Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 01:57, реферат
Евро (euro) – единая денежная единица Европейского Сообщества. Евро создано ЕС с целью достижения высшей формы экономической интеграции между государствами – экономического и валютного союза, для которого характерно сочетание единого рынка с единой валютой.
Евро находится в обращении в двенадцати государствах-членах ЕС: Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Финляндии и Франции. Кроме того, евро является денежной единицей и в ряде государств, не входящих в ЕС: Андорре, Ватикане, М
Опубликовано: Глобалистика: Энциклопедия. – М. 2003. С. 322–324.
Евро
Евро (euro) – единая денежная
единица Европейского Сообщества. Евро
создано ЕС с целью достижения
высшей формы экономической интеграции
между государствами –
Евро находится в обращении в двенадцати государствах-членах ЕС: Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Финляндии и Франции. Кроме того, евро является денежной единицей и в ряде государств, не входящих в ЕС: Андорре, Ватикане, Монако и Сан-Марино.
Во всех этих государствах евро полностью заменил бывшие национальные денежные единицы. В безналичном виде на территории вышеуказанных государств-членов ЕС за исключением Греции, евро введен с 1 января 1999 г., а наличные банкноты во всех вышеуказанных государствах-членах ЕС – с 1 января 2002 года. Во всех вышеуказанных государствах евро является единственным законным средством платежа. Греция перешла на евро в безналичном виде с 1 января 2000 года.
С 1 января 1999 г. все национальные денежные единицы вышеуказанных государств-членов ЕС за исключением Греции перестали выставляться на международных финансовых рынках, а их место занял евро. Для греческой драхмы это произошло с 1 января 2000 года. Курсы обмена национальных денежных единиц на евро были безвозвратно закреплены Советом Европейского Союза 31 декабря 1998 года.
Также с 1 января 1999 г. евро заменил собою ЭКЮ – условную расчетную единицу Европейского Сообщества, представлявшую собой корзину валют всех государств-членов ЕС.
Три государства-члена ЕС, не перешедшие на евро: Великобритания, Дания и Швеция могут добровольно перейти на него в любой момент, в случае, если они того пожелают, и если их экономика будет соответствовать требованиям, закрепленным в Договоре об учреждении Европейского Сообщества. Все эти государства заявили о том, что при принятии решения о переходе на евро, они проведут у себя референдумы. Референдум, который был проведен в Дании в 2000 г. показал, что большинство населения этой страны против перехода не евро. Основной причиной такого решения было желание сохранить свою денежную единицу – датскую крону, в качестве символа своего суверенитета. Курс денежных единиц государств-членов ЕС, не перешедших на евро, по отношению к евро определяется в рамках специального Механизма обменных курсов 2, созданного Европейским Советом.
Основной институционной структурой, созданной Европейским Сообществом, которая определяет и осуществляет единую денежную политику Европейского Сообщества и отвечает за эмиссию евро является Европейская Система Центральных Банков (ЕСЦБ). Она состоит из Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) и центральных банков государств-членов ЕС. Все центральные банки государств-членов ЕС являются неотъемлемой частью ЕСЦБ.
Основным принципом
Анализ правового положения ЕСЦБ позволяет говорить о том, что ЕСЦБ по своей сущности представляет собой иерархическую комплексную систему отношений, складывающихся между Европейским Центральным Банком и центральными банками государств-членов ЕС по поводу достижения целей и задач, поставленных перед ЕСЦБ. Главенствующая роль в этих отношениях принадлежит ЕЦБ.
Задачи, стоящие перед ЕСЦБ определяются ее целями. Они четко определены в Договоре об учреждении Европейского Сообщества. Главной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. Осуществляя все остальные свои цели и выполняя свои задачи, ЕСЦБ, прежде всего, должна заботиться о выполнении этой задачи. Только не вступая в противоречие со своей основной целью, ЕСЦБ должна осуществлять свою вторую цель – поддержку общей экономической политики Сообщества с целью достижения общих задач, стоящих перед ЕС.
Для выполнения этих целей перед ЕСЦБ ставятся такие задачи как: определение и проведение в жизнь валютной политики Сообщества; ведение международных обменных операций; владение и распоряжение официальными резервами иностранной валюты государств-членов ЕС; содействие правильному функционированию системы платежей; помощь в проведении компетентными органами политики разумного надзора за кредитными учреждениями и за стабильностью финансовой системы.
