Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель работы - рассмотрение кредитной политики коммерческого банка и механизма её реализации.
Исходя из цели основные задачи курсовой работы следующие:
1) изучить теоретические и методические положения по вопросам разработки кредитной политики коммерческого банка;
2) проанализировать кредитную деятельность коммерческих банков в Российской Федерации;
3) проанализировать финансовые показатели конкретного банка;
4) провести комплексный анализ собранных в базовом коммерческом банке материалов по вопросам кредитования, выявить положительные и отрицательные аспекты деятельности банка и сформировать на их основе выводы и рекомендации по совершенствованию процесса кредитования;
5) выявить проблемы кредитной политики коммерческого банка.
Можно сказать, что кредитная политика коммерческого банка — это совокупность его кредитной стратегии и кредитной тактики. При этом стратегия определяет основные принципы, приоритеты и цели конкретного банка на кредитном рынке, в то время как тактика — конкретные финансовые инструменты, используемые банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок, правила их совершения, порядок организации кредитного процесса.
Элементы кредитной политики
|
|
|
|
|
|
|
|
Правление или Совет директоров принимает меморандум кредитной политики, в котором определяются стратегия и тактика банка в области получения и предоставления кредитов. Меморандум кредитной политики принимается на определенный период времени, однако в течение срока его действия в него могут вноситься некоторые изменения, соответствующие текущему состоянию дел на кредитном рынке.
В меморандуме кредитной политики банка, как правило, содержатся следующие основные положения:
Следующим шагом на стадии
программирования организации работы
банка по предоставлению ссуд является
разработка внутренних нормативных документов. Это могут быть инструкция о
порядке выдачи кредитов, положение о
кредитном комитете банка (филиала), положение
о внутреннем контроле и т.д.
Инструкция о порядке выдачи кредитов
регламентирует организацию кредитного
процесса, перечень требуемых документов
от заемщика и стандарты подготовки проектов
кредитных договоров, правила проведения
оценки обеспечения.
В положении о кредитном комитете определяются
регламент работы комитета, состав, лимит
кредитных рисков данного кредитного
комитета, процедура принятия решения.
Только после принятия этих документов,
систематизирующих кредитный процесс,
можно говорить о внутренней готовности
банка к работе на второй основной стадии
кредитования.
Проявление сущности кредитной политики коммерческого банка заключается в ее функциях. Условно их можно разделить на две группы: общие, присущие различным элементам банковской политики, и специфические, отличающие кредитную политику от других элементов банковской политики.
К общим функциям относятся:
Коммерческая функция заключается в получении банком прибыли от проведения различных операций, в частности, кредитных.
Стимулирующая функция заключается в стимулировании аккумуляции временно свободных денежных средств в банки и их рациональное использование. Стимулом для клиента банка воздержаться на определенный срок от текущего потребления является возможность получить дополнительный доход на средства, помещенные в банк на депозит, а возможность получить в банке ссуду имеет важное значение для покрытия временной потребности в дополнительных средствах, при этом стимулом для погашения задолженности в максимально короткие сроки является необходимость уплаты процентов банку за пользование ссудой. Для банка стимулирующая функция кредитной политики проявляется в том, что банки стремятся привлечь наиболее дешевые ресурсы на рынке на относительно длительный срок и разместить их с максимальной выгодой.
Контрольная функция проявляется в том, что кредитная политика позволяет контролировать процесс привлечения и использования кредитных ресурсов банками и их клиентами с учетом приоритетов, определенных в кредитной политике конкретного банка.
Специфическая функция кредитной политики всего одна, но очень важная. Это функция оптимизации кредитного процесса. Действие данной функции направлено на достижение цели банковской политики.
Разработка кредитной политики любого банка зависит от целого ряда факторов, в числе которых можно выделить макрофакторы и микрофакторы.
Макрофакторы представляют собой факторы, влияющие на формирование и успешное развитие кредитной политики банка, на которые он сам непосредственного влияния оказывать не может. К таким факторам относят следующие:
В отличие от макрофакторов, коммерческий банк может прямо влиять на микрофакторы, воздействующие на кредитную политику банка, и посредством их регулирования самостоятельно формировать и совершенствовать свою кредитную политику по мере надобности.
К микрофакторам относятся прежде всего такие факторы, как:
Основная цель проведения кредитной политики банка - получение максимальной прибыли при минимальном уровне риска и формирование оптимального кредитного портфеля. Исходя из возможного соотношения этих составляющих, а также имеющихся ресурсов, кредитная организация определяет текущие задачи:
Ключевой элемент кредитной политики — это администрирование кредитов, которое включает в себя:
Выработанная кредитная
Кредитная политика не является чем-то раз и навсегда определенным в банке. Она должна пересматриваться в зависимости от меняющихся экономических условий.
1.3 Оценка кредитной деятельности коммерческих банков в РФ
Кредитная деятельность коммерческого банка – это определённый комплекс программ банка, главная цель которых - снижение кредитного риска и максимальная доходность от кредитования.
