Контрольная работа по "Банковскому делу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Для осуществления деятельности в условиях рынка любому коммерческому предприятию необходимы ресурсы. Коммерческие банки являются учреждениями, специализирующимися на посреднической деятельности, которая связана, с одной стороны, с покупкой свободных денежных средств на рынке ресурсов, а с другой – продажей кредитных ресурсов предприятиям, организациям и населению.
От операций по привлечению средств зависит размер банковских ресурсов и, следовательно, масштабы деятельности коммерческих банков.

Содержание работы

1. Операции коммерческих банков по формированию
ресурсной базы: розничные операции 3
2. Операции коммерческих банков с ценными бумагами: вексель 9
Список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

КР - банковское дело.docx

— 119.02 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Операции коммерческих  банков по формированию  
ресурсной базы: розничные операции 3

2. Операции коммерческих  банков с ценными бумагами: вексель 9

Список использованных источников 13

 

 

 

1. Операции коммерческих  банков по формированию

ресурсной базы: розничные  операции

 

Для осуществления деятельности в условиях рынка любому коммерческому предприятию необходимы ресурсы. Коммерческие банки являются учреждениями, специализирующимися на посреднической деятельности, которая связана, с одной стороны, с покупкой свободных денежных средств на рынке ресурсов, а с другой – продажей кредитных ресурсов предприятиям, организациям и населению.

От операций по привлечению  средств зависит размер банковских ресурсов и, следовательно, масштабы деятельности коммерческих банков.

С другой стороны, выгодное размещение ресурсов способствует повышению доходности и ликвидности коммерческих банков, обеспечивает их экономическую самостоятельность и стабильность.

Определим понятие ресурсов и ресурсной базы коммерческих банков.

Ресурсы коммерческого  банка – это совокупность денежных средств, которые имеются у банка и используются им для осуществления кредитных, инвестиционных и других активных операций [1, с. 77].

В определении ресурсной  базы имеют место различные трактовки  исследователей. Так, по мнению автора Алексеенко М.Д. [1, с. 79], «ресурсная база коммерческого банка – это совокупность денежных средств хозяйствующих субъектов и денежных доходов населения, которые мобилизуются банком на условиях возникновения отношений собственности и долговых обязательств для дальнейшего размещения среди нуждающихся в дополнительных ресурсах юридических и физических лиц с целью получения прибыли».

В другом определении «ресурсная база банка – это система отношений, возникающих между коммерческим банком и другими хозяйствующими субъектами и частными лицами в связи с привлечением их денежных средств для дальнейшего их размещения с целью получения дохода» [11].

В исследованиях различных  экспертов понятие ресурсной  базы коммерческого банка и банковских ресурсов часто используются как синонимы.

В структуре (составе) банковских ресурсов эксперты выделяют собственные и привлеченные средства, а также заемные, которые входят в состав привлеченных средств.

Деятельность банка по обслуживанию клиентов традиционно  разделяется на коммерческий и розничный (неторговый) секторы.

Розничные операции банков – представление банковских услуг населению: прием депозитов, предоставление потребительских кредитов, расчеты, ипотеки, пенсионные счета, расчеты, кредитные карточки. [8]

Розничные операции – это в первую очередь обслуживание физических лиц, но не только. Ведь любая организация также состоит из физических лиц, и многие компании так или иначе ведут финансовые операции со своими клиентами – физическими лицами. В этой связи различают 4 группы розничных операций (в основном отражают технологический подход):

1.     Операции по обслуживанию клиентов – физических лиц, не связанные с обслуживанием банком какой-либо организации. Например, это обмен валюты или открытие вклада для клиента, обратившего внимание на услуги банка из-за территориальной близости к месту жительства или работы. Возможно, внимание было привлечено рекламой услуг или тарифными ставками.

2.     Корпоративно-розничные операции, т.е. обслуживание финансового взаимодействия физических лиц с компаниями, которые, например, являются клиентами банка или имеют какие-либо отдельные договоренности с банком. Приведем несколько примеров:

  • оплата квартир-новостроек частными лицами в пользу компании-застройщика;
  • оплата клиентами авиакомпании тарифа за сверхнормативный багаж в аэропорту;
  • оплата коммунальных услуг;
  • выплата зарплат и командировочных сотрудникам.

