История лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 21:42, реферат

Описание работы

Принято считать, что все экономико- правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют, что аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных времен.
Действительно, идея лизинга далеко не нова, хотя термина “лизинг” (leasing) как такового еще не было. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384/383-322 г. г. до н. э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в “Риторике”: “Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности”.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 211.38 Кб (Скачать файл)

техническому обслуживанию, ремонту, страхованию лежат на лизинговой компании;

лизингополучатель может расторгнуть договор, если имущество в силу

непредвиденных обстоятельств окажется в состоянии, непригодном для

использования; риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества

лежит на лизингодателе;     размеры лизинговых платежей при оперативном

лизинге выше, чем при финансовом лизинге, поскольку лизингодатель должен

учитывать дополнительные риски, связанные, например, с отсутствием клиентов

для повторной сдачи имущества, возможной порчей или гибелью имущества;     по

окончании срока договора имущество, как правило, возвращается

лизингодателю. По желанию лизингополучатель имеет право продлить договор на

новых условиях и даже приобрести его в собственность.

Формирование и развитие данного вида лизинга становится возможным с

появлением вторичного рынка лизингуемого оборудования, поскольку у

арендодателя появляется проблема реализации имущества по окончании срока

лизинга.

Наибольшее распространение получили первых два вида. Обычно это

долговременные (применительно к России) сделки на срок от 1,5 до 3,5 лет.

Причем в случае возвратного лизинга продавец становится и лизингополучателем.

Продав оборудование лизинговой компании, он тут же получает его в лизинг.

Такая схема позволяет владельцу ликвидных основных средств получить оборотные

средства, не расставаясь с оборудованием и продолжая выпускать продукцию.

 

3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В  РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Становление лизинга  в России. Нормативное регулирование  лизинга в РФ

 

В России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу.

Начало современного развития лизинговых операций на отечественном рынке можно отнести к 1988 — 1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 “О плане счетов бухгалтерского учета”, в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику. Так, в 1988 г. было создано совместное советско-финское лизинговое СП «Арендмаш» по сдаче в аренду строительной техники инофирмам, работающим в СССР. В том же году было образовано, а с 1989 г. стало действовать АО «Совфинтрейд», в уставе которого предусматривалось проведение лизинговых операций.

В 1990 г. было создано четыре лизинговые компании: во Владивостоке — Дальневосточная акционерная лизинговая компания «Дальлизинг» (сфера деятельности — лизинг рыболовецких судов, шахтного оборудования); в Нижнем Новгороде — торгово-лизинговое объединение «РОССИЯ» (операции со станочным оборудованием, прокатными станами, электронными системами); в Ярославле — лизинговая компания «Ярославтехлизинг», а в Санкт-Петербурге — компания «Балтийский лизинг». В июле 1991 г. в Санкт-Петербурге появилась компания «Петролизинг», а в 1992 г. в Москве — компании «Лизингбизнес», «Межсбер-Юраско лизинг», «Промстройлизинг». В том же году образовалось Русское акционерное лизинговое общество — РАЛИО. В 1993 г. в Москве были зарегистрированы Русско-германская лизинговая компания («РГ Лизинг») и Русская авиационная акционерная лизинговая компания «Аэролизинг», а в Пензе — компания «Лизинком».

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1990 г. № 1369 в июне 1991 г. была создана, а с декабря приступила к работе международная советско-французско-немецкая лизинговая компания «Евролизинг».

В октябре 1994 г. учреждается Российская ассоциация лизинговых компании (Рослизинг), которая является некоммерческой организацией; она призвана выражать и отстаивать интересы профессиональных участников лизингового рынка.

При создании ассоциации «Рослизинг» в ее состав вошли 15 компаний. По материалам «Евролиза», корреспондентским членом которого (впоследствии — действительным членом) стала российская ассоциация, в 1995 г. учет велся по результатам деятельности 19 компаний, в 1996 г.— по 24. В состав Российской ассоциации лизинговых компаний входят 47 ведущих в России лизинговых компаний, банков, страховых обществ, консалтинговых фирм.

Выполняя поручение Президента Российской Федерации, Правительство России своим постановлением от 29 июня 1995 г. № 633 утвердило Временное положение о лизинге. Этот документ заложил нормативные и методологические основы лизинговой деятельности в нашей стране.