Европейский Центральный Банк является руководящим органом ЕСЦБ. Его функциями являются разработка и осуществление единой валютной политики государств-членов ЕС, перешедших на евро, разработка решений и принятие нормативных актов, необходимых для реализации задач ЕСЦБ, консультирование институтов Европейского Сообщества и органов государств-членов ЕС, по вопросам своей компетенции, ведение статистической отчетности, представление ЕСЦБ в международных организациях, эмиссия банкнот евро, осуществление валютных операций ЕСЦБ совместно с центральными банками государств-членов, составление и опубликование ежегодного доклада о деятельности ЕСЦБ и финансового отчёта ЕСЦБ, выполнение задач в сфере разумного контроля над кредитными организациями, а также обеспечение функционирования Механизма обменных курсов 2.
Высшим органом ЕЦБ является Управляющий совет, состоящий из членов Исполнительного комитета ЕЦБ и управляющих центральными банками государств-членов, перешедших на евро, который принимает наиболее важные решения, включая определение единой валютной политики ЕС. Постоянное руководство деятельностью ЕЦБ осуществляется Исполнительным комитетом, который состоит из Президента ЕЦБ, Вице-президента ЕЦБ и четырех других членов. До тех пор, пока не все государства-члены ЕС перешли на евро, для взаимодействия с центральными банками таких государств в ЕЦБ существует Общий совет, в который входят члены Исполнительного комитета ЕЦБ, а также управляющие всех центральных банков государств-членов ЕС.
В разных странах сложились
различные эмиссионные системы, определяющие
правила выпуска банкнот, размеры Эмиссия, нормы и формы ее обеспечения.
В Великобритании акт Роберта Пиля (1844)
устанавливал твердый лимит фидуциарной
(не покрытойзолотом) Эмиссия в 14 млн. ф. ст., все банкноты сверх
этого лимита подлежали 100% -ному обеспечению золотом. При этом общий максимум банкнотной Эмиссия не фиксировался. Во Франции эмиссионная система, введенная
в 1870, определила общий максимум банкнотной Эмиссия, обеспеченной и не обеспеченной
металлом, в 1,8 млрд. фр.; Банку Франции предоставлялось право определять
размер металлического покрытия Эмиссия (в дальнейшем максимальный
лимит Эмиссия увеличивался и накануне 1-й
мировой войны 1914—18 составлял 6,8 млрд.
фр.). В Германии по закону 1875 максимальный контингент
не обеспеченной золотомЭмиссия оп
В некоторых странах разрешалось
превышать размер допустимой по закону
необеспеченной Эмиссия при уплате так называемого
эмиссионного налога. В Германии в 1875 был введен налог в размере
5% от суммы превышения по сравнению с разрешенной
закономЭмиссия В США по закону 1913 при снижении
нормы покрытия с 40% до 32,5% уплачивался
налог в 1%, при последующем снижении на
2,5% — 1,5% и т. д.
В начале 20 в. металлическое
обеспечение банкнотной Эмиссия утратило прежнее значение.
На первый план выдвинулась проблема обеспечения
эластичности денежного обращения в связи
с острыми денежно-кредитными кризисами,
которыми сопровождались циклические
колебания конъюнктуры. Повысилось значение
кредитно-вексельного обеспечения Эмиссия Так, закон об учреждении в 1913 Федеральной
резервной системы (ФРС) США предусматривал, что
не менее 40% эмитируемых банкнот должны
обеспечиваться золотом, а остальные 60% — переучтенными
векселями и акцептов, траттами (переводными
векселями). 1-я мировая война 1914—18 вызвала
огромное увеличение выпуска не обеспеченных
металлом бумажных денег. Восстановленный
в 20-х гг. в урезанных формах золотой стандарт потерпел крушение почти во
всех странах в годы мирового экономического
кризиса 1929—33. Золотой запас был передан центральными
банками в стабилизационные валютные
фонды казначейств и в большинстве стран
перестал использоваться для покрытия
внутренней Эмиссия Норма 40%-ного золотого покрытия сохранилась в Швейцарии,
33%-ного — в Бельгии, 25%-ного — в Португалии.
В США норма металлического покрытия Эмиссия, сниженная в 1945 с 40% до 25%, просуществовала
до 1968, но имела практически формальное
значение. Главным видом обеспечения банкнотной Эмиссия стали государственные ценные
бумаги. В США, по данным на 1 января 1977,
банкноты в обращении на сумму 83,7 млрд.
долл. были обеспечены портфелем государственных
облигаций на 97 млрд. долл., принадлежащих
ФРС. В Великобритании в ноябре 1976 кредитные
билеты в обращении на сумму 6646 млн. ф.
ст. обеспечивались портфелем государственных
облигаций, числящихся на балансе Банка
Англии в сумме 8046 млн. ф. ст. Широкая Эмиссия банкнот под государственные
ценные бумаги — важный фактор инфляционного
роста цен и прогрессирующего обесценения
денег.