3. Условно-розничные  операции. Имеются в виду те виды банковских операций, которые: а) осуществляются не только физическими, но и юридическими лицами в связи с их коммерческой деятельностью, но по технологии их исполнения банком идентичны операциям с физическими лицами; б) относятся исключительно к корпоративному сектору, но по технологии близки к розничным продуктам банка. Например:

  • операции приема чеков на инкассо от физических и юридических лиц и последующая их оплата являются практически идентичными и выполняются и/или координируются, как правило, одним и тем же подразделением по операциям с чеками;
  • выпуск и обслуживание корпоративных банковских карт ведутся тем же подразделением, которое выпускает банковские карты для физических лиц.

4. Розничные операции  с VIP-клиентурой (private banking). В более точном смысле термин private banking относится к доверительному управлению денежными средствами, ценными бумагами и прочими активами клиента, например недвижимостью. В это понятие также входят консультационные услуги, услуги так называемого финансового инжиниринга и тому подобное. Однако в том виде, как это описано выше, private banking существует только в крупных зарубежных инвестиционных банках. В отечественной практике услуги по доверительному управлению денежными средствами и бумагами могут предложить лишь несколько крупных банков, например Уралсиб, Росбанк, Deutsche Bank. Большинство же коммерческих банков понимают этот вид деятельности как предоставление услуг в режиме максимального удобства для клиента по тарифам, отличающимся в лучшую сторону по сравнению со стандартными. Критерием различия между «стандартным» и VIP-клиентом выступает сумма средств, которой оперирует клиент и которая, по мнению банка, является интересным «объектом обслуживания».

По технологической классификации розничные операции также делятся на: операции со счетом и операции без счета. [6]

Операции без  счета. К этой группе относятся все операции, совершаемые между клиентом и банком единовременно. Иными словами, это операции типа «сделка». Примерами являются наличный обмен валюты, отправление перевода, получение наличных в банкомате и т.д. Операции без счета ограничены во времени, как правило, одним банковским днем.

Операции со счетом. Характеризуются наличием долговременных отношений клиента и банка. При этом речь может идти как о совершении одной операции (срочный вклад), так и о разнообразных множественных операциях, совершаемых в течение длительного промежутка времени.

Любая услуга, в том числе  банковская, удовлетворяет потребности  клиентов, за которые они готовы платить. На самом деле потребности физических лиц в финансовых услугах не отличаются большим разнообразием. Скорее банки, являясь регуляторами денежного обращения и единовременно распределительной системой экономики, всеми силами пытаются внедрить новые инструменты привлечения средств частных клиентов. На поверку же почти все новшества сводятся к предоставлению старых как мир услуг на основе новых технологий.

Правда, передовые технологии иногда приводят к качественному  прорыву и наполнению старых услуг особым содержанием. Возьмем, например, такой расчетный документ, как сетевые электронные деньги. С одной стороны, расчет между честными лицами в электронных деньгах несет в себе явные признаки расчета наличными. С другой стороны, есть ряд признаков безналичного перевода через банковскую систему. В-третьих, есть признаки расчетов чеками. Вместе эти характеристики образуют, по сути, новую расчетную услугу, до эпохи Интернета не осуществимую в принципе.

Перечислим виды розничных операций, классифицированные на основе выделения групп финансовых услуг, необходимых потребителям – физическим лицам. [6]

1. Сберегательный бизнес – услуги по накоплению, сбережению и хранению денежных средств в различных валютах на счетах физических лиц, либо операции с долговыми инструментами с физическими лицами, например со сберегательными сертификатами.

2. Кредитование, прежде всего, потребительское и ипотечное кредитование, а также нецелевое розничное кредитование физических лиц. На рисунке 1 показана динамика выдачи кредитов, предоставленных кредитными организациями физическим лицам. [4]

 

Рисунок 1 – Динамика выдачи кредитов, предоставленных кредитными  
организациями физическим лицам

 

3. Расчеты и кассовые операции – все виды расчетов для физических лиц, как с открытием, так и без открытия счетов. Продажа, выкуп и инкассо дорожных и коммерческих чеков, иных расчетных инструментов для физических лиц.

4. Валютный обмен – услуги по наличным и безналичным конверсионным операциям для физических лиц. Часто этот вид бизнеса функционально и организованно совмещен с межбанковскими банкнотными операциями.

5. Хранение и перевозка ценностей – предоставление в аренду сейфов, ответственное хранение ценностей и всевозможные сопутствующие услуги, например пересчет и проверка банкнот, доставка наличности и т.д.

В указанном перечне розничных  операций есть услуги, история которых  насчитывает сотни, а то и тысячи лет. Есть банки, в том числе и Сбербанк (не говоря уже о западных банках), в которых люди обслуживаются поколениями.

