Международные финансово-кредитные
институты и их роль в международных
экономических отношениях.
Институционально
международный рынок капиталов
представляет собой совокупность частных,
государственных и межгосударственных
кредитных учреждений, внебанковских
фондов финансирования и ТНК, которые
выступают важными посредниками
кредитования внешней торговли, организаторами
вывоза и перераспределения капиталов
по странам в зависимости от спроса
и предложения.
● Ведущее место занимают
банковские компании.
Процесс интернационализации
кредитно-финансовой инфраструктуры привел
к созданию банковских синдикатов для
разовых операций по сбыту и распределению
облигаций промышленных компаний. По мере
удлинения сроков предоставляемых фирмам
кредитов группы крупных банков различных
стран начали создавать устойчивые консорциумы
для предоставления средне- и долгосрочных
займов. Следующий шаг на пути к более
тесной интеграции национальных кредитно-банковских
структур – образование международных
ассоциаций крупнейших банков в целях
совместного обеспечения своих клиентов
всеми видами банковских услуг. От консорциумов
их отличают два обстоятельства: полный
набор предоставляемых услуг и постоянный
характер сотрудничества банков-членов.
●
Важное место на мировом кредитном рынке
занимает государство, которое выступает
в виде центральных и местных органов
власти, казначейства, эмиссионного, экспортно-импортного
банка или других уполномоченных учреждений
и может выполнять функции непосредственного
кредитора, заемщика или играть роль гаранта
и поручителя по внешним обязательствам
частных юридических лиц.
● Особое положение
в институциональной структуре мирового
рынка ссудных капиталов занимают межгосударственные
банки и валютные фонды.
● Крупными субъектами
международных кредитных отношений выступают
транснациональные корпорации. Они располагают
гигантскими внутрикорпоративными накоплениями
и покрывают за счет самофинансирования
более половины своей потребности в ресурсах.
Международными
организациями — участниками МРСК являются:
Всемирный
банк – Международная финансово-кредитная
группа, состоящая из четырех финансовых
институтов:
• Международного банка
реконструкции и развития (МБРР);
• Международной
финансовой корпорации (МФК);
• Международной
ассоциации развития (МАР);
• Многостороннего
инвестиционно-гарантийного агентства
(МИГА).
На группу МБРР постоянно приходится
не менее половины общего годового объема
средств, выделяемых всеми межгосударственными
органами развивающимся странам.
Целью
МФК является стимулирование частного
предпринимательства, содействие совместным
инвестициям местного и иностранного
капитала.
МАР призвана предоставлять
наименее развитым странам беспроцентные
кредиты на срок 35–40 лет при льготном
периоде 10 лет. Они предоставляются в первую
очередь странам, у которых ВНП на душу
населения не выше 650 долл. в год. Однако
чтобы участвовать в МАР и получить доступ
к ее льготным кредитам, необходимо вступить
в МБРР.
МИГА как третий филиал МБРР служит
такой специальной цели, как поощрять
инвестиции в акционерный капитал и другие
направления прямых капиталовложений
в участвующие страны посредством их страхования
от некоммерческих рисков. Он также консультирует
правительственные органы стран–членов
относительно разработки и осуществления
политики, программ и порядка (процедур),
касающихся иностранных инвестиций, устраивает
встречи и переговоры между деловыми международными
кругами и местными органами власти заинтересованных
стран по вопросам инвестиций, а также
предоставляет необходимые информационные
услуги.
Международный валютный фонд
(МВФ). МВФ создан для того, чтобы посредством
частичной интернационализации золотых
и валютных резервов участвующих в нем
стран создать пул международных ликвидных
ресурсов, который должен служить источником
временного покрытия пассивного сальдо
платежных балансов стран, не располагающих
необходимыми для этого собственными
ликвидными ресурсами и не имеющих возможности
получить обычный банковский кредит за
границей.
Фонд предоставляет свои ресурсы
участвующим в нем странам в форме продажи
необходимой им иностранной валюты за
национальную валюту.
Управленческая
структура МВФ – Совет управляющих, в
котором каждая страна-член представлена
управляющим и его заместителем, назначаемыми
на пять лет. Обычно это министры финансов
или руководители центральных банков.
МВФ
устроен по образцу акционерного предприятия.
Поэтому возможность каждого участника
оказывать воздействие на его деятельность
с помощью голосования определяется долей
в капитале.
МВФ не только непосредственно
кредитует страны–члены, но и помогает
им получить кредиты у правительства промышленно
развитых стран, центральных банков, группы
МБРР, Банка Международных Расчетов, а
также у частных коммерческих банков.
Даже небольшой кредит МВФ облегчает доступ
стране на частный мировой рынок ссудных
капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как
бы удостоверяет платежеспособность данной
страны, выступает в качестве ее гаранта.
Банк
Международных Расчетов (БМР). БМР является
старейшим из существующих международных
валютно-финансовых организаций капиталистического
мира. Он был создан в 1930 году.
Идея о создании
банка возникла в связи с проблемой решения
вопроса о репарационных платежах Германии
странам-победительницам в первой мировой
войне и о расчетах по займам.
БМР предназначалась
роль механизма, способствующего выпуску
и распространению облигаций германского
займа на рынках частных капиталов. Он
должен осуществлять расчеты по этому
займу и конверсию доходов от займа в репарационные
платежи.
Высшим органом управления Банка
является общее собрание руководителей
Центральных Банков стран, имеющих акции
банка. Физические и частные юридические
лица, располагающими акциями банка, в
собрании не участвуют. Общее собрание
созывается, как правило, один раз в год
для того, чтобы утвердить доклад о деятельности
банка, его баланс, счет прибылей и убытков.
Дальнейшее
развитие банка было прервано валютным
кризисом, охватившим многие капиталистические
страны, и второй мировой войной. Но банк
не был ликвидирован, а был сохранен в
качестве подсобного фонда МВФ.
Устав
БМР запрещает выпускать банкноты, представлять
ссуды правительствам, открывать на имя
правительств текущие счета, держать в
своем распоряжении акции и владеть недвижимым
имуществом или устанавливать контроль
над каким-либо предприятием.
Операции
с коммерческими банками он производит
только с согласия ЦБ страны, на территории
которой эти банки функционируют.
Специфика
БМР заключается в строго конфиденциальном
характере его деятельности. Это определяет
место БМР как вспомогательного органа
МВФ и группы МБРР, с которыми он имеет
тесные связи. БМР – ведущий информационно-исследовательский
центр. Годовые отчеты Банка – одно из
авторитетных экономических изданий в
мире.
БМР превратился в международную
валютно-кредитную организацию по составу
участников и характеру деятельности.
Это обусловлено тем, что БМР является
международным банком центральных банков,
агентом и распорядителем в различных
международных валютно-расчетных и финансовых
операциях, центром экономических исследований
и форумом международного валютно-кредитного
сотрудничества.
Транснациональные компании
(ТНК) – это такая форма международного
объединения капиталов, когда головная
компания имеет свои отделения во многих
странах, осуществляя координацию и интеграцию
их деятельности.
Основной целью деятельности
ТНК является получение прибыли. В погоне
за прибы¬лью ТНК вкладывают средства
в производственные предприятия и банки
за рубежом, а в случае возникновения потребности
часто заимствуют их на международном
рынке ссудных капиталов. Тем самым ТНК
оказывают существенное влияние на развитие
междуна¬родных валютно-кредитных отношений
и на состояние националь¬ных экономик.
Каждая
ТНК представляет собой огромный финансовый
ор¬ганизм, звенья которого тесно взаимосвязаны
системой кредит¬но-расчетных отношений.
Специальные кредитно-финансовые под¬разделения
занимаются перераспределением накопленного
капи¬тала внутри корпорации и привлекают
внешние ресурсы. В резу¬льтате как бы
образуется внутрикорпорационная сфера
обра¬щения. Этот внутрикорпорационный
финансовый механизм имеет прямую и обратную
связи с международным рынком ссудных
ка¬питалов, которые во многом определяют
ход развития интеграци¬онных процессов
между странами.
Одновременно международный
рынок ссудных капиталов способствует
деятельности ТНК и в качестве дезинтегрирующего
фактора. Интенсивность интеграционных
процессов зависит от конкретной сферы
общественного воспроизводства: материального
воспроизводства, обращения товаров и
услуг, денежных средств и т.п. Наименьшая
ее величина – в производственной сфере,
на¬ибольшая – в денежно–кредитной.
Международный
рынок ссудных капиталов переплетает
ка¬питалы подавляющего большинства стран,
что ослабляет возмож¬ности контролировать
этот процесс в связи с неспособностью
обеспечить необходимое межгосударственное
регулирование.
Влияние международного
рынка ссудных капиталов на экономику
усиливается деятельностью ТНК. В результате
регио¬нальная интеграция (в рамках ЕС)
оказывается под дезинтегри¬рующим воздействием
международного рынка ссудных капиталов.
Однако страны общего рынка не смогут
существенно ограничить связи национальных
рынков ссудных капиталов с международным,
поскольку это одновременно ослабляет
их внутрирегиональные связи.
На рынке
краткосрочных еврокредитов проводятся
операции по кредитованию средств ТНК.
Сроки предоставления ссуд – от 3–6 месяцев
до одного года. Преобладающей формой
краткосрочных кредитов являются межбанковские
ссуды, т.е. помещение банками депозитов
на счета других крупных банков по относительно
низкой процентной ставке. Последние же
используют эти депозиты для кредитования
первоклассных заемщиков по более высоким
процентным ставкам, получая большие прибыли
на разнице процентов.
Транснациональные
банки. На рынке ссудных капиталов господствующие
позиции занимают транснациональные банки,
которые представляют собой новый тип
международного банка: они являются главными
центрами и посредниками в международной
миграции капитала.
Транснациональные
банки (ТНБ) – это крупные банки, достигшие
такого уровня международной концентрации
и централизации капитала, который благодаря
сращиванию с промышленным капиталом
предполагает их реальное участие в экономическом
разделе мирового рынка ссудных капиталов
и кредитно-финансовых услуг.
Отличие
ТНБ от национального крупного банка заключается
прежде всего в наличии у него зарубежной
институциональной сети. Кроме того, в
отличие от национального банка, деятельно
участвующего в международных операциях,
ТНБ переносит за границу не только активные
операции, но и часть собственного капитала
и формирование депозитной базы, в связи
с чем его зарубежная сеть используется
для получения банковской прибыли.
Транснациональные
банки, которые сформировались на базе
крупнейших коммерческих банков промышленно
развитых стран, господствуют на национальных
и международных рынках ссудных капиталов.
Однако,
несмотря на острейшую конкуренцию между
ТНБ, для них характерны тесная взаимозависимость,
переплетение капиталов. Весьма типичной
становится тенденция к усилению картелизации
международной банковской деятельности,
к фактическому разделу мирового рынка
ссудных капиталов между десятками крупнейших
транснациональных банков. На сегодняшний
день рынок среднесрочных кредитов –
это преимущественно рынок банковских
консорциумов и синдикатов, или рынок
синдицированных кредитов. Коллективная
организация кредитов на данном рынке
позволяет, во-первых, распределять риск
неуплаты между многими кредиторами и,
во-вторых, укрупнять размеры кредитов
до огромных сумм – на десятки и сотни
миллионов долларов, а иногда и свыше 1
млрд. долл. Банковские синдикаты, как
правило, включают до 50–60 банков, а порой
и больше.
Таким образом, ТНБ стали важным
элементом сравнительно нового феномена
– международного финансового капитала,
выполняя в то же время функции регулирования
в сфере международных экономических
отношений.
Центральный банк
Российской Федерации
Центральный банк Российской
Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского
республиканского банка Госбанка СССР.
Подотчетный Верховному Совету РСФСР,
он первоначально назывался Государственный
банк РСФСР.
2 декабря 1990 г. Верховным
Советом РСФСР был принят Закон о Центральном
банке РСФСР (Банке России), согласно которому
Банк России являлся юридическим лицом,
главным банком РСФСР и был подотчетен
Верховному Совету РСФСР. В законе были
определены функции банка в области организации
денежного обращения, денежно-кредитного
регулирования, внешнеэкономической деятельности
и регулирования деятельности акционерных
и кооперативных банков.
В июне 1991 г. был утвержден
Устав Центрального банка РСФСР (Банка
России), подотчетного Верховному Совету
РСФСР.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием
Содружества Независимых Государств и
упразднением союзных структур ВС РСФСР
объявил Центральный банк РСФСР единственным
на территории РСФСР органом государственного
денежно-кредитного и валютного регулирования
экономики республики. На него возлагались
функции Госбанка СССР по эмиссии и определению
курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось
до 1 января 1992 г. принять в свое полное
хозяйственное ведение и управление материально-техническую
базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть
его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственный
банк СССР был упразднен и все его активы
и пассивы, а также имущество на территории
РСФСР были переданы Центральному банку
РСФСР (Банку России). Несколько месяцев
спустя банк стал называться Центральным
банком Российской Федерации (Банком России).
