Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 09:56, реферат
В мировой практике любое государство для выполнения своих экономических, социальных и политических функций формирует финансовые ресурсы. Этот процесс осуществляется через финансовую систему страны. В процессе аккумулирования, распределения и использования государственных финансов через финансовую систему между экономическими субъектами реального и финансового секторов экономики складывается особая форма экономических, точнее финансовых, отношений.
1. Государственный бюджет как основное звено государственных финансов
2. Доходы и расходы государственного бюджета
3. Налоговая система России
Содержание
Введение
В мировой практике любое государство для выполнения своих экономических, социальных и политических функций формирует финансовые ресурсы. Этот процесс осуществляется через финансовую систему страны. В процессе аккумулирования, распределения и использования государственных финансов через финансовую систему между экономическими субъектами реального и финансового секторов экономики складывается особая форма экономических, точнее финансовых, отношений. Таким образом, государственные финансы представляют собой, с одной стороны, главную составляющую часть финансовой системы страны, а с другой, совокупность финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства.
Государственные финансы складываются из нескольких элементов, но главным из них является государственный бюджет. Формирование и использование части государственных финансов через государственный бюджет – объективная необходимость. Этот элемент финансовой системы позволяет государству аккумулировать финансовые ресурсы на важнейших направлениях социально-экономического развития страны. Отличительная особенность государственного бюджета как формы формирования и использования финансовых ресурсов заключается в том, что он имеет законодательную силу. Другими словами, государственный бюджет является основным - законодательно установленным финансовым планом государства.
Посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными ресурсами. В процессе осуществления бюджетной политики государство имеет возможность применять самые разнообразные формы воздействия на экономику: субсидирование и финансирование предприятий, осуществление государственных инвестиций.
1.
Государственный бюджет как
Государственный бюджет следует рассматривать как средство реализации финансовых функций государства. Благодаря бюджетным отношениям происходит сосредоточение денежных средств в руках государства и их использование для выполнения государством своих функций.
Распределительная функция проявляется в результате использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей, причем сфера деятельности этой функции достаточно многообразна. Это межотраслевое, межтерриториальное, городское перераспределение средств, обусловленное тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.
Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении средств, как они используются.
Государство использует бюджет для регулирования экономики Государственный бюджет включает в себя средства централизованного и местного бюджетов.
Централизованный бюджет – фонд денежных средств, необходимый для финансирования общенациональных программ и выполнения функций, возложенных на органы государственной власти управления.
Доходы централизованного бюджета составляют налоги и другие обязательные платежи. Часть доходов Централизованного бюджета в виде дотаций и субсидий направляется в бюджеты регионов для обеспечения равномерного экономического, социального и культурного развития территорий.
Средства Централизованного бюджета используются на:
Местные бюджеты – фонды денежных средств
административно-
Средства местных бюджетов используются на:
В целом представление о государственном бюджете может быть получено из следующего варианта примерной схемы.
Управление финансами охватывает деятельность, связанную с проведением финансовой политики государства, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и социальной политики, разработкой финансового законодательства. Сюда же относится составление и исполнение бюджета, сбор налогов, управление государственным долгом.
Управление государственными финансами, разработку бюджета страны и контроль за его исполнением осуществляет Министерство экономики и финансов России, которое большое значение придает вопросам обоснованности формирования доходов и расходов бюджета его максимальной сбалансированности.
Разработка проекта государственного бюджета осуществляется на основе тщательного анализа текущей экономической ситуации с учетом основных параметров социально-экономического развития страны, выбранных приоритетов и структурных изменений в различных сферах экономики.
Законодательной базой для разработки государственного бюджета является Закон «О бюджетной системе», в котором были заложены принципиально новые направления бюджетно-финансовой политики страны, определены подходы к формированию и распределению общегосударственных финансовых ресурсов, установлены новые взаимоотношения между бюджетами разных уровней, сформулирована система управления внутренним и внешним государственным долгом.
Разработка бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления и использования бюджетов. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности учреждений государственного управления и сопоставимость бюджетов.
Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении консолидированного бюджета.
В соответствии с принятой Международным Валютным Фондом статистикой государственных финансов разработана новая Бюджетная классификация, направленная на международную сопоставимость бюджетных данных.
Бюджетная классификация включает в себя:
2. Доходы и расходы государственного бюджета
Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов, определяющую источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Доходы подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Укрупненная классификация статей доходов государственного бюджета приведена ниже.
I. Общие доходы (II+V+VI+VII+VIII)
II. Текущие доходы (III+IV)
III. Налоговые доходы
1. Подоходный налог и налог на прибыль
2.Отчисления на
3. Налог за превышение фонда заработной платы
4. Налог на имущество
5. Внутренние налоги на товары и услуги
6. Налоги на международную
7. Другие налоги, сборы и пошлины
IV. Неналоговые доходы
8. Доходы от предпринимательской деятельности и собственности
9. Административные сборы и
10. Поступления по штрафам и конфискациям
11. Прочие неналоговые поступления
V. Доходы от операций с капиталом
12. Продажа основного капитала
13. Продажа государственных
14. Продажа земли и
15. Капитальные трансферты из негосударственных источников
VI. Погашение кредитов
16. Возврат основной суммы
VII.Полученные официальные трансферты
17. Трансферты из-за границы
18. Трансферты от других уровней государственного управления
VIII.Заимствование
19. Внутреннее заимствование
20. Внешнее заимствование.
В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиком и государством. Проявляются эти экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Создание рыночной экономики диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособность населения. Кроме налогов в бюджет поступают сборы: административные сборы и платежи, таможенные пошлины и ряд других.
К неналоговым платежам относятся обусловленные, невозвратные платежи в бюджет, поступления от продажи принадлежащих государству предприятий и иного государственного имущества, нематериальных активов, все штрафы, пени, иные административные санкции, за исключением взимаемых за нарушение налогового законодательства (суммы этих санкций относятся к налоговым платежам и отражаются в поступлениях от соответствующих налогов).
Официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций.
Функциональная классификация
расходов бюджетов является
I. Государственные услуги общего характера
1. Государственные услуги общего назначения
2. Оборона и охрана границ
3. Общественный порядок и
II. Общественные и социальные услуги
4. Образование
5. Здравоохранение
6. Государственное социальное
7. Жилищно-комунальное хозяйство
8. Организация отдыха и
III. Государственные услуги, связанные с экономической деятельностью
9. Топливно-энергетический
10. Агропромышленный комплекс
11. Полезные ископаемые, строительство и архитектура
12. Транспорт и связь
13. Другие расходы, связанные с экономической деятельностью
IV. Прочие функции
14. Расходы, отнесенные к основным группам
15. Взаиморасчеты с другими
Расходование государственного бюджета – это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства. Расходы правительства представляются в самом общем виде как сумма правительственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей.
Трансфертные платежи – это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению.