Контрольная работа по "Банковским электронным услугам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотрение требований к автоматизированным банковским системам, а также современного состояния рынка автоматизированных банковских систем в России. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: раскрыть понятие АБС; рассмотреть требования, предъявляемые к АБС; проанализировать современное состояние рынка АБС в России; рассмотреть основные характеристики АБС отдельных отечественных компаний.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….......3
Требования, предъявляемые к автоматизированным банковским системам……………………………........................................................4
Современное состояние рынка автоматизированных банковских систем в России………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………..21
Задача…………………………………………………………………...23
Список используемой литературы………………………………………………….…30
Приложения

Файлы: 1 файл

банковские электронные услуги.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

     Обеспечение консолидации данных является не только требованием к АБС, но и серьезной, многоплановой задачей. Для консолидации данных их необходимо, прежде всего, собрать с различных внешних и внутренних источников, включая отделения, филиалы, представительства банка, затем интегрировать разрозненную и разнородную информацию в единую базу данных таким образом, чтобы ее можно было использовать для оперативного получения ответов на многочисленные вопросы аналитиков и менеджеров.

      Важнейшим требованием к автоматизированным системам, особенно в области банковского бизнеса, является защита информации [6, с.295], которая должна обеспечивать не только защиту информации от несанкционированного доступа (как от изменений, так и от просмотра), но также целостность и взаимосогласованность данных в любой момент времени. Задача информационной безопасности должна решаться на верхнем уровне АБС через строгую структурированность системы доступа к информации (использование паролей, других методов идентификации пользователей); полное восстановления всей истории происходящих в системе событий, с определением лиц, их совершавших (комплексный мониторинг действий пользователей); использования зафиксированной информации, для изменения которой требуются специальные полномочия.

    В числе важных требований к автоматизированным банковским системам необходимо отметить наличие развитой системы документооборота, которая позволяет требуемым образом настраивать документооборот, описывая схемы делопроизводства - от маршрутизации документооборота на уровне отдельных операций или групп операций до правил генерации проводок и составления разнообразной отчетности.

      Автоматизированные банковские системы должны поддерживать режим мультивалютности, а также работу с альтернативными планами счетов, что позволяет вести параллельный учет в нескольких учетных системах, использующих как отечественные, так и международные стандарты бухгалтерского учета.

      Выше мы говорили, что для банков основной смысл автоматизации состоит в том, чтобы связать воедино все сферы своей деятельности посредством внедрения единой интегрированной АБС, поддерживающей сквозную технологию работы. Говоря о сквозной технологии работы, мы имеем в виду весь персонал банка. При этом следует различать четыре основные группы пользователей, а именно: сотрудники ИТ-подразделений (автоматизаторы); бизнес - подразделений; учетно-аналитических подразделений; высшее руководство банка. Каждая из этих групп имеет собственные представления о назначении автоматизации и свой набор требований.

     Проанализируем требования перечисленных четырех категорий пользователей, выделяя при этом требования к архитектуре АБС, к технологии выполнения операций и касающиеся возможностей анализа данных (Приложение 1).

      С автоматизаторами все достаточно просто. Основным архитектурным требованием для них является наращиваемость системы и ее стыкуемость со «всем и вся» (стыковать-то придется им). Технологии понимаются ими не иначе как использование передовых средств разработки: реляционная СУБД, графический инструментарий, интернет. Наконец возможности анализа информации для них неотделимы от концепции хранилищ данных и форматов многомерного куба.

     Бизнес - специалисты. Синтез присущей им базовой культуры в области компьютеризации и ощущаемых ими ежедневно потребностей реального бизнеса, где во главе угла, разумеется, стоит фигура клиента, приводит их к клиентоцентрической модели АБС. Это отражается во всем. В частности, от архитектуры они требуют поддержки территориально распределенного бизнеса, чтобы любимый клиент, даже будучи «размазанным» по филиалам, был виден весь «целиком» и мог быть обслужен в любом из банковских офисов. Технологичность они понимают как быстрое создание (желательно посредством настроек) и вывод на рынок произвольных новых продуктов (клиент не должен дожидаться, пока банк формализует и поставит на поток ту услугу, которая ему сейчас необходима). Наконец, анализ для бизнес специалистов – это, прежде всего, анализ клиентской базы (как имеющейся, так и потенциальной), включая транзакционную историю, доходность клиентов и взаимоотношения между клиентами и их группами (все эти вопросы более или менее полно охватываются концепцией CRM – Customer Relationship Management).

