Кредитная система России, её эволюция,характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования в данной курсовой работе является кредитная система как составная часть финансовой сферы. Объектом исследования являются принципы функционирования кредитной системы, ее составные элементы, как в общетеоретическом плане, так и на примере кредитной системы Российской Федерации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1.1. Понятие кредитной системы
1.2. Историческое развитие кредитной системы России
1.3. Факторы развития кредитной системы
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В 2012 ГОДУ
2.1. Принципы денежно-кредитной политики
2.2. Инфляция и экономический рост
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РФ НА 2013 ГОД И ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 93.78 Кб (Скачать файл)

Реализация денежно-кредитной  политики будет основана на управлении процентными ставками денежного  рынка с помощью инструментов предоставления и изъятия ликвидности. Изменения краткосрочных рыночных ставок вследствие пересмотра Банком России ставок по своим инструментам и применения других мер денежно-кредитного регулирования влияют через различные  каналы трансмиссионного механизма на средне- и долгосрочные процентные ставки и в конечном итоге на уровень деловой активности и инфляционное давление в экономике. Таким образом, процентная политика будет играть ключевую роль в процессе реализации денежно-кредитной политики.

Благодаря реализации Банком России в последние годы комплекса  мер, направленных на совершенствование  системы инструментов, а также  на повышение гибкости валютного  курса рубля, была достигнута большая  управляемость процентными ставками денежного рынка. В среднесрочной  перспективе важной стратегической задачей будет выстраивание более  действенного трансмиссионного механизма  денежно-кредитной политики, а также  повышение доверия к Банку  России как органу, отвечающему за ценовую стабильность, что создаст  основу для лучшего управления инфляционными  ожиданиями субъектов экономики.

В целях дальнейшего повышения  действенности процентной политики Банк России в предстоящий трехлетний период продолжит постепенно увеличивать  гибкость механизма курсообразования и к 2015 году предполагает осуществить  переход к плавающему валютному  курсу, отказавшись от использования  связанных с уровнем курса  операционных ориентиров курсовой политики. Соответственно, в рамках данного  режима проведение регулярных валютных интервенций с целью воздействия  на динамику курса рубля будет  прекращено.

Одной из основных задач  Банка России в среднесрочной  перспективе будет оставаться обеспечение  финансовой стабильности. Банковская система является основным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики. Таким образом, финансовая стабильность выступает необходимым  условием нормального функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной  политики. При этом от степени устойчивости и эффективности работы системы  финансового посредничества зависит  не только выполнение главной цели денежно-кредитной политики по поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Банк России будет продолжать совершенствовать инструменты мониторинга системы финансового посредничества (в том числе постоянный анализ движения цен на рынках активов, тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), чтобы при возникновении угрозы финансовой стабильности иметь возможность оперативно принять соответствующие меры в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора.

В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделять  повышенное внимание своевременной  идентификации и оценке системных  рисков в банковском секторе и  на иных сегментах финансовых рынков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных  подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного  режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости  от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса  и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта  и особенностей национальной экономики  будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

Достигнутые условия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) позволят сохранить сложившиеся  условия конкуренции в банковском секторе и создать дополнительные механизмы доверия к равенству  регулятивных условий деятельности российских банков вне зависимости  от источника происхождения капитала.

Успешность реализации стратегии  денежно-кредитной политики во многом будет определяться эффективностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Одним из важных направлений деятельности Банка России останется содействие развитию рынка производных финансовых инструментов, предоставляющего субъектам экономики возможности по хеджированию курсового и процентного рисков, одновременно с формированием современных механизмов регулирования и надзора за рисками кредитных организаций на указанных сегментах финансового рынка.

Банк России также продолжит  уделять внимание совершенствованию  российской национальной платежной  системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения  действенности мер денежно-кредитного регулирования и развития внутреннего  финансового рынка.

Важное значение с точки  зрения успешности реализации единой государственной денежно-кредитной  политики имеет координация усилий Банка России и Правительства  Российской Федерации. Высокая степень  влияния регулируемых цен и тарифов  на темпы роста потребительских  цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции. Результативность денежно-кредитной  политики также во многом зависит  от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной  политики, направленной на постепенное  сокращение ненефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить  позитивный вклад в поддержание  финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной  политики. Банк России продолжит расширять  практику регулярного разъяснения  широкой общественности целей и  содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для  его решений. Развитие информационного  взаимодействия Банка России с обществом  будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России и проводимой денежно-кредитной политике.

 

2.2. Инфляция и экономический рост

В первом полугодии 2012 года объем ВВП увеличился на 4,5%. Экономический  рост преимущественно был обусловлен повышением внутреннего спроса. В  январе - сентябре темп прироста ВВП, по оценкам, составил около 4%.

Расходы населения на покупку  товаров и оплату услуг в январе - сентябре 2012 года выросли, по оценке, на 6,8%. Объем инвестиций в основной капитал превысил уровень соответствующего периода предыдущего года на 7,2% (в  январе - сентябре 2011 года - на 5,0%).

В условиях роста экономики  численность занятого населения  увеличивалась. Уровень безработицы  в сентябре 2012 года составил 5,2% экономически активного населения (6,0% годом ранее).

 

Инфляция на потребительском  рынке и базовая инфляция

(в % к соответствующему  месяцу предыдущего года)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На фоне высоких мировых  цен на энергетические товары повышались доходы бюджета, при этом улучшалась равномерность расходования бюджетных  средств в течение финансового  года. В результате профицит федерального бюджета в январе - сентябре 2012 года составил 1,4% ВВП (в январе - сентябре 2011 года - 2,9% ВВП).

В январе - мае 2012 года продолжалось замедление инфляции, начавшееся в  середине 2011 года (из расчета месяц  к соответствующему месяцу предыдущего  года). В июне она начала расти  и в сентябре превысила верхнюю  границу целевого ориентира на 2012 год (5 - 6%).

По оценке, выпуск товаров  и услуг находился вблизи потенциального уровня. Рост цен на непродовольственные  товары без учета бензина, в наименьшей степени подверженный влиянию волатильных  и административных факторов, замедлился; по оценке, темпы их прироста снизились  с 5,9% в январе 2012 года до 5,4% в сентябре (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года).

Во второй половине 2011 - начале 2012 года на замедление роста потребительских  цен оказывала заметное воздействие  благоприятная конъюнктура на внутреннем и мировом аграрных рынках. В апреле 2012 года темпы прироста цен на продовольствие достигли своего исторического минимума (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года), составив 1,2%. Среди продуктов питания плодоовощная продукция была на 29,1% дешевле, чем  в апреле 2011 года.

Кроме того, на снижение инфляции повлиял перенос индексации административно  регулируемых тарифов с января на III квартал текущего года. В итоге  в течение первых пяти месяцев  года темпы роста потребительских  цен уменьшались, достигнув в  апреле - мае минимального значения за весь период наблюдений - 3,6% (по отношению к сопоставимым месяцам прошлого года). Базовая инфляция снизилась с 6,0% в январе до 5,1% в мае.

Однако в мае - сентябре ускорился рост цен на продовольствие. В сентябре 2012 года продукты питания  были на 7,3% дороже, чем в сопоставимом месяце предыдущего года (в сентябре 2011 года - на 6,4%).

Непродовольственные товары и платные услуги, включая услуги ЖКХ, подорожали в сентябре 2012 года по отношению к сопоставимому  месяцу предыдущего года в меньшей  мере, чем в сентябре 2011 года. В  целом инфляция возросла до 6,6%, базовая  инфляция - до 5,7%.

По итогам 2012 года инфляция может составить около 7% (в 2011 году она составила 6,1%), что связано  в основном с ускорившимся ростом цен на продовольственные товары. При этом базовая инфляция ожидается  на уровне 6% (в 2011 году она составила 6,6%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РФ НА 2013 ГОД И ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ

Экономические процессы в  мире развиваются в условиях нестабильной глобальной финансовой конъюнктуры, характеризующейся  высоким уровнем неприятия рисков инвесторами, частыми перемещениями  потоков капитала между более  и менее рисковыми сегментами финансового рынка, значительной и  периодически растущей волатильностью цен на активы и биржевые товары, курсов валют. Это вносит неопределенность в оценки перспектив развития внешних  условий функционирования российской экономики и финансового рынка.

В рамках прогнозов МВФ  и других международных организаций, предполагающих небольшое повышение  темпов роста мировой экономики  в 2013 году, возможно умеренное ускорение  экономического роста в странах - основных торговых партнерах России с сохранением аналогичной тенденции  в 2014 - 2015 годах. Согласно прогнозу МВФ, темп прироста производства товаров  и услуг в мире увеличится с 3,3% в 2012 году до 3,6% в 2013 году. По прогнозам, в 2013 году продолжится снижение инфляции в зарубежных странах, включая основных торговых партнеров России. Не ожидается  ее ускорение и в 2014 - 2015 годах.

Прогнозируемое повышение  деловой активности в мире поддержит  сложившийся уровень потребления  нефти и других товаров российского  экспорта, что ослабляет риски  ухудшения платежного баланса страны.

Ключевые процентные ставки в ведущих экономиках в 2013 году останутся  низкими, что будет способствовать формированию условий для притока  капитала в российскую экономику. Движение трансграничных потоков капитала будет  зависеть от состояния зарубежных финансовых систем и конъюнктуры мирового финансового  рынка, настроений глобальных инвесторов. Сохранятся риски оттока капитала.

Банк России рассмотрел три  варианта условий проведения денежно-кредитной  политики в 2013 - 2015 годах, один из которых  соответствует прогнозу Правительства  Российской Федерации. В основу сценариев  положена различная динамика цен  на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2013 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта "Юралс" на мировом  рынке до 73 долларов США за баррель.

 

Цена на нефть сорта "Юралс" (долларов США за баррель)


 

 

 

В этих условиях в 2013 году реальные располагаемые денежные доходы населения  могут сократиться на 0,4%, инвестиции в основной капитал - на 2,1%. Снижение ВВП может составить 0,4%.

В рамках второго варианта рассматривается прогноз Правительства  Российской Федерации, положенный в  основу разработки параметров федерального бюджета на 2013 - 2015 годы. Предполагается, что в 2013 году цена на российскую нефть  может составить 97 долларов США за баррель.

Данный вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. Согласно этому варианту, в 2013 году увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения прогнозируется на уровне 3,7%. Объем инвестиций в основной капитал может повыситься на 7,2%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 3,7%.

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение  в 2013 году цены на нефть сорта "Юралс" до 121 доллара США за баррель.

В условиях увеличения доходов  от экспорта российских товаров в 2013 году ожидается повышение инвестиционной активности. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,6%, реальных располагаемых денежных доходов населения - до 4%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4%.

В 2014 - 2015 годах прирост  объема ВВП в зависимости от варианта прогноза может составить 2 - 5%.

Прогноз платежного баланса  на 2013 - 2015 годы по второму варианту составлен исходя из предположения  о несущественном изменении цены на нефть сорта "Юралс" на мировом  рынке (от 97 до 104 долларов США за баррель). В первом и третьем вариантах  предполагаются отклонения нефтяных цен  от указанного диапазона на четверть в меньшую и большую стороны.

Во всех вариантах прогноза учтено потенциальное влияние на платежный баланс вступления России в ВТО, которое в среднесрочной  перспективе еще не проявится  в заметном изменении экспорта товаров, дополнительный прирост импорта  товаров в результате поэтапного изменения тарифной политики оценен в размере 2,5 - 5,0 млрд. долларов США.

       Согласно первому варианту прогноза, при падении средней цены на российскую нефть в 2013 году ожидается резкое сокращение положительного сальдо баланса торговли товарами и услугами - до 72,5 млрд. долларов США и профицита счета текущих операций - до 11,9 млрд. долларов США. В соответствии со вторым вариантом прогноза некоторое ухудшение ценовой конъюнктуры топливно-энергетического рынка обусловит уменьшение активного сальдо торговли товарами и услугами до 101,9 млрд. долларов США и счета текущих операций до 31,0 млрд. долларов США. По третьему варианту при улучшении ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта положительный итог как баланса торговли товарами и услугами, так и счета текущих операций (172,0 и 94,7 млрд. долларов США соответственно) будет выше показателей 2012 года.

Информация о работе Кредитная система России, её эволюция,характеристика