Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:27, реферат
Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».
В обществах с преобладанием натуральных отношений перераспределительные процессы носили прежде всего характер натуральных налогов и различного рода личных повинностей. Развитие товарно-денежных отношений привело к изменению формы перераспределительных отношений, - они стали носить преимущественно денежный характер. Однако суть этих отношений принципиально не меняется.
Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг - Чистые налоги.
Величину чистых налогов можно определить так:
Чистые налоги = Налоговые поступления - Социальные выплаты.
На размер бюджетного дефицита оказывают влияние: спад общественного производства, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот "теневого" капитала, непроизводительные расходы, потери, хищения и т.п.
Следует заметить, что несбалансированный бюджет может привести и к возникновению профицита, т.е. превышению дохода бюджета над его расходами.
Для финансирования бюджетного дефицита государство может использовать:
Преимущества первых двух способов заключаются в том, что их использование не дает возможности вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.
В результате государственных займов формируется государственный долг.
Государственный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии.
Различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний государственный долг - это обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами.
Внутренний долг - это обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами.
Экономические последствия государственного долга:
Управление государственного долга - это совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выработкой условий и выпуском новых займов, выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов. К управлению государственным долгом относятся и мероприятия государства по погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.
Погашение государственных займов и выплата процентов по ним производятся либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования, т.е. выпуска новых займов, для того чтобы рассчитаться с держателями старого займа.
В процессе управления государственным долгом государство может изменять первоначальные условия займа. Изменение условий доходности займов называется конверсией, изменение сроков займа - консолидацией государственного долга.
Управление и обслуживание внутреннего и внешнего долгов Российской Федерации возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов Российской Федерации. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет федерального бюджета.