Кредитная система России, ее эволюция, характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление сущности и роли кредитных отношений в рыночной экономике.
Предмет – сущность, функции, принципы кредитования и кредитные отношения.
Задачи:
 Определить сущность и функции кредита;
 Раскрыть принципы кредитования;
 Дать классификацию кредитов и его форм;
 Раскрыть роль кредита в рыночной экономике;
 Обозначить значение потребительского кредита и ипотечного кредитования.

Содержание работы

Введение ......................................................................................................................... 3
Глава I. Сущность кредитных отношений в рыночной экономике .................. 5
1.1. Сущность и функции кредита ............................................................................... 5
1.2. Принципы кредитования ....................................................................................... 9
1.3. Виды и формы кредита ......................................................................................... 12
Глава II. Особенности кредитной системы России ............................................. 19
2.1. Кредитное регулирование в РФ и его формы ..................................................... 19
2.2. Проблемы развития кредитования в РФ. Кредитный рынок и проблемы его функционирования ....................................................................................................... 23
2.3. Роль кредита в развитии рыночной экономики ................................................. 26
Заключение .................................................................................................................. 32
Список использованных источников ..................................................................... 34

Файлы: 1 файл

Деньги, кредит, банки (курсовая).doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Нужно отметить, что с  помощью кредитного регулирования  государство стремиться смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях подержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).

Процентная ставка рефинансирования ЦБ РФ применяется для определения затрат на оплату процентов по полученным на производственные цели кредитам банков юридическими лицами в целях исчисления налога на прибыль. Для целей налогообложения затраты по оплате процентов принимаются в пределах указанной учетной ставки ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта (по ссудам, полученным в рублях). Затраты на уплату процентов по кредитам, полученным в иностранной валюте, принимаются при исчислении налога на прибыль в размерах, не превышающих 15% годовых [3, с.167].

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов  развития и формирования кредитной  системы РФ.

Основными направлениями  государственного регулирования являются: учетная политика центрального банка  в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах; законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее, они ориентируются на учетную ставку центрального банка - так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике [3, с.169].

Следующей формой регулирования центрального банка  является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов.

Политика  регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые  специальные кредитно-финансовые институты), которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следуют за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

Еще одной  формой регулирования центральным  банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи  кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты согласно законодательству обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг [3, с.171].

Формой регулирования  является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.

Один их методов  регулирования - налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических условиях. В то же время взимание налогов существенно различается по странам и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы [3, с.173].

Другим регулирующим методом кредитной системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов [4, с.269].

Это позволяет  государству быстрее и эффективнее  решать проблему государственного долга путем продажи правительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных и полугосударственных кредитных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки.

Большое влияние на регулирование  кредитной системы оказывают  законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов.

2.2. Проблемы развития кредитования в РФ. Кредитный рынок и проблемы его функционирования

Кредитный рынок - это  общее обозначение тех рынков, где существуют предложение и  спрос на различные платежные  средства. Кредитные сделки опосредуются, как правило, кредитными институтами (банками и др.), которые берут взаймы и ссужают деньги, или движением различных долговых обязательств, которые продаются и покупаются на рынке ценных бумаг.

Современная кредитная  двухуровневая система в Российской Федерации практически сформирована:

1 уровень – Центральный  банк Российской Федерации (ЦБ РФ).

2 уровень – коммерческие  банки и другие финансово –  кредитные учреждения, осуществляющие  отдельные банковские операции.

Таким образом, кредитная  система включает банк России, банки, филиалы и представительства  иностранных банков, небанковские кредитные организации, союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы и холдинги.

 ЦБ РФ является  главным банком государства. Он  независим от распорядительных  и исполнительных органов власти. ЦБ РФ – экономически самостоятельное  учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе и его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. ЦБ РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, надзор за их деятельностью; осуществляет валютный контроль и др. функции [7, с.380].

Второй уровень банковской системы представлен прежде всего широкой сетью коммерческих банков. Обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни. Наряду с коммерческими банками функционируют так же специальные банки. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков, инвестиционные, осуществляющие операции по выпуску и размещению ценных корпоративных бумаг. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться [7, с.381].

 Особое место в  кредитной системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по  обслуживанию внешнего долга  Российской Федерации, а так  же Банк реконструкции и развития  созданный государством для финансирования правительственных целевых программ общегосударственного и регионального характера с использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов.

 В кредитной системе  в институциональном плане можно  выделить холдинги, группы и иные  объединения банков.

Холдинги создаются  путем получения основной кредитной  организацией. В силу преобладающего участия в уставном капитале одной  или нескольких кредитных организаций  либо в соответствии с заключенным  договором возможности предприятия  определять принимаемое ими решение.

