Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 12:07, контрольная работа
Активизация инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики и ее эффективность остаются одними из основных проблем в России. Несмотря на постоянное увеличение доли заемных средств в последние годы, основным источником инвестиций остаются собственные средства предприятий, на долю которых приходится больше половины всех инвестиций. Собственных средств для осуществления большинства инвестиционных проектов даже у крупных предприятий явно недостаточно, и тем более у малых и средних.
Введение 3
1.1 Сущность, виды и значение лизинга 4
1.2 Преимущества и недостатки лизинга 9
1.3 Лизинговые платежи 13
1.4 Развитие лизинга в России 15
Заключение 25
Список использованной литературы 27
В 2010 году банки, в принципе, готовы финансировать лизинговые сделки в больших, чем в предыдущем году, масштабах, но активно работают с финансовой арендой только кредитные учреждения, имеющие дочерние лизинговые компании. Впрочем, таких сегодня на рынке очень много, они занимают до двух третей всего его объема и не испытывают проблем с ликвидностью и, следовательно, с финансированием сделок. Более того, зачастую банки охотнее предлагают компаниям именно лизинговое финансирование в случае, если клиенту необходимо приобретение основных средств. Все дело в том, что объект лизинга остается в собственности банковской группы, что снижает риски на потери по ссудам и делает весь процесс более удобным и быстрым для клиента. Не следует также забывать и о налоговых льготах, которые дает лизинг.
Как и в 2009 году, банки анализируют финансовые показатели деятельности лизинговых компаний, в том числе размер и структуру лизингового портфеля, качество и сбалансированность по срокам кредитного и лизингового портфелей, прибыльность, рентабельность, размер собственного капитала и источники его формирования, соотношение объема финансируемой сделки с объемом всего лизингового портфеля компании. Риски снижаются, так как количество лизингополучателей с просроченной задолженностью уже не растет. Но банки по-прежнему готовы финансировать лизинговые сделки только с финансово устойчивыми лизингополучателями.
Кризис наиболее серьезно
затронул базовые отрасли
По итогам 2009 года отрицательную динамику по объему сделок продемонстрировали 33 сегмента рынка из 37 выделяемых агентством «Эксперт РА» в рамках своих исследований. Положительные темпы прироста наблюдались лишь в четырех сегментах рынка. При этом если в сегментах оборудования для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и техники для авиационной отрасли позитивный прирост — следствие эффекта «низкой базы», то в сегментах морских и речных судов, а также оборудования для газодобычи действительно были реализованы крупнейшие сделки за последние три года.
Банки готовы работать с компаниями всех секторов экономики с хорошим финансовым состоянием и понятными перспективами развития. Отраслевые предпочтения по финансированию лизинговых операций сместились в сектора, продемонстрировавшие лучшую устойчивость в период кризиса, а также те, в которых наблюдается быстрое восстановление спроса. В первую очередь это экспортоориентирорванные сектора, получающие поддержку за счет государственного финансирования. Однако наличие положительных экономических тенденций не всегда означает готовность конкретного банка кредитовать компании данного сектора. Управление кредитным портфелем банка также налагает свои отпечатки на приоритетность отраслей. Лизинговые компании сегодня работают с учетом этой специфики.
Лучшие клиенты в 2010 году работают в секторах экономики с господдержкой. А если в качестве лизингополучателя выступает компания с государственным участием, то привлечение кредитных ресурсов по таким сделкам возможно на весьма выгодных условиях. В свою очередь, игроки российского лизингового рынка, работающие с компаниями негосударственного сектора, отмечают, что все более привлекательной для лизинга становится отрасль торгового оборудования. Если компания стабильная и прибыльная (не принципиально, малая она или крупная), а проект интересный и хорошо структурированный, то он будет профинансирован вне зависимости от того, идет ли речь об эксклюзивном энергетическом оборудовании или о простой легковой машине. Безусловно, есть различия в политике формирования кредитных портфелей банками — кому-то интересна крупная энергетика, кто-то более охотно входит в инновационные проекты, кто-то в большей степени ориентирован на малый и средний бизнес. Но, в конечном счете, все определяется качеством клиента и проекта.