      Специалисты учетно-аналитических подразделений в архитектуре, как правило, не сильны, однако это не означает, что у них нет архитектурных по своей природе требований. Именно таким требованием является повсеместно присущее этой группе стремление вести параллельно несколько учетов (официальный российский – для ЦБ, международный – для аудиторов и инвесторов, неофициальный внутренний – для себя, аналитический – для плановиков и экономистов). Таким образом, архитектурное требование множественности учетов (не путать с обычной множественностью планов счетов, когда через все эти планы проходят одни и те же проводки) неумолимо приводит нас к технологическому по своей природе требованию автоматической генерации бухгалтерских записей по заранее заданным шаблонам. Однако сложность ситуации заключается в том, что обобщить эти потребности, абстрагируясь от бесконечного множества конкретных отчетно-аналитических форм, им, как правило, не удается. Пытаться разработать совокупность отчетов, охватывающих возможную сферу запросов – заведомо «гиблое дело». Они и сами это понимают, и поэтому требуют так называемый «гибкий генератор отчетов». Но любой генератор требует владения формализованным представлением данных (при отходе от этого принципа моментально теряется вся гибкость и универсальность инструмента). Проблему несколько смягчают форматы многомерного куба, о которых мы говорили выше.

      Наконец, высший менеджмент также имеет свои требования к автоматизации, обусловленные его руководящим положением. Так в глазах любого руководителя анализ – это, прежде всего, анализ эффективности деятельности различных подразделений вверенного ему хозяйства. Именно поэтому руководители банков более чем активно интересуются центрами прибыли, а также методиками внутрихозяйственного хозрасчета, включая трансфертное ценообразование для нужд внутренней переброски ресурсов. По этой же причине внутренняя бухгалтерия (учет расходов подразделений) также постоянно находится в сфере их внимания. Если говорить о технологиях, то для руководителей это, в первую очередь, технологии планирования и отслеживания выполнения планов (действительно, очень хотелось бы знать, как именно идет выполнение плана, в чем проблемы, и что можно было бы сделать для их устранения). По этой причине высший менеджмент заинтересован в прозрачных механизмах бюджетирования. Наконец, слово архитектура у них ассоциируется с архитектурой (то есть, построением) бизнеса в целом. Если, что-либо в сфере компьютерных технологий и может повлиять на архитектуру бизнеса, то это интернет. Кстати, некоторые из высших банковских руководителей это чувствуют и очень активно интересуются всем, что касается интернет - бизнеса.

       Таким образом, прежде, чем формировать требования к какой-либо компьютерной системе, необходимо определить, кто использует систему, кто извлекает от нее пользу и какая информация будет извлекаться из этой системы. Пользователями системы будут не специалисты в сфере информационных технологий. Исходя из этого, первое требование - защита от некорректных действий оператора. Хранимая в банковских системах информациях является реальными деньгами, поэтому банковская электронная система должна быть защищена от сбоев и от действия злоумышленников.

 

 

 

  1. Современное состояние автоматизированных банковских систем в России

 

 

     Распространяемых АБС на российском рынке насчитывается несколько десятков. Экспертно-консультационная компания “СПЛАН” продолжительное время отслеживает состояние этого рынка, время от времени публикуя рейтинги банковских разработок и фирм-разработчиков [10]. По состоянию на 2008 год в пятерку наиболее популярных разработчиков АБС входили Диасофт (31%), R-Style (26%), ПрограмБанк (10%), Инверсия, ЮниСАБ. В крупных банках популярностью также пользуются системы Новая Афина и, в меньшей степени, БИС и АБС "Кворум" (по состоянию на 2009 год).

    Эти фирмы довольно широко известны на рынке банковских систем и многие работают со времени зарождения коммерческих банков. Постоянно совершенствуя свои разработки, они поднялись до уровня разработки систем четвертого и пятого поколения. Системы четвертого поколения в архитектуре клиент-сервер стали по сути дела стандартом для АБС. При этом отмечается сближение российских и международных банковских технологий по функциональному наполнению, срокам внедрения, маркетинговой политике, ценовым характеристикам.

    Для всех отмеченных фирм характерна разработка и внедрение новых АБС, порой это связано и со сменой их названия [11]. Так ПрограмБанк распространяет новую систему «Афина», Инверсия – «Банк ХХI век», АСОФТ – «Стелларт». Объединением западных и российских технологий отличаются разработки «Банкир» фирмы CSBI EE и «ВА-БАНК Плюс» фирмы ФОРС.

    Программные разработки зарубежных фирм не имеют столь широкого распространения среди коммерческих банков. В основном с ними сотрудничают крупные банки. Между тем, более десяти крупнейших иностранных фирм работают на российском рынке, предлагая банкам приобрести их программные продукты, аппаратное и сетевое обеспечение АБС. Это такие фирмы, как Hewlett-Packard (HP), DEC, IBM, UNISIS, SAMIC, Simens Nixdorf и другие. Порой разработкой банковского программного обеспечения занимаются их дочерние фирмы.

