Место и роль Центрального банка России в кредитно-денежной системе экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Сразу возникает вопрос: а почему, собственно, государство вмешивается в денежно-кредитные отношения? Ведь известно, что рыночная экономика – это саморегулирующаяся система, все элементы которой постоянно находятся под воздействием спроса и предложения. В поисках ответа можно предположить, что денежно-кредитные отношения занимают особое место в системе рыночных отношений. И это действительно так: без денег и кредита рыночной экономики не существует. Денежно-кредитные отношения – основа всех рыночных связей, это особые слишком важные отношения, чтобы их функционирование можно было отдать на «откуп» требованиям только законов спроса и предложения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава1.Кредитно-денежная система………………………………...…5
1.1. Банковская система……………………………………...…………5
1.2. Роль Центрального банка в экономике……………………………6
1.3. Специализированные кредитно-финансовые учреждения………9
1.4. Коммерческие банки…………….……………………………...…10
1.5. “Создание” денег коммерческими банками……………………..15
1.6. Цели и инструменты кредитно-денежной политик………………19
Глава 2. Кредитная система в Российской Федераци………………....25
Заключение………………………………………………………..……..31
Приложение...............................................................................................33
Список литературы...................................................................................36

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

 

Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.

Цели и средства, которыми государство осуществляет денежное предложение и регулирование  денежной массы, составляют содержание кредитно-денежной политики.

Основополагающей целью  денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью, стабильностью цен  и  устойчивым платежным балансом.

Нерегулируемая  деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать  денежное  предложение,  а  в  период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис.  Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения.  Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет эмиссионный банк.

Основные задачи денежно-кредитной  политики:

-обеспечение устойчивости  национальной валюты в целях  эффективного осуществления платежей и расчетов;

-выработка правил  денежного обращения, их регулирование  и контроль за их выполнением;

-воздействие на экономическую  конъюнктуру путем изменения  находящихся в обращении денег.

Для реализации этих задач  Центральный банк использует определенный набор инструментов. Как уже говорилось, только Центральный банк может осуществлять денежную эмиссию, имея исключительное право на печатание банкнот.

Кроме того, в целях  регулирования величины и структуры  денежной массы Центральный банк применяет специфические инструменты денежно-кредитной политики, важнейшими из которых являются:

-учетная политика;

-политика открытого  рынка;

-резервная политика;

При проведении своей  политики Центральный банк исходит  как из стратегических задач развития экономики страны, так и преследует частные тактические цели краткосрочного характера. Пи этом он может проводить как самостоятельную политику, так и идти в “фарватере” политики правительства.

Политика Центрального банка в значительной степени  определяется характером его взаимоотношений с другими государственными органами, вытекающим из специфики законодательства о Центральном банке и денежном обращении в той или иной стране, а также сложившимися в стране традициями и характером развития политических институтов.

Теперь рассмотрим подробнее  каждый инструмент монетарной политики.

Резервная политика заключается в том, что Центральный банк устанавливает  нормативы обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). Обязательные резервы выполняют функцию страхового фонда для депозитов (то есть гарантируют определенную величину нерисковых банковских активов), что актуально в периоды банковских кризисов. Норма обязательного резервирования, как правило, дифференцируется по видам вкладов: чем меньше величина и срок вклада, тем выше норма отчисления в резервы.

Величина коэффициента обязательного резервирования является одним из ключевых параметров, влияющих на мультипликативное расширение денежной массы, а, следовательно, и на величину денежного предложения. Так, повышение (понижение) нормы обязательных резервов приводит к уменьшению (увеличению) величины денежной массы, которую может поддерживать заданная величина резервов. Кроме того, величина указанного коэффициента оказывает влияние и на процентные ставки.

Установление нормы  обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению  банковской ликвидности, а с другой – эти нормы выступают в  качестве прямого ограничения инвестиций.

Однако применение политики минимальных резервных требований имеет и существенные ограничения, обусловленные как институциональными факторами, так и состоянием конъюнктуры  финансового рынка.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

Этот инструмент монетарной политики  является  наиболее  мощным, поскольку он  затрагивает  основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке. Впервые данный метод был применили в США в 1933 г.  В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. 

Политика открытого  рынка, то есть проведение операций на  открытом рынке является на сегодняшний день основным инструментом кредитно-денежной политики развитых стран. Целью этой политики является оперативное изменение денежной массы посредством купли-продажи ценных бумаг. Термин “открытый рынок” означает, что Центральный банк продает и покупает ценные бумаги на общедоступных институциональных площадках капли-продажи ценных бумаг, а не в порядке частных соглашений. Сделки совершаются с коммерческими банками или частными лицами.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости:

-Условий сделки – купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – так называемые обратные операции (операции РЕПО);

-Объектов  сделок – операции с государственными или частными бумагами;

-Срочности  сделки – краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;

-Сферы проведения  операций – охватывают только банковский сектор или включают и не банковский сектор рынка ценных бумаг;

-Способа установления  ставок – определяемые центральными банком или рынком.

Впервые эта политика стала применяться в США в 1920-х  гг. и сегодня получила широкое  распространение во всех странах, где имеется развитый финансовый рынок. Например, в активе баланса ФРС США доля ценных бумаг приблизительно составляет 80 %

Действенность политики открытого рынка заключается  в практически моментальном ее влиянии  на изменение денежной массы. Продавая ценные бумаги, Центральный банк снижает резервы банковской системы, и соответственно – денежную массу, покупая, наоборот – увеличивает.

