентов считают, что
ставки по кредитам умеренно вырастут,
на 1-2 п.п. Пятая часть участников опроса
(22%) полагают, что колебания ставок будут
незначительны. По 6% респондентов полагают,
что рост ставок составит более 2 процентных
пунктов и что ставки понизятся на 1-2 п.п.
Сильного снижения ставок (более чем на
2 п.п.) не предполагает никто из участников
опроса.
Выводы
Прорывной год:
по оценке «Эксперта РА», 2011 год станет
самым успешным в истории развития отечественного
лизингового рынка. Объем новых сделок по итогам
года может составить 1,3-1,5 трлн. руб.
Рентабельность
в оппозиции к росту: несмотря на увеличение
суммы новых сделок, маржа лизинговых
компаний снижается. За 9 месяцев 2011 года рентабельность
активов в среднем по лизинговому рынку
сократилась с 1,6% до 1,3%, а рентабельность
капитала с 13,9% до 12%. На прибыльность лизингодателей
сегодня давят сильная ценовая конкуренция,
в том числе со стороны государственных
и квази-государственных компаний, а также
постепенный рост ставок по заемным ресурсам.
В борьбе за
повышение доходности лизинговым компаниям
необходимо диверсифицировать активы
и пассивы и создавать новые конкурентные
преимущества (например, расширять набор
сервисных услуг клиентам). При этом, если с необходимостью
диверсифицировать пассивную базу согласно
большинство компаний, то диверсифицировать
активы намерена только половина лизингодателей.
Разгон не вечен:
по мнению топ-менеджеров лизинговых компаний,
рост рынка существенно замедлится в 2012г. Почти 60% опрошенных топ-менеджеров
считают, что рынок (объем новых сделок)
в 2012 году вырастет не более чем на 20%. Появились
и пессимистичные ожидания – 17% опрошенных
топ-менеджеров полагают, что объем рынка
(новых сделок) в 2012 году не увеличится.
Сдержанность оценок объясняется тем,
что в следующем году не ожидается единичных
масштабных сделок (которые внесли значительный
вклад в рост рынка в 2011 году), а также отсутствием
«эффекта низкой базы».
Лизинг в России
Начался новый
этап развития. Активность на рынке лизинга
в 2010 году превзошла все прогнозы, мы наблюдаем
уже не восстановление, а новый этап роста.
Сумма новых сделок выросла в 2,3 раза по
сравнению с 2009 годом - до 725 млрд. руб. Быстрому
росту рынка способствовали, прежде всего,
стабилизация финансового состояния лизингополучателей,
агрессивная политика лизингодателей
с госучастием, а также смягчение критериев
риск-менеджмента лизинговыми компаниями.
Государственное
наступление. На долю лизинговых госкомпаний
(в том числе "дочки" госбанков) в
2010 году пришлось почти 50% объема нового
бизнеса. В 2009 их доля была в два раза ниже
- 25,4%, в 2008 – только 13,7%. Пока что места
на рынке хватает всем участникам, однако
борьба за клиента усиливается.