Наиболее популярный традиционно — лизинг автомобильного, железнодорожного и других видов транспорта. Это наиболее простой и прозрачный вид лизинга, хорошо урегулированный законодательно, характеризуемый высокой ликвидностью объектов финансовой аренды. Этот вид лизинга предоставляют абсолютно все компании. Менее распространен лизинг оборудования, так как и платежеспособный спрос здесь ниже, и готовность компаний финансировать приобретение различного оборудования не так высока, в связи с тем, что многие его виды либо имеют очень низкую ликвидность, либо вовсе не могут быть перепроданы и повторно установлены на производстве. В зачаточном состоянии до недавнего времени находился лизинг недвижимости, в основном из-за несовершенного законодательства. Тем не менее, этот вид лизинга имеет колоссальный потенциал и, скорее всего, уже через несколько лет опередит по объемам все остальные виды лизинга вместе взятые.
Многие участники рынка лизинга уверены, что отрасль коммунального хозяйства — одна из главных точек роста для лизингового рынка, выяснил «Эксперт РА». Среди сегментов рынка с наименьшей долей в портфеле лизингодателей, лизинг оборудования для ЖКХ, по мнению большинства топ-менеджеров (40%) нуждается в дополнительном стимулировании и должен использоваться более масштабно. Еще 28% экспертов считают недооцененным сегментом, применение лизинга в котором должно быть существенно расширено, сегмент водного транспорта (речных и морских судов).
Вопреки оптимистичным прогнозам монетарных властей и несмотря на прямые указания от правительства, у банков плохо получается наращивать кредитные портфели. Избыточная ликвидность идет на фондовый рынок и на межбанк. Сравнивая прямое кредитование корпоративного сектора с опосредованным кредитованием через лизинговую компанию (предоставление заемного финансирования лизинговой компании для реализации сделок с участием корпоративного сектора), можно выделить следующие основные преимущества финансирования лизинга с точки зрения банков. Во-первых, лизинговая компания, как правило, финансирует не единичные сделки, а пул однородных сделок, объединенных, например, по типам лизингополучателей. Это позволяет банку, предоставляющему кредитные ресурсы, диверсифицировать риски по кредитному портфелю и одновременно минимизировать временные и иные издержки на подготовку кредитной сделки, поскольку на стороне заемщика выступает одна лизинговая компания, а не несколько лизингополучателей.
Во-вторых, лизингодатели, формирующие свой портфель заказов, облегчают банкам путь к интересным инвестиционным проектам, осуществляя их профессиональный отбор с учетом сложившихся требований кредиторов к заемщикам. После кризиса лизинговые компании начали более внимательно оценивать платежеспособность компании лизингополучателя. В свою очередь, банки заинтересованы финансировать в длинные и доходные инвестиционные проекты, которые прошли хорошую предварительную проверку на предмет минимизации рисков.
По сравнению с кредитованием
финансовая аренда на сегодняшний день
остается крайне привлекательной для
компаний, реализующих крупные
При этом если меры поддержки рынка реализуются точечно, то негативные законодательные новации носят значительно более масштабный характер.
Позитивное влияние на рынок в последнее время оказала проводимая государством поддержка отдельных отраслей экономики, а именно возмещение части затрат лизингодателей (по привлеченным кредитам) и лизингополучателей (по лизинговым платежам) при осуществлении лизинговых сделок с отечественной авиатехникой, оборудованием для рыбопереработки и автотранспортом российского производства.
В то же время вопреки проводимой государством поддержке спроса на автотранспорт в 2008 году был принят закон, отменивший возможность применения ускоренной амортизации имущества 1-3 амортизационных групп (куда в частности входят автомобили с объемом двигателя до 3,5 литров).
Принятие указанного закона обусловило целый ряд негативных последствий.
Во-первых, произошло снижение спроса на лизинг имущества 1-3 амортизационных групп (в том числе и на автомобили).
Во-вторых, по действующим договорам лизингодателям пришлось вручную менять норму амортизации, пересчитывать для клиентов графики платежей. При этом возможности пересчета графика лизинговых платежей в сторону увеличения минимальны не только согласно условиям договоров, но и в связи с ухудшением платежеспособности клиентов в целом. Лизингодатели, старавшиеся удержать клиентов и сохранить тарифы без изменений, столкнулись с сокращением собственной маржи.
В-третьих, отмена ускоренной
амортизации привела к
Первое полугодие 2010 года принесло рынку еще более шокирующую новость. В конце мая Министерство финансов опубликовало «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в которых ставится под сомнение необходимость применения ускоренной амортизации по всем группам имущества.
Представляется, что на фоне потребности экономики в масштабных инвестициях в модернизацию производства и значительного сокращения в кризис лизингового рынка вопрос отмены возможности применения ускоренной амортизации в нашей стране поднимать преждевременно.
По данным Росстата, уровень износа основных средств в российской экономике на конец 2008 года составлял 45,3%, при этом объем полностью изношенных фондов оценивался в 13,1%. Исходя из общей стоимости основных фондов (74,47 трлн рублей на конец 2008 года), немедленной замене подлежит имущество на сумму 9,7 трлн рублей. Даже при условии восстановления докризисных объемов рынка для обновления этих фондов потребовалось бы 9 лет.
Высокая степень износа основных фондов в России означает колоссальный потенциал развития лизинговой отрасли. При этом доля лизинга в ВВП России в 2009 году составляла всего 0,81%.
В случае отмены ускоренной амортизации рынок лизинга хотя и не исчезнет полностью, однако кардинально сократится, а значит, затормозится и процесс модернизации основных фондов в стране. Неизбежное удорожание лизинговой услуги и лишение лизингополучателей возможности сократить отвлечение оборотных средств на оплату НДС, которую предоставляет лизинг, снизит их заинтересованность в обновлении производственного оборудования.
Рынок лизинга начал
восстанавливаться после
Объем нового бизнеса по итогам 1 полугодия 2010 года составил 255,5 млрд рублей (таблица 1), темпы прироста к аналогичному периоду прошлого года достигли 183,6%. Сумма стоимости всех предметов лизинга (без НДС) по вновь заключенным сделкам составила примерно 159 млрд рублей (в 3,2 раза больше, чем за 1 полугодие 2009 года), а суммарный портфель лизинговых компаний – 1 037 млрд рублей.
Таблица 1 - Индикаторы развития рынка лизинга
Основной тенденцией в деятельности лизингодателей в 1 полугодии 2010 года стал переход от работы с просроченной задолженностью к наращиванию объемов нового бизнеса. Деятельность ранее стабильных клиентов, просроченная задолженность у которых возникла в связи с кризисными явлениями в экономике, восстанавливается. В связи со стабилизацией экономики возросла потребность предприятий в обновлении и расширении основных фондов, соответственно, и повысился спрос на лизинговые услуги».
По мнению большинства лизингодателей, проблема просроченной задолженности потеряла прежнюю остроту. С клиентами, временно испытывающими трудности, еще в 2009 году были проведены реструктуризации графиков лизинговых платежей. У лизингополучателей, с которыми не удалось договориться, либо имеющих неудовлетворительное финансовое состояние, техника была изъята и, по оценкам лизингодателей, в большинстве своем продана на вторичном рынке. В среднем по рынку продажа изъятой техники на вторичном рынке составила примерно 90%, а передача ее новым лизингополучателям – около 10%.
Тройку лидеров рынка по объему новых сделок в 1 полугодии 2010 года сформировали дочерние компании крупнейших финансовых институтов страны – «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно компании обеспечили 34,4% объема новых сделок. Наибольший объем контрактов (30,07 млрд рублей) был заключен компанией «ВТБ-Лизинг». Примечательна жесткая конкуренция между указанными компаниями – впервые за последние пять лет между достигнутыми результатами ведущих лизингодателей образовался такой минимальный разрыв.
Концентрация на лизинговом рынке в 1 половине 2010 года незначительно снизилась: если в 1 полугодии 2009 года на крупнейшую компанию приходилось 12,7% объема новых сделок, то в нынешнем году – 11,8%. В 1 половине 2008 года доля новых сделок крупнейшего лизингодателя на рынке составляла 7%. При этом концентрация бизнеса на 10 крупнейших компаний увеличилась с 43,8% в 1 половине 2009 года до 56,8% в 1 половине 2010 года.
Рисунок 3 - Профиль участников исследования в 1 половине 2010 года в разрезе собственников4
В географическом разрезе существенный прирост объема новых сделок на рынке пришелся в основном на Москву и Центральный ФО (рисунок 3). Хотя доля изношенного оборудования в столице ниже, чем в регионах, удельный вес регионального нового бизнеса сократился.
Доля Москвы в объеме заключенных в 1 половине 2010 года сделок увеличилась на 6,8 п. п. до 41,36%, доля Центрального ФО выросла на 0,8 п. п. до 14,02%. Наиболее сильно сократилась доля Уральского ФО – на 5,4 п. п. и Сибирского ФО – на 3,8 п. п. Тройку лидеров по объему сделок в Москве составили компании «Сбербанк Лизинг», «ВТБ-Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг». Суммарно данные компании обеспечили 62% новых сделок, приходящихся на столицу.