В целях повышения финансовой привлекательности лизинговых операций было принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Согласно данному постановлению проценты по полученным субъектами лизинга заемным средствам для осуществления лизинговых операций, а также лизинговые платежи включаются в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг). Таким образом, кредитно-финансовые учреждения, выступающие в роли лизингодателей, получили возожность уменьшать налогооблагаемую базу на величину денежных средств, предоставляемых для осуществления лизинговых сделок. В свою очередь, лизингополучателям было предоставлено право относить лизинговые платежи на производственные затраты.

Эффективность лизинга напрямую зависит от гибкости государственной амортизационной политики. В рамках общего курса на повышение роли амортизационных отчислений как одного из основных источников формирования инвестиций постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» был установлен порядок, по которому ко всем видам движимого лизингового имущества, относящегося к активной части основных фондов, мог применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3.

Развивалась методическая база лизинга. Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации были разработаны типовой устав акционерной лизинговой компании, примерная форма договора о финансовом лизинге, методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Минфин РФ также утвердил инструкцию по бухгалтерскому учету лизинговых операций.

Государственная поддержка способствовала активизации лизинговой деятельности в стране. Увеличивалось число лизинговых компаний, расширялся спектр их услуг. Растущий интерес к лизингу стали проявлять ведущие российские коммерческие банки. Большинство новых лизинговых фирм учреждалось с их участием. В начале 90-х годов Мосбизнесбанк сформировал специализированную лизинговую компанию «Лизингбизнес», Межрегиональный банк – «Меликон», Промстройбанк в С.-Пб. – «Балтлиз», и именно по инициативе компаний «Меликон» и «Балтлиз» в 1994 году создаётся Российская ассоциация лизинговых компаний (Рослизинг).Свои лизинговые компании начали создавать предприятия агропромышленного комплекса, авиационной и других отраслей промышленности. На российский рынок стали выходить иностранные лизинговые фирмы.

В сентябре 1996 г. Комиссией при Министерстве экономики Российской Федерации были выданы первые 17 лицензий на право заниматься лизинговой деятельностью. С февраля 1997 г. лицензии стали выдавать не только резидентам, но и нерезидентам. К началу 1998 г. были выданы лицензии уже 408 российским и 43 зарубежным компаниям, а к августу 1998 г. (до кризиса) лицензирование прошли 776 лицензиатов, в том числе 710 резидентов и 66 нерезидентов из Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Швеции и других стран. К началу 1999 г. лицензии получили 823 компании, из них 753 резидента и 70 нерезидентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В третьем квартале 2013 года рынок лизинга немного отыграл падение 1-го полугодия – сокращение новых сделок по итогам 9 месяцев составило 3% (за полугодие – 17%). Объем нового бизнеса за январь-сентябрь 2013 года составил 940 млрд руб. Динамика крупнейших сегментов рынка – ж/д транспорта и авиатехники – при этом отличалась от первых двух кварталов года: если ж/д сегмент отвоевывал утерянные позиции, то объем авиасделок в третьем квартале был незначительным, однако сегмент по-прежнему занимает заметную долю на рынке.

В структуре рынка наибольшее сокращение пришлось на сделки финансового лизинга, при этом оперативный лизинг за год увеличился вдвое. По итогам 9 месяцев 2013 года в общей сумме сделок он занял 8%. Рост объема  оперативного лизинга коррелирует с ростом доли авиасегмента в целом по рынку - значимую часть лизинга самолетов составляют сделки оперативного лизинга.

Основные препятствия для роста оперативного лизинга - отсутствие развитого вторичного рынка имущества, законодательная неопределенность, невысокая культура эксплуатации техники, отсутствие налоговых преференций. Потребителями таких услуг в России преимущественно являются дочерние предприятия международных холдингов (транслирующие зарубежные принципы ведения бизнеса), а также компании, нацеленные на иностранное фондирование – при действующих правилах МСФО лизинг позволяет не отягощать баланс и улучшить индикаторы эффективности. Отечественные предприниматели пока предпочитают чаще приобретать имущество в собственность, а не в пользование.

Массового интереса к оперативному лизингу у лизингодателей не наблюдается. Несмотря на рост оперлизинга за прошедший год, около 33% опрошенных топ-менеджеров не планируют им заниматься в 2014-2015 годах и только 18% компаний собираются разрабатывать такой продукт. Примерно четверть участников опроса будут развивать операционный лизинг в 2014 году, и почти столько же руководителей компаний указали, что уже предлагают его своим клиентам.