Группа кредитных организаций  образуется для совместного осуществления  банковских операций на основе заключения соответствующего договора.

Помимо банковских учреждений во второй уровень кредитной системы  входят так же специальные финансово-кредитные институты. В их деятельности модно выделить, как правило, одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБ РФ. Они имеют обычно специфическую клиентуру.

Активно развивается  так же коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг.

 Таким образом,  в РФ постепенно формируется  кредитная система, которая строится  на тех же принципах, что  и в странах с развитой рыночной  экономикой.

 В настоящее время  наиболее заметным явлением в  кредитной системе можно считать  концентрацию и централизацию  банковского капитала. Выделяются  крупные банки, сосредотачивающие  у себя значительную долю ресурсов, операций и персонала банковской  системы. Они постепенно занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Их размеры возрастают за счет расширения обслуживания крупной клиентуры, привлечения новых вкладчиков, получения высокой прибыли [4, с.267].

Конкуренция в банковском деле выходит на международный уровень. Усиливается проникновение на российский финансовый рынок иностранных банков путем открытия их филиалов и представительств, создание банков с участием иностранного капитала. Банки, которые не могут эффективно использовать средства внутри России, ищут более выгодные и надежные сферы их размещения за рубежом. Доля иностранных активов в активах банков продолжает расти. 1 июня 1999-12, 5 млрд. долларов, таким образом, кризис не избавил банки от застарелых проблем. Те, что смогли устоять после 17 августа, были серьезно ограничены в возможностях эффективно использовать средства внутри страны. Большинство банков по-прежнему не в состоянии успешно кредитовать производство и предпочитают держать средства в ликвидной форме, кредитовать производство или вывозить капиталы за рубеж. Существует опасность того, что уже в ближайшем времени банки внутри страны смогут заниматься лишь расчетно-кассовым обслуживанием клиентов и сервисом по экспорту капитала [7, с.383].

Таким образом, банковский кризис в России еще далек от завершения. Он перерастает в глобальный кризис финансового посредничества и грозит надолго лишить экономику инвестиций, т.е. замедлить переход к устойчивому экономическому росту.

 

2.3. Роль кредита  в развитии рыночной экономики

В настоящее время кредит имеет большое значение. Кредит обеспечивает переход денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При помощи кредита можно преодолеть трудности, связанные с тем, что на одном участке высвобождаются временно свободные денежные средства, а на других возникает потребность в них. Кредит аккумулирует высвободившийся капитал, тем самым, обслуживает прилив капитала, что обеспечивает нормальный воспроизводственный процесс. Также кредит ускоряет процесс денежного обращения, обеспечивает выполнение целого ряда отношений: страховых, инвестиционных, играет большую роль в регулировании рыночных отношений.

Основными условиями  существования кредита можно  назвать следующие:

  • Несовпадение во времени индивидуальных кругооборотов и оборотов производственных фондов отдельных товаропроизводителей. Производственные фонды — это основные фонды и оборотные средства. Все предприятия в силу специфики своего производства и условий снабжения в разные периоды времени имеют разную потребность в оборотных средствах, т.е. существуют периоды максимальной и минимальной потребности. Экономически нецелесообразно иметь собственные оборотные средства на уровне максимума. В этом случае определенная их часть не будет участвовать в производственном процессе и, следовательно, будет исключена из процесса капитализации. Поэтому собственными оборотными средствами предприятия наделяются в интервале между максимумом и минимумом потребности.
  • Кредитор и заемщик должны быть юридически самостоятельными организациями, что обеспечивает экономическую ответственность сторон в процессе кредитных отношений. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
  • Кредитор и заемщик должны быть заинтересованы в кредитных отношениях.
  • Капитал физически, в виде средств производства, не может переходить из одних отраслей в другие. Этот процесс осуществляется в форме движения денежного капитала. Поэтому кредит необходим, прежде всего, как эластичный механизм перелива капитала из одних отраслей в другие и уравнивания нормы прибыли. Такой эластичный механизм и нужен нашей стране на сегодняшнем этапе развития, т.к. дисбаланс прибыли у разных отраслей в нашем государстве огромен до неприличия.
  • Кредит урегулирует противоречия между необходимостью свободного перехода капитала из одних отраслей производства в другие и закрепленностью производственного капитала в определенной натуральной форме. Он позволяет также преодолевать ограниченность индивидуального капитала. В то же время кредит необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания процесса реализации производственных товаров.
  • Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а, следовательно, концентрации производства. Кредит стимулирует развитие производственных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса. Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, предоставляя правительственные гарантии и льготы, государство ориентирует банки на преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует задачам осуществления общенациональных программ социально экономического развития.
  • Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого и среднего бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве[15, c. 354-356].

Информация о работе Кредитная система России, ее эволюция, характеристика