В течение 1991-1992 гг. под руководством
Банка России в стране на основе коммерциализации
филиалов спецбанков была создана широкая
сеть коммерческих банков. После упразднения
Госбанка СССР была изменена система счетов,
создана сеть расчетно-кассовых центров
(РКЦ) Центрального банка и началась их
компьютеризация. Банк России начал осуществлять
куплю-продажу иностранной валюты на организованном
им валютном рынке, устанавливать и публиковать
официальные котировки иностранных валют
по отношению к рублю.
С декабря 1992 г. начался процесс
передачи Банком России функций кассового
исполнения государственного бюджета
вновь созданному Федеральному Казначейству.
Свои функции, определенные
Конституцией Российской Федерации (ст. 75)
и Законом "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк
осуществляет независимо от федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов федерации
и органов местного самоуправления.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания
стабильности банковской системы Банк
России создал систему надзора и инспектирования
коммерческих банков, а также систему
валютного регулирования и валютного
контроля. В качестве агента Министерства
финансов Банк России организовал рынок
государственных ценных бумаг (ГКО) и стал
принимать участие в функционировании.
С 1995 г. Банк России прекратил
использование прямых кредитов для финансирования
дефицита федерального бюджета и перестал
предоставлять целевые централизованные
кредиты отраслям экономики.
С целью преодоления последствий
финансового кризиса 1998 г. Банк России
проводил политику реструктуризации банковской
системы, направленную на улучшение работы
коммерческих банков и повышение их ликвидности.
В установленных законодательством рамках
с рынка банковских услуг были выведены
несостоятельные банки. Большое значение
для восстановления банковской деятельности
в послекризисный период имело также создание
Агентства по реструктуризации кредитных
организаций (АРКО) и Межведомственного
координационного комитета содействия
развитию банковского дела в России (МКК).
В результате эффективных действий Банка
России, АРКО и МКК банковский сектор экономики
в середине 2001 г. в основном преодолел последствия
кризиса.
Денежно-кредитная политика
Банка России была ориентирована на поддержание
финансовой стабильности и формирование
предпосылок, обеспечивающих устойчивость
экономического роста страны. Банк России
гибко реагировал на изменение реального
спроса на деньги, способствовал поддержанию
растущей динамики экономики, снижению
процентных ставок, инфляционных ожиданий
и темпов инфляции. Это привело к некоторому
укреплению реального валютного курса
рубля и стабильности финансовых рынков.
В результате взвешенной
денежно-кредитной политики и политики
валютного курса, проводимой Банком России,
увеличились золотовалютные резервы Российской
Федерации, нет резких колебаний обменного
курса.
Деятельность Банка России
в области развития платежной системы
была направлена на повышение ее надежности
и эффективности для обеспечения стабильности
финансового сектора и экономики страны.
С целью повышения информационной прозрачности
в функционировании платежной системы
Банком России была введена отчетность
кредитных организаций и территориальных
учреждений Банка по платежам, которая
учитывала международный опыт, методологию
и практику наблюдения за платежными системами.
В 2003 г. Банк России приступил
к реализации проекта по усовершенствованию
банковского надзора и пруденциальной
отчетности за счет внедрения системы
международных стандартов (МСФО).
Предусматривается реализация
комплекса мер, включая обеспечение достоверного
учета и отчетности кредитных организаций,
повышения требований к содержанию, объему
и периодичности публикуемой информации,
реализации в учете и отчетности подходов,
признанных передовой международной практикой.
Кроме того, будет раскрыта информация
о реальных владельцах кредитных организаций,
контроль за их финансовым состоянием,
а также повышение требований к должностным
лицам кредитной организации и их деловой
репутации.
Повышенное внимание Банк
России уделяет ряду проблем. Одна из них
связана с тем, что в последнее время все
более важную роль начинают играть специфические
риски, связанные с динамикой цен на отдельные
финансовые активы и конъюнктурой рынка
недвижимости. К высокой концентрации
рисков у ряда банков приводит практика
кредитования связанных сторон. В связи
с этим совершенствование Банком России
методов банковского регулирования и
надзора идет в направлении развития содержательного
(риск-ориентированного) банковского надзора.
Еще одна проблема, которой
Банк России уделяет повышенное внимание,
— это фиктивная капитализация банков.
С целью противодействия
использованию банками разного
рода схем для искусственного
завышения или занижения значения
обязательных нормативов в 2004 г.
Банк России принял ряд документов в том
числе Положение "О порядке формирования
кредитными организациями резервов на
возможные потери" и Инструкцию "Об
обязательных нормативах банков".
В связи с расширением
круга кредитных организаций,
предоставляющих населению ипотечные
кредиты, Банк России в 2003 г.
издал Указание "О проведении единовременного
обследования по ипотечному кредитованию",
в котором был определен порядок составления
и предоставления сведений о предоставленных
кредитными организациями ипотечных жилищных
кредитах.
С принятием Федерального
закона "Об ипотечных ценных бумагах"
кредитные организации, обеспечивающие
соблюдение требований по защите интересов
инвесторов, получили законодательно
закрепленную возможность рефинансировать
свои требования по ипотечным кредитам
за счет выпуска указанных ценных бумаг.
В 2004 г. на основании Федерального
закона "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" и Федерального
закона "Об ипотечных ценных бумагах"
Банк России издал Инструкцию "Об обязательных
нормативах кредитных организаций, осуществляющих
эмиссию облигаций с ипотечным покрытием",
в которой установил особенности расчета
и значений обязательных нормативов, величину
и методику определения дополнительных
обязательных нормативов кредитных организаций,
осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным
покрытием.
В декабре 2003 г. был принят
Федеральный закон "О страховании вкладов
физических лиц в банках Российской Федерации".
В нем были определены правовые, финансовые
и организационные основы функционирования
системы обязательного страхования вкладов
физических лиц в банках Российской Федерации,
а также компетенция, порядок образования
и деятельности организации, осуществляющей
функции по обязательному страхованию
вкладов, порядок выплаты возмещения по
вкладам.
В настоящее время в системе
страхования вкладов участвует подавляющее
большинство банков. В них сосредоточено
почти 100 процентов всех вкладов физических
лиц, размещенных в банковских учреждениях
Российской Федерации.
В апреле 2005 г. Правительством
Российской Федерации и Центральным банком
Российской Федерации была принята "Стратегия
развития банковского сектора Российской
Федерации на период до 2008 года".
В соответствии с этим документом
основной целью развития банковского
сектора на среднесрочную перспективу
(2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости
и эффективности функционирования.
Основными задачами
развития банковского сектора
являются:
- усиление защиты интересов
вкладчиков и других кредиторов
банков;
- повышение эффективности
осуществляемой банковским сектором
деятельности по аккумулированию
денежных средств населения и
организаций и их трансформации
в кредиты и инвестиции;
- повышение конкурентоспособности
российских кредитных организаций;
- предотвращение использования
кредитных организаций для осуществления
недобросовестной коммерческой
деятельности и в противоправных
целях (прежде всего таких,
как финансирование терроризма
и легализация доходов, полученных
преступным путем);
- развитие конкурентной
среды и обеспечение транспарентности
в деятельности кредитных организаций;
- укрепление доверия к
российскому банковскому сектору
со стороны инвесторов, кредиторов
и вкладчиков.
В 2008 году, в связи с кризисом
ипотечного кредитования в США и острым
дефицитом ликвидности на международных
финансовых рынках, изменились условия
проведения денежно-кредитной политики.
Банк России увеличил объемы рефинансирования
коммерческих банков. Был разработан аукционный
механизм размещения свободных средств
федерального бюджета на банковских депозитах.
При этом с целью существенного снижения
инфляции Банк России активно использовал
доступные ему инструменты денежно-кредитной
политики — процентные ставки, нормативы
обязательных резервов, валютный курс
рубля. В сентябре 2008 г. в результате обострения
мирового финансового кризиса ситуация
в экономике России кардинально изменилась.
Резкое падение мировых цен на нефть и
другие экспортируемые Россией товары
привело к ухудшению состояния платежного
баланса страны. К концу 2008 г. сформировавшийся
осенью 2008 года валютный курс рубля перестал
соответствовать экономическим реалиям.
Поэтому была проведена постепенная девальвация
рубля. 23 января 2009 года верхняя граница
валютного коридора стоимости бивалютной
корзины была установлена на уровне 41
рубль.