От операций по привлечению средств зависит размер банковских ресурсов и, следовательно, масштабы деятельности коммерческих банков. Поэтому каждый коммерческий банк стремится наращивать ресурсы и предоставлять разнообразные услуги (операции) для своих клиентов.

 

 

2. Операции коммерческих  банков с ценными бумагами: вексель

 

Одним из видов ценных бумаг, наиболее часто используемых в российской практике, является вексель. А также вексель является источником формирования ресурсной базы коммерческого банка.

Вексель – составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) безоговорочно уплатить в определенном месте сумму денег, указанную в векселе, другой стороне – владельцу векселя (векселедержателю) – при наступлении срока выполнения обязательства (платежа) или по его требованию. [8]

Вексель дает его владельцу право  требовать от должника, или акцептанта, (третьего лица, обязавшегося уплатить по векселю) выплатить указанную  в векселе сумму при наступлении срока платежа. Выпуск и обращение векселей регулируется действующими Основами гражданского законодательства и Федеральным Законом РФ № 48-ФЗ "О переводном и простом векселе".

Операции коммерческих банков с векселями

С векселями банк осуществляет активные, пассивные и активно – пассивные операции. [10]

Рассмотрим активные операции:

1.Учет векселей. Банк покупает векселя у векселедержателя до наступления срока погашения векселя. При этом продавец векселедержатель получает от банка сумму, причитающуюся по векселю, за вычетом определенного процента-дисконта. Дисконт обычно зависит от срока платежа и от репутации- платежеспособности банка (предприятия) выписавшего вексель. Доходность по векселю также зависит от рыночных ставок по размещению/привлечению денежных средств. Сумма дисконта удерживается банком из суммы векселя в момент его учета. Банки проверяют векселя, принимаемые к учету, с точки зрения их юридической и экономической надежности. Векселя, не удовлетворяющие требованиям банка, вычеркиваются из реестра и возвращаются предъявителю.

Для своевременного получения платежа  по учтенным векселям банк ведет картотеки по срокам наступления платежей. Для контроля за своевременным получением платежей по учтенным векселям банк на каждое число составляет специальные ведомости. При получении платежа в ведомости делаются соответствующие отметки, а векселя возвращаются плательщику.

2. Инкассо. Банк выполняет поручения по получению платежа в срок по имеющимся у клиента векселям. При этом будет осуществлено своевременное предъявление векселя и получения платежа по нему. В случае отказа в оплате, банк предъявит вексель к протесту и выполнит прочие правовые действия в соответствии с вексельным законодательством.

Операции по инкассированию банками  векселей выгодны как для клиентов, так и для самого банка. Так, клиент освобождается от необходимости следить за сроками предъявления векселей к платежу, а сам процесс получения платежа становится для него более быстрым, дешевым, надежным.

Для банка – это один из источников получения прибыли. Кроме того, в процессе совершенствования инкассовых операций на корреспондентском счете коммерческого банка сосредотачиваются значительные средства, которые он может пустить в оборот.

3. Домициляция векселей. Банк производит по поручению клиента, платежи по векселям (домициляцию векселей) клиента, в установленный в векселе срок. При этом в противоположность инкассовой операции, банк является плательщиком, а не получателем денежных средств. В вексельной форме расчетов помимо банка векселедержателя, инкассирующего векселя, может участвовать и банк плательщика в качестве домицилянта, выполнять поручение своего клиента – плательщика по своевременному совершению платежа по векселю. Внешним признаком домицилированного векселя служат слова «платеж в банке», помещенные под подписью плательщика.

Для банка эта операция является прибыльной, так как за домициляцию векселей он получает комиссионное вознаграждение, и в то же время, выступая в качестве домицилянта, банк не несет никакой ответственности, если платеж не состоится.

4. Авалирование векселей. В целях повышения надежности векселя в обращении на нем ставится подпись специального поручителя, называемая авалем. Причем аваль может касаться как всей суммы долга, так и ее части. Тем самым лицо, совершившее аваль (авалист), принимает на себя ответственность за осуществление платежа, если трассат, трассант или индоссант не смогут это сделать. За выдачу вексельного поручительства авалисты берут плату в виде надписательного процента. [5]

Основанием ответственности авалиста является только неисполнение обязательства  лицом, за которое он выдал аваль. Банк, оплативший регрессный иск по векселю, имеет право требования к лицу, за которое он дал аваль, и ко всем другим лицам, обязанным  перед ним.

Информация о работе Контрольная работа по "Банковскому делу"