Выводы

Прирост новых лизинговых сделок за 9 месяцев 2012 года составил символические 5% – меньше индекса цен производителей (106,9%), что говорит о сокращении рынка в реальном выражении. Торможение рынка пришлось в основном на III квартал – по итогам полугодия прирост был хоть и небольшим, но положительным – 10% без учета ВЭБ-Лизинга, 34% – с учетом. Высокая концентрация на рынке сохраняется – как по сегментам, так и по участникам рынка. Доля ж/д техники в структуре новых сделок за год не изменилась – за 9 месяцев 2012-го и 2011 года она составляла около 54%.

Хотя лизинг – зачастую самый доступный инструмент финансирования инвестпроектов для МСБ, он остается преимущественно механизмом реализации крупномасштабных проектов.  В последние 5 лет на рынке доминируют сделки с субъектами крупного бизнеса – их доля в объеме нового бизнеса увеличилась с 55% в 1 полугодии 2008 года до 69% в 1 полугодии 2012 года. Как следствие, в структуре сделок по объему основную долю занимают контракты стоимостью в сотни миллионов рублей (почти 70%).

Наряду с поиском надежных клиентов ключевым вопросом в 2013 году станет фондирование: смогут ли независимые компании привлечь необходимые ресурсы на фоне доминирования госкомпаний на рынке? Вопрос обостряется растущими ставками и изменениями банковского регулирования.

Большинство топ-менеджеров лизингового рынка не ждут «дешевых денег» в 2013 году. 66% респондентов считают, что ставки по кредитам умеренно вырастут, на 1-2 п.п. Пятая часть участников опроса (22%) полагают, что колебания ставок будут незначительны. По 6% респондентов полагают, что рост ставок составит более 2 процентных пунктов и что ставки понизятся на 1-2 п.п. Сильного снижения ставок (более чем на 2 п.п.) не предполагает никто из участников опроса.

Выводы

Прорывной год: по оценке «Эксперта РА», 2011 год станет самым успешным в истории развития отечественного лизингового рынка. Объем новых сделок по итогам года может составить 1,3-1,5 трлн. руб.

Рентабельность в оппозиции к росту: несмотря на увеличение суммы новых сделок, маржа лизинговых компаний снижается. За 9 месяцев 2011 года рентабельность активов в среднем по лизинговому рынку сократилась с 1,6% до 1,3%, а рентабельность капитала с 13,9% до 12%. На прибыльность лизингодателей сегодня давят сильная ценовая конкуренция, в том числе со стороны государственных и квази-государственных компаний, а также постепенный рост ставок по заемным ресурсам.

В борьбе за повышение доходности лизинговым компаниям необходимо диверсифицировать активы и пассивы и создавать новые конкурентные преимущества (например, расширять набор сервисных услуг клиентам). При этом, если с необходимостью диверсифицировать пассивную базу согласно большинство компаний, то диверсифицировать активы намерена только половина лизингодателей.

Разгон не вечен: по мнению топ-менеджеров лизинговых компаний, рост рынка существенно замедлится в 2012г. Почти 60% опрошенных топ-менеджеров считают, что рынок (объем новых сделок) в 2012 году вырастет не более чем на 20%.  Появились и пессимистичные ожидания – 17% опрошенных топ-менеджеров полагают, что объем рынка (новых сделок) в 2012 году не увеличится. Сдержанность оценок объясняется тем, что в следующем году не ожидается единичных масштабных сделок (которые внесли значительный вклад в рост рынка в 2011 году), а также отсутствием «эффекта низкой базы».

Лизинг в России

Начался новый этап развития. Активность на рынке лизинга в 2010 году превзошла все прогнозы, мы наблюдаем уже не восстановление, а новый этап роста. Сумма новых сделок выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом - до 725 млрд. руб. Быстрому росту рынка способствовали, прежде всего, стабилизация финансового состояния лизингополучателей, агрессивная политика лизингодателей с госучастием, а также смягчение критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями.

Государственное наступление. На долю лизинговых госкомпаний (в том числе "дочки" госбанков) в 2010 году пришлось почти 50% объема нового бизнеса. В 2009 их доля была в два раза ниже - 25,4%, в 2008 – только 13,7%. Пока что места на рынке хватает всем участникам, однако борьба за клиента усиливается.

Информация о работе История лизинга