Российские банки в 2012 году стали активнее выдавать кредиты. После очень слабой динамики кредитного портфеля в начале 2012 года апрель оказался достаточно успешным. Согласно расчетам экспертов, в апреле кредитный портфель банков вырос на 2.4% или на 700 млрд руб. В отличие от первого квартала, когда шесть из десяти крупнейших банков сократили свои кредитные портфели, в апреле наибольший вклад в рост обеспечили как раз наиболее крупные банки и, в первую очередь, иностранные и государственные банки. Тем не менее, суммарный прирост кредитного портфеля за первые четыре месяца года был довольно скромным.
Всего за первые четыре месяца 2012 года кредитный портфель банков вырос на 3% или на 860 млрд руб., составив на 1 мая 29.6 млрд руб. В прошлые годы за аналогичный период времени рост кредитного портфеля также был на невысоком уровне, что во многом является проявлением сезонного фактора. Таким образом, слабая динамика роста в начале года не является однозначным свидетельством начала тенденции ухудшения ситуации в области кредитования. По итогам апреля прирост объема кредитов физическим лицам составил 223 млрд руб. или 3.8%. При этом кредиты нефинансовым организациям за этот же период выросли на 422 млрд руб. или на 2.4%. За первые четыре месяца кредиты физическим лицам выросли на 10.2%, а юридическим лицам – на 2.4%. Задолженность физических лиц перед банками на 1 мая 2012 года составила 6.1 трлн руб., что в структуре кредитного портфеля составляет 20.7%. Это на 1.3 процентного пункта больше результата на 1 января 2012 года. Доля кредитов физическим лицам в структуре кредитного портфеля находится на максимальном уровне с ноября 2008 года. Таким образом, можно сделать вывод о продолжении процесса восстановления кредитования физических лиц, после его заметного сворачивания во время кризиса. Наибольший прирост кредитного портфеля в абсолютных величинах в апреле продемонстрировал ОАО "Сбербанк России" – его кредитный портфель увеличился на 195 млрд руб. или на 2.2%. По состоянию на 1 мая 2012 года кредитный портфель Сбербанка был равен 8.92 трлн руб. (30.2% от суммарного кредитного портфеля по всей банковской системе России) Кроме того, заметный абсолютный прирост кредитного портфеля в апреле ппоказали Банк ВТБ и Газпромбанк, у которых он вырос на 88 млрд руб. и 82 млрд руб. соответственно. В относительных величинах прирост кредитного портфеля у Банка ВТБ составил 3.3% (достиг 2.73 трлн руб. на 1 мая), а у Газпромбанка – 4.8% (1.78 трлн руб).
Наилучшая относительная динамика среди тридцатки крупнейших банков отмечена у ЗАО КБ "Ситибанк" (кредитный портфель увеличился за месяц на 8.6% до 174 млрд руб). Но, несмотря на столь значительный рост, Ситибанку не удалось подняться в рейтинге – он по-прежнему занимает 21 место. Также очень хорошую динамику кредитного портфеля среди довольно крупных банков продемонстрировал ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК (рост на 8.1% до 172 млрд руб.). При этом наилучшую динамику по местам в рейтинге среди крупнейших банков по итогам апреля продемонстрировал ОАО АКБ "Связь-Банк", у которого кредитный портфель вырос на 6.5%, что позволило банку подняться в рейтинге на 2 позиции – с 27 места на 1 апреля до 25 места на 1 мая 2012 года.
Однако среди крупных банков нашлись и такие, у которых в апреле наблюдалось сокращение кредитного портфеля. Из тридцати крупнейших это: у ЗАО «ЮниКредит Банк» кредитный портфель которого за месяц сократился на 0.7% или на 5.5 млрд руб., ОАО "Банк "Санкт-Петербург" – сокращение на 2.3% или на 5.9 млрд руб., ОАО "Нордеа Банк" кредитный портфель за апрель стал меньше на 7.7 млрд руб. (-3.5%). (Приложение 1)
Глава 2. Анализ финансового состояния банка «А»
2.1 Общая характеристика деятельности банка «А»
Банк «А» является крупнейшим банком Российской Федерации и стран СНГ. Учредителем и основным акционером банка является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 80% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами банка являются международные и российские инвесторы. Основанный в 1839 году, банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. По состоянию на 1 января 2013 года на долю банка приходится 28,9% совокупных банковских активов, 45,7% депозитов физических лиц, 33,6% корпоративных кредитов и 32,7% розничных кредитов. Капитал банка составляет 1,7 трлн рублей, что соответствует 27,4% совокупного капитала российской банковской системы.
Банк «А» – современный универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Банк обслуживает физических и юридических лиц, в том числе крупные корпорации, предприятия малого и среднего бизнеса, а также государственные предприятия, субъекты РФ и муниципалитеты. Услугами банка пользуются более 100 млн физических лиц (более 70% населения России) и около 1 млн предприятий (из 4,5 млн зарегистрированных юридических лиц в России). Банк предоставляет розничным клиентам широкий спектр банковских услуг, включая депозиты, различные виды кредитования (потребительские кредиты, автокредиты и ипотеку), а также банковские карты, денежные переводы, банковское страхование и брокерские услуги. Банк является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт.
Информация о работе Кредитная политика банка и механизм её реализации