Объект деятельности
финансового менеджмента в коммерческом
банке: — процессы исследования финансовых
операций банка и управления потоками
денежных средств банковской клиентуры.
Предмет деятельности
финансового менеджмента в коммерческом
банке: — разработка и использование
систем и методик рационального
планирования и реализации финансовых
операций (процессы привлечения и
размещения денежных средств).
Цель финансового
менеджмента в коммерческом банке
— определение рациональных требований
и методических основ построения
оптимальных организационных структур
и режимов работы функционально-технологических
систем, обеспечивающих планирование
и реализацию финансовых операций банка
и поддерживающих его устойчивость при
заданных параметрах, направленных на
приращение собственного капитала (акционерного
капитала) и/или прибыли при условии
сохранения стабильности и устойчивости
коммерческого банка.
Примеры заданных
параметров, влияющих на устойчивость
коммерческого банка, приведены
в табл. 3.
Таблица 3
Заданные параметры |
Режим деятельности |
Максимизация
прибыли банка |
Минимально допустимая нормативная
ликвидность
|
Максимизация ликвидности банка |
Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость
финансовых операций банка
|
Сбалансированность прибыльности и
ликвидности банка |
Норма прибыли, обеспечивающая рыночный
доход. Управление ресурсной базой
банка на основе ее дифференциации
по срокам, объемам и стоимости
соответственно возможностям активных
операций банка
|
Финансовый
менеджмент в коммерческом банке, как
и любая система управления, состоит
из двух подсистем:
- управляемой, или объекта управления;
- управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.
Субъектом управления
финансового менеджмента в коммерческом
банке являются высшее руководство,
аппарат управления, персонал банка,
который посредством различных
форм управленческого воздействия
осуществляет целенаправленное функционирование
объекта.
Объект управления
— денежные средства банковской клиентуры
совершают движение в соответствии
с оформленными сделками (договорами).
Правовая сторона этого процесса
осуществляется непосредственно через
субъект управления — коммерческий
банк как юридическое лицо. Экономическая
сторона процесса основана на финансовых
операциях банка (банковских продуктах,
операциях, услугах), которые отвечают
потребностям объекта управления. В
процессе финансового менеджмента
в соответствии с объектом, предметом
и целью его деятельности денежные
потоки банковской клиентуры трансформируются
в финансовые операции банка и за счет
этого создается добавленная стоимость,
обеспечивающая приращение капитала банка.
Процесс трансформации
денежных средств в системе финансового
менеджмента коммерческого банка проходит
через управление финансовыми операциями
банка, которые отражаются на его устойчивости.
Поэтому в таблице 4 выделены пять блоков
устойчивости с 12 подблоками, являющимися
функциями по управлению каждого из видов
устойчивости. Ниже представлены блоки
устойчивости коммерческого банка с пояснениями
содержания их функций.
Таблица 4
Финансовая
устойчивость банка |
- Программирование банка на основе финансово-экономических нормативов деятельности банка (внешних и внутренних), программирование и стратегия деятельности банка
|
|
- Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений
|
|
- Текущая оценка экономических выгод, операционно-стоимостный анализ банка и трансфертное ценообразование
|
Организационная
устойчивость банка |
- Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка
|
|
- Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента)
|
|
- Управление человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала
|
Функциональная
устойчивость банка |
- Специализация банка
|
|
- Универсализация банка
|
Коммерческая
устойчивость банка |
- Продуктовая политика банка и функционально-технологическая поддержка продуктового ряда банка
|
|
- Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка) или управление изменениями (реинжиниринг процессов обслуживания клиентов)
|
Капитальная устойчивость банка
|
- Кредитно-инвестиционная политика банка
|
|
- Эмиссионно-учредительская и фондовая политика банка
|
Финансовый
менеджмент в коммерческом банке
— это управление процессами формирования
и использования денежных ресурсов.
Он тесно связан с организационно-технологическим
менеджментом — управлением банковскими
подразделениями, их взаимоотношениями
в различных процессах банковской
деятельности, в том числе управлением
персоналом банка. Наряду с проблемами
финансового, организационно-технологического
характера в коммерческом банке большое
значение имеют проблемы информационного
и логико-аналитического обеспечения
финансового менеджмента коммерческого
банка, оптимизации деятельности коммерческого
банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации
технологических процессов и организационных
структур. Последние относятся к проблемам
системного анализа (исследования операций,
информатики).