Учетная (дисконтная) политика представляет собой классический инструмент в практике эмиссионных банков. Суть ее состоит в том, что Центральный банк устанавливает определенный процент, называемый учетной ставкой или ставкой рефинансирования, за предоставленные ссуды коммерческому банку для пополнения резервов. Условия обращения за такой ссудой и возможности ее получения различаются по странам.

Термин “учетная ставка”  означает ставку процента (или дисконта), по которой выдается кредит коммерческим банкам.

Повышение учетной ставки  приводит к тому, что коммерческие банки также увеличивают процент  за кредит, так как им будет нужно за счет этого источника погасить процент Центральному банку и получить прибыль. А в результате этого количество желающих взять кредит под высокий процент сократится, значит, снизится возможность расширения производства, и наоборот.

Учетная политика не является инструментом оперативного воздействия  на денежное предложение, более того, центральные банки стараются  проводить устойчивую и предсказуемую  учетную политику. Кроме того, в  некоторых странах, например, в РФ, ставка рефинансирования имеет огромное значение в налогообложении финансовых операций.

При проведении денежно-кредитной  политики Центральный банк исходит  из задач стабилизации экономического развития страны. В общем виде это  выглядит следующим образом: в периоды  экономического спада Центральный банк проводит экспансионистскую политику, расширяя предложения денег, в периоды “перегрева” экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживает рост денежной массы или вовсе сокращает предложение денег.

Учитывая взаимосвязь  большинства макроэкономических параметров, могут возникать определенные противоречия между различными тактическим целями, а также проблемы, связанные с различием в краткосрочных и долгосрочных последствиях изменения параметров финансового рынка для экономической конъюнктуры.               

Глдава2. Кредитная  система Российской Федерации.

 

Созданию современной  кредитной системы России предшествовал  длительный исторический период. За более  чем семидесятилетнюю историю кредитная  система России прошла несколько  этапов своего развития. Главными особенностями всего периода были ориентация на административные методы руководства экономикой, концентрация финансовых ресурсов и властных функций у государственных органов и полное несоответствие кредитным системам промышленно развитых стран. На последнем этапе административно-командного функционирования кредитная система СССР выглядела так:

-Госбанк СССР;

-Стройбанк СССР;

-Банк для внешней  торговли;

-Система Гострудсберкасс;

-Госстрах и Ингосстрах,                                                          

т.е. господствовало шесть  абсолютных монополистов, поделивших этот рынок между собой.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системы  показало ее низкую эффективность. Большая  часть кредитов предприятиями не возвращалась, и банки практически выполняли функцию не кредитования, а финансирования предприятий.

В середине 80-х годов  была предпринята попытка сформировать в стране двухуровневую кредитную  систему.

На верхнем уровне находился Госбанк СССР, на втором уровне – пять специализированных банков. Система небанковских кредитных институтов опять практически отсутствовала.

В качестве ответа на последствия  этой банковской реформы в стране стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на  базе денежных накоплений различных отраслей промышленности и населения.

В конце 1990 г. в стране окончательно установилась двухъярусная банковская система в виде ЦБ РФ, Сберегательного банка и коммерческих банков, которые получили самостоятельный  статус в области привлечения вкладов, кредитной и процентной политики.

В настоящее время  структура кредитной системы  России выглядит следующим образом:

1. Центральный банк  России.

2. Банковская система:

- коммерческие банки;

- Сберегательный банк  России;

- иные специализированные банки.

3. Специализированные  кредитно-финансовые институты:

 - страховые компании;

 - негосударственные пенсионные фонды;

 - инвестиционные компании;

 - финансово-строительные компании.

Безусловно, новая структура  кредитной системы в большей  степени отражает потребности цивилизованного рыночного хозяйства.

 

Согласно Федеральному закону (1995 г.), Банк России признается независимым; федеральные органы не имеют право вмешиваться в  его деятельность. Нормативные акты Банка, принимающиеся в пределах его функций, обязательны для исполнения федеральными и региональными органами власти.

Вместе с тем ежегодно, не позднее 1 октября, Банк России представляет на рассмотрение Думы, Президенту и  правительству проект основных направлений  кредитно-денежной политики на предстоящий год. Отчет о деятельности Банка за прошедший год представляется органам власти не позднее 15 мая.

Председатель Банка  назначается Думой по представлению  Президента сроком на 4 года; одно и  то же лицо не может занимать этот пост более чем три срока подряд.

Уставный капитал Банка  России определен в размере 3 млрд. руб.; 50 % прибыли от операций вносится в федеральный бюджет; учреждения Банка освобождены от уплаты налогов.

Подобно центральным  банкам других стран Банк России не имеет право осуществлять кредитные операции с юридическими лицами небанковского сектора, приобретать доли (акции) в кредитных и иных организациях, осуществлять операции с недвижимостью, заниматься торговой или производственной деятельностью, пролонгировать предоставленные кредиты (за исключением случаев, оговоренных законодательством).

Контрагентами Центрального Банка в современной России являются коммерческие банки – акционерные  и кооперативные, численность которых  составляла в конце 1996 г. 2098 с общим  капиталом в 15,9 трлн. руб. [Прилож.2]

Информация о работе Место и роль Центрального банка России в кредитно-денежной системе экономики России