    Некоторые зарубежные фирмы имеют продолжительный опыт работы на российском рынке. Так, например, Hewlett-Packard начала сотрудничество еще с 1978 года с одной из крупнейших финансовых структур - Внешэкономбанком СССР [11]. В МОСТ-банке этой фирмой была установлена «под ключ» готовая АБС в комплекте с банковской программой Diametr фирмы Diagram System. Программное обеспечение этой фирмы установлено в 850 европейских финансовых и банковских организациях. Такая же система установлена в Элим-банке. В Вита-банке на оборудовании Hewlett-Packard установлена банковская система «Банкир» фирмы CSBI ЕЕ. Поставка аппаратной части АБС была выполнена фирмой Hewlett-Packard в банке «Менатеп» и ряде других банков. Кроме того эта фирма создает на территории России сеть своих бизнес-партнеров, разрабатывающих программное обеспечение для автоматизации банков на своем оборудовании.

     Другим представителем зарубежных фирм на российском рынке является фирма DEC. Ее можно отнести к ведущим поставщикам средств вычислительной техники для банков (в основном серии DEC VAX/VMS) и сетевого оборудования. Доля фирмы на мировом рынке банковских систем составляет около 25%. В настоящее время более 70 тысяч финансовых и банковских учреждений в мире оснащены оборудованием фирмы DEC. В России, например, банк «Деловая Россия» в 1993 году приобрел двухпроцессорный VAX 4000 фирмы DEC и на нем установлена интегрированная АБС IBS-90 фирмы Winter Partners - партнёра DEC [11].

      За прошедший 2010 год рынок разработок АБС, по словам опрошенных «Банковским обозрением» банкиров, не предложил кредитным организациям каких-то принципиально новых решений. «Насколько нам известно, за последний год программных продуктов для комплексной автоматизации банковской деятельности, кардинально отличающихся от предыдущих версий, на российском рынке не появилось», — рассказывает начальник управления банковских технологий Экспобанка Анатолий Васильев [9]. С ним согласен начальник управления автоматизации Банка проектного финансирования Дмитрий Безруков. Он отметил [9], что фирмы-разработчики программного обеспечения для банков сейчас в основном сосредоточены на расширении функциональных возможностей продаваемых ими АБС, а не на создании принципиально новых систем.

       Начальник департамента по информационным технологиям Транскапиталбанка Валерий Шеин согласен с мнением коллег. Однако исключением из общего правила, по его мнению, можно назвать появление розничного фронт-офиса «Diasoft Retail.Front», который Транскапиталбанк планирует внедрить у себя. На эту же систему обратили внимание в ИНГ-банке. По словам начальника управления информационных технологий ИНГ-банка Дмитрия Гурина, новая архитектура, заявленная к внедрению компанией «Диасофт», имеет безусловные преимущества по сравнению с существующей версией [10].

      В Московском кредитном банке назвали еще одну новинку — АБС под названием «NEXT» от фирмы «Кворум». Как предполагает заместитель начальника управления автоматизации Московского кредитного банка Василий Чмыхов [11], система NEXT будет иметь хорошие перспективы в будущем и через несколько лет сможет стать одной из самых востребованных АБС на рынке.

      В прошедшем году активизировались поставщики западных АБС. «Было заключено несколько контрактов, иностранные системы участвовали во многих тендерах, — рассказывает вице-президент Московского банка реконструкции и развития Аркадий Затуловский [10]. — Из новинок рынка АБС можно отметить систему CBS-2 компании Colvir, которая вышла на отечественный рынок и показала себя с очень хорошей стороны».  
       Ольга Никулина (Банк Евразия) обратила внимание [9] на активизацию другого иностранного разработчика — компанию 3i Infotech (Великобритания), которая является мировым лидером продаж банковских систем, охватывающих различные сегменты автоматизации работы банка. Программное решение этой фирмы дает возможность пользоваться единым интерфейсом, как русскоязычным, так и англоязычным, а также представлять отчетность как по российским, так и по западным стандартам.

Рассмотрим основные характеристики АБС отдельных отечественных компаний   -  разработчиков программных продуктов для банков и финансовых компаний в порядке убывания их известности. 

Центр банковских технологий компании «Диасофт». Программные продукты 5NT© ориентированы на автоматизацию деятельности кредитных и финансовых организаций, инвестиционных компаний, паевых инвестиционных фондов, депозитариев, регистраторов. Основное преимущество - комплексная автоматизация организации средствами одной системы, в рамках единого информационного пространства. Решение позволяет перевести на один программный продукт все подразделения банка, занимающиеся расчетно-кассовым обслуживанием, кредитными, депозитными операциями, операциями с ценными бумагами, операциями на денежных рынках, операциями с пластиковыми картами и другими видами операций.

Информация о работе Контрольная работа по "Банковским электронным услугам"