Лизинговые операции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 01:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций, порядка их проведения. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах.

Содержание работы

І. История возникновения лизинга.
ІІ. Понятие лизинга и основные виды лизинга
1. сущность лизинговой сделки
2. основные элементы лизинговой операции;
3. виды лизинговых операций;
4. лизинговый договор и порядок проведения
лизинговых сделок.
ІІІ. Российская практика: проблемы и перспективы развития лизинга.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ЛИЗ.docx

— 72.64 Кб (Скачать файл)

Международный институт экономики и права

 

 

 

Экономический факультет

 

Кафедра: Финансы и кредит

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

по предмету: Организация деятельности коммерческих банков

 

тема:              Лизинговые операции коммерческих банков

 

 

 

 

               

 

 

                

                                  

 

 

Выполнял  работу студент 3-го курса

очного отделения. Луканин Александр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Москва

 

 

 

 

 

 

 

Лизинговые  операции коммерческих банков.

 

Содержание.

                                                                                                       Введение

І.   История возникновения лизинга.                                              

ІІ.  Понятие лизинга и основные виды лизинга

  1. сущность лизинговой сделки

2. основные элементы лизинговой операции;                            

3. виды лизинговых операций;                                                 

  1. лизинговый договор и порядок проведения

лизинговых сделок.                                                                

ІІІ. Российская практика: проблемы и перспективы развития лизинга.                                                                      

Заключение.                                                                                

Список использованной литературы.                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В настоящее  время большинство российских предприятий  сталкивается с проблемой обновления основных фондов. При этом зачастую из-за нехватки оборотных средств они вынуждены брать кредиты под залог ценных бумаг, партий товара, недвижимости. С другой стороны, многие предприятия - поставщики оборудования - имеют трудности с реализацией своей продукции. В месте с тем существует путь, пока еще не получивший широкого распространения, но способный разрешить эти проблемы.

Речь в  данном случае идет о лизинге - новой  форме финансирования предприятий.

Лизинг как  вид деятельности возник после Второй мировой войны и получил широкое распространение в различных отраслях современной экономики. Появление лизинга в условиях научно-технического прогресса было связано с растущей потребностью предприятий и наукоемких производств в современном оборудовании, которую невозможно было удовлетворить с помощью традиционных форм финансирования.

Лизинг для  России - явление новое, а потому отсутствует и необходимый опыт проведения лизинговых операций. В  то же время в развитых странах  эта форма предпринимательской  деятельности получила широкое распространение. С помощью лизинга в таких странах, как Италия, Испания, Швеция, США, Канада, осуществляется до 30% всей инвестиционной деятельности1.

В настоящий  момент лизинговые операции начали широко применяться в практике российских коммерческих банков и специализированных лизинговых компаний, хотя существует множество проблем, требующих своего разрешения.

Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ  по сравнению с традиционными  формами финансирования, а также  описание разновидностей лизинговых операций, порядка их проведения. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах.

 

І. История возникновения и развития лизинга.

 

На основе тесных связей между производителем и потребителем продукции возникают  и развиваются принципиально  новые источники их финансирования и кредитования. Этим новым источником стал лизинг.

Сущность  лизинговой операции заключаются в  предоставлении на условиях аренды на средний и долгосрочный период средств производства предприятиям-пользователям. Операции лизинга позволяют получить предприятиям необходимое оборудование без значительных единовременных затрат.

Идея лизинга  не нова. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались еще  задолго до новой эры в древнем  государстве Шумер. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате, написанном около 350 г. до н. э.: “Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности”2. В Венеции уже в ХІ в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания “чугунные ценности” возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

Введение  в экономический лексикон термина  “лизинг” (от англ. to lease - сдавать внаем) связывают с операциями телефонной компании “Белл”, руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн”. Организатором этой фирмы был Генри Шонфельд. Таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского. К середине 60-х годов лизинговые операции в этой стране составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. дол., т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз3.

Столь стремительный  рост операций по аренде вызван определенными  преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В чем же заключается  инвестиционная привлекательность  лизинга, способствовавшая его быстрому распространению?

Лизинг - сравнительно молодой инструмент финансирования, но по сравнению с традиционными  формами он обладает существенными  преимуществами. Основное преимущество лизинга по сравнению с другими  способами инвестирования заключается  в том, что предприниматель может  начать свое дело, располагая лишь частью необходимых финансовых средств для приобретения основных фондов. Предприятию при этом предоставляются не денежные ресурсы, контроль за использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства.

Лизинг - это  также дополнительные услуги для  клиента. К числу особенно важных преимуществ лизинга относится  и довольно широкий спектр дополнительных услуг, которые лизинговые фирмы  предоставляют своим клиентам.

Итак, в развитии лизинга заинтересованы:

1) Лизингополучатели  - потребители оборудования. Они  имеют возможность эксплуатации  дорогостоящего оборудования за  небольшую лизинговую плату. В  настоящий период в странах  с рыночной экономикой лизинговые  операции для хозяйствующего  субъекта становятся преимущественными  при техническом перевооружении  производства;

2) Поставщики  оборудования, его производители.  За счет лизинга расширяется  рынок сбыта производимого ими  оборудования. Кроме того, поставщик  получает сумму стоимости оборудования  единовременно;

3) Лизинговые  компании - инвесторы, которым лизинг  обеспечивает необходимую прибыль  на вложенный капитал при более  низком риске (по сравнению  с обычным кредитованием). До завершающего  платежа компания является собственником  оборудования и в случае срыва  расчетов или банкротства лизингополучателя  может востребовать оборудование  и реализовать его для погашения  убытков. Кроме того, в большинстве  стран банки, занимающиеся лизингом, имеют значительные налоговые  льготы.