Трехмерный
классификатор финансового менеджмента
в коммерческом банке можно представить
в виде схемы трех укрупненных
блоков управления процессами формирования
и использования денежных ресурсов.
- Фронтальный блок представляет собой систему управления по разработке комплексных программ и проектов деятельности банка с учетом заданных ограничений; методологию управляющих воздействий; организацию и управление процессами планирования, систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и бизнес-планирование; финансово-экономический мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.
- Верхний блок представляет собой набор операционных функций банка, выбранный им в соответствии с миссией и концепцией деятельности конкретного банка, которая определена управляющими воздействиями первого (фронтального) блока.
- Правый блок представляет собой разработку технологических аспектов деятельности банка в области продуктовой политики, реинжиринга2 бизнес-процессов обслуживания банковской клиентуры, экспертизы и консалтинга в области сопровождения сложных и интегрированных банковских продуктов и услуг, формализацию технологических средств управления ресурсной базой банка, формализацию и технологическую унификацию проблем банковской клиентуры и потребностей окружающей среды банка, разработку и реализацию технологических средств финансовой деятельности банка и его взаимодействия с клиентами.
Для реализации
целей финансового менеджмента
необходимо определить основные функции
подсистемы подразделений коммерческого
банка. К этим функциям подсистемы относятся:
- Стратегическое планирование — определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача — данная в определенных условиях
(например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.
- Моделирование — использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель - материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.
- Оперативное планирование - определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.
- Мониторинг — сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.
- Диагностика — оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.
- Цель управления — обеспечение надежности объекта управления.
Отсюда вытекает
третья особенность и вторая предметная
область финансового менеджмента
в коммерческом банке — создание
продуктового ряда банка. В целях
дальнейшей идентификации предметной
области финансового менеджмента
рассмотрим понятие "банковская операция"
и его взаимосвязь с понятиями
"банковский продукт" и "банковская
услуга".
Банковский
продукт — способ оказания услуг
клиенту банка (форма отношений "банк
– клиент"); регламент взаимодействия
служащих банка с клиентом при
оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных
организационных, информационных, финансовых
и юридических мероприятий, объединенных
единой технологией обслуживания клиента.
Банковская
операция — система согласованных
по целям, месту и времени действий,
направленных на решение поставленной
задачи по обслуживанию клиента.
Банковская
услуга — форма удовлетворения потребности
(в кредите, расчетно-кассовом обслуживании,
гарантиях, покупке-продаже и хранении
ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.)
клиента банка.
Продуктовый
ряд банка — банковская продукция.
Простой продукт
— продукт, который реализуется
одним функциональным подразделением
банка путем оказания одной услуги
клиенту.
Сложный продукт
— продукт, в реализации которого
могут быть задействованы несколько
подразделений банка в течение
длительного времени путем оказания
комплексной услуги клиенту.
Под развитием
продуктового ряда понимается следующий
механизм расширения продуктового ряда
банка:
- выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;
- разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;
- разработка регламента оказания требуемой услуги;
- разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;
- решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;
- решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;
- решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;
- разработка комплекса документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.
По целевому
назначению можно различать следующие
классы операций:
- Пассивные операции — аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;
- Активные операции — использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;
- Посреднические операции — обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.
Рассмотрим
более детально структуру предметной
области "посреднические операции банка".
Для этой цели используем новое понятие
"банковская триада", которое определяется
следующим образом.
Банковская
триада — сочетание трех понятий
"продукт – операция – услуга".
Продукт —
регламент (документально оформленная
упорядоченная совокупность правил)
выполнения операции по обслуживанию
клиента.
Операция
— упорядоченная совокупность действий
по удовлетворению заказанной потребности
(обслуживанию) клиента.
Услуга —
результат обслуживания клиента (выполнения
операции).
По степени
сложности можно выделить три
класса триад - элементарные, комбинированные,
интегрированные.