Таким образом, лизинг интересен не только для клиентов с ограниченными возможностями, но и для сильных в финансовом отношении предприятий. Это и послужило причиной его столь стремительного распространения.

В США лизинг превратился в один из основных видов  экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагающих свои услуги, и многообразная модификация  лизинговых договоров определили самые  различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателям в различных сферах экономики.

В конце 50-х  годов лизинговые компании в США обратили свои взоры на зарубежный рынок. В 1959 г. “Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн” учредила филиал в Канаде и стала подумывать об учреждении филиала в Англии. В этом же году управляющий директор английской кредитной фирмы “Меркантил кредит компани” посетил США и фирму “Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн”.

8 июня 1960 г.  была создана Торговая лизинговая  компания, в которой 80% акций принадлежали  “Меркантил кредит компани” и 20% “Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн”. Несомненные и быстрые успехи компании привлекли к себе внимание и других английских финансовых компаний. В первой половине 60-х годов большинство из них участвовало в операциях по лизингу. Постепенно присоединялись и банки.

Во Франции  первая лизинговая компания появилась  в 1957 г. и называлась “Sepafitec“. Она занималась лизингом промышленного оборудования. К 1965 г. во Франции уже действовало 28 лизинговых компаний. В Германии первая лизинговая фирма была создана в 1968 г. в Дюссельдорфе. Несколько позже была основана первая лизинговая фирма в Италии - в 1966 г4.

Таким образом, в Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 - начале 60-х годов. Развитие лизинга здесь  сдерживалось неопределенностью его  статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. После закрепления в налоговом  законодательстве статуса лизинговых договоров, их рост усилился.

В 1963 г. первая лизинговая фирма была создана в  Японии. Уже в 1967 г. общая сумма  договоров на аренду машин и оборудования здесь составила 42 млн. дол.

Развивался  лизинг и в странах плановой экономики (Чехословакии, Венгрии, Польше, Румынии). Болгария, например, около 10% техники  из развитых стран ввозила по лизингу, а в Китае годовой объем  лизинговых сделок в группе машин  и оборудования достиг почти 1млрд. дол.

В настоящее  время основная часть мирового рынка  лизинговых услуг сосредоточена  в треугольнике “США - Западная Европа - Япония”. В Западной Европе лизингодателями  выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75 - 80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.

Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления “пакета услуг”, включающего  комбинации купли-продажи, лизинга  и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.

Международный рынок лизинговых услуг - один из наиболее динамичных. По оценкам экспертов, к началу 1988 г. на условиях лизинга реализовывалось основных фондов на 250 млрд. дол., в то время как в 1979 г. - только на 50 млрд. дол.

В общей сумме  капитальных вложений в машины и  оборудование на долю лизинга приходится5: в США - 25-30%; в Англии, Франции, Швеции, Испании - 13-17%; Италии, Голландии - 12-14%; Австрии, Дании, Норвегии - 8-10%; в Японии - 8-10%.

Развитие  лизинговых операций в развитых странах  можно проследить на примере Германии.

 

Доля лизинговых операций

в общем объеме инвестиций в Германии (в %)6.

 

     

 

 

Из графика  видно, что доля лизинговых операций в общем объеме инвестиций постоянно  увеличивается. Анализируя выше перечисленные данные и график можно сделать вывод, что объем лизинговых операций в развитых странах имеет устойчивую тенденцию к росту.

Для современного периода характерно создание международных  лизинговых институтов. Так, Объединение  Европейских лизинговых обществ (штаб-квартира в Брюсселе) охватывает общества и  союзы 17 государств. В ряде стран  правительственные органы используют лизинг как особую форму поддеожки малого бизнеса. Так, в Японии специально создана система органов, обеспечивающая предоставление лизинговых услуг малым предприятиям. В частности, в учрежденной в 1966 г. Системе лизингооборудования принимают участие в качестве кредиторов национальное и префектурное правительства.

 

 

ІІ. Понятие лизинга и основные виды лизинга.

 

 

1. Сущность лизинговой  сделки.

 

В мировой  практике термин “лизинг” используется для обозначения различного рода сделок, основанных на аренде товаров  длительного пользования. В зависимости  от срока, на который заключается  договор аренды, различают три вида арендных операций:

- краткосрочная  аренда (рентинг) - на срок от одного  дня до одного года;

- среднесрочная  аренда (хайринг) - от одного года  до трех лет;

- долгосрочная  аренда (лизинг) - от трех до 20 лет  и более.

Поэтому под  лизингом понимают долгосрочную аренду машин и оборудования или договор  аренды машин и оборудования, купленных  арендодателем для арендатора с  целью их производственного использования, при сохранении права собственности  на них за арендодателем на весь срок договора.

Информация о работе Лизинговые